План по самообразованию на 2018-2022 гг
материал

План по самообразованию на 2018-2022 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gaptrahimova_g.r.docx86.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 «Соенеч» НМР РТ

План работы по самообразованию на тему

«Развитие познавательных способностей детей через интеллектуально-развивающие игры»

Срок реализации: 2018-2022 год

Воспитатель: Гаптрахимова Г.Р.

Актуальность темы:  Познавательное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии познавательных способностей дошкольников особое место занимает интеллектуально-развивающие игры, которые является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря таким играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Познавательное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

 После введения  ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи  не только в рамках организованно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель:  познавательное развитие дошкольников через использование интеллектуально-развивающих игр.

Задачи:

 - Раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально развитых детей.

 - Развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста.

 - Стимулировать умственную активность детей.

-  Научить детей пользоваться приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Познавательное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития познавательных способностей детей:

1. Составление рассказа или истории по картинкам.

2. Узнавание предметов по ряду признаков.

3. Сравнение двух или нескольких предметов.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов.

6. Подобрать слово противоположного значения.

7. Решение логических задач.

8. Умение находить логические ошибки.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10.

Предполагаемый  результат:

 1.Создание  рабочей  программы  кружка:  «Умники и умницы».

 2.Проведение  открытых   мероприятий  внутри ДОУ.

 3.Чтение докладов  и  выступления на конференциях.

 4.Разработка  и  проведение воспитательных часов  по  ФГОС.

 5.Организация  работы кружка по познавательному развитию.

 Информационно-аналитическая часть: 

Изучение научной и учебно-методической литературы

  • Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  • Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  • Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  • Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.»
  • Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
  • Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
  • Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
  • Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
  • Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
  • Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
  • Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, — 65 с.
  • Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск : Симбирская книга, 2001. — 64 с.
  • «Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. — Челябинск, 2000. — 84 с
  •  Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32. ¬ Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79..
  • Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. — Ульяновск, 1995. – 44 с.
  • Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.
  • Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
  • Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.
  • Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  • Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
  • Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  • Направления, формы организации работы, принципы использования игровых образовательных технологий по познавательному развитию старших дошкольников .
  • Создание в группе предметно-развивающей среды по образовательной области «Познание» для  развития старших дошкольников.
  • Планирование и организация ООД по формированию познавательного развития на основе интеллектуально-развивающих игр.
  • Организация кружковой работы с детьми
  • Диагностика уровня сформированности интегративного качества.
  •  Взаимодействие с родителями по вопросу познавательного развития дошкольников.

 

Основные направления и действия для повышения  личного самообразования:

Профессиональное направление:

1. Своевременно  повышать  квалификацию   на  педагогических курсах.

2. Знакомиться  с  новыми   авторскими  программами  по познавательному развитию.

3. Изучать  новую  литературу  по  игровым технологиям.

4.  Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

5. Принимать  активное  участие  в  работе   МО, в  научно-практических  конференциях, в конкурсах, семинарах.

6.  Посещать  занятия  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Организовывать   кружковую  работу  по  направлению.

9. Проводить  открытые  мероприятия  для  анализа  со  стороны  коллег.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое направление:

1. Изучать   научно-методическую  и  учебную  литературу.

2. Проектировать  персональный сайт.

3.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.

 

Предполагаемый  результат:

 1.Создание  рабочей  программы  кружка:  «Умники и умницы».

 2.Проведение  открытых   мероприятий  внутри ДОУ.

 3.Чтение докладов  и  выступления на конференциях.

 4.Разработка  и  проведение творческих занятий по  ФГОС.

 5.Организация  работы кружка по познавательному развитию.

 

Форма  отчета  по  проделанной  работе:

1.Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях   МО воспитателей.

2. Итоговая диагностика по познавательному развитию детей.

3. Анализ работы по теме самообразования. 

4.Сделать консультацию для воспитателей по познавательному развитию дошкольников.

 

Выводы по окончанию работ:

Вывод:   Особенностью организации познавательного развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

            Компетентность воспитателя в области формирования познавательного развития детей, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире.

Планирование работы по самообразованию

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы, формы, литература

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. См. список литературы

2018-2022 г

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Диагностика

Разработка и проведение диагностики детей через интеллектуально-развивающие игры

Ежегодно

Организация и

обогащение предметно- развивающей среды

Оформление уголка «В гостях у Игровичка», где будут собраны различные интеллектуально-развивающие, авторские игры, пособия.

Ежегодно

Составление плана.

Планирование основных форм работы

Ежегодно

Программа кружка

Разработка программы «Умники и умницы»

2019-2020 г.

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете

По плану ДОУ

2018-2022 г

Презентация

Использование ИКТ

Консультация

 «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Выступление на пед.часе.

«Познавательное развитие в ДОУ»

«Игра в познавательном развитии детей»

Методы и приемы при организации занятий по познавательному развитию»

.«Интеллектуальная игра - как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по теме

Проведение образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ

По плану ДОУ

Открытый просмотр .

Выставки

Дидактические игры по познавательному развитию своими руками

2022 г

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

1.Буклеты, консультации, папки-передвижки.

2018 -2022 г

Консультации.

«Развиваем руку - развиваем речь»

«Советы родителям будущих первоклассников»

«Чем занять ребенка дома

«Интеллектуальные игры для развития познавательных способностей детей»

Совместное оформление выставок

Выставка детских дидактических игр

«Математика – это интересно». Презентации на темы: «Растем - играя!».

2018 -2022 г

Творческий отчет

Открытые мероприятия

Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей  по теме: «Путешествие в сказку»

«Путешествие с Буратино»

2018 -2022 г

Творческий отчет

Работа с детьми

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

«Математика и дети»  А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»..

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Математика и дети» А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

 «Играем в числа» серия пособий

 «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

 

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В течение учебного года

Давыдова Г.Н. «Математика и дети»

«Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова 

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Участие в конкурсах

Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

2018-2022 г

Выставка

Оформление выставок

Творческий отчет

Выставка дидактических игр

Апрель-

Май

Выставка

Диагностика детей

Проведение диагностики познавательных способностей у детей.

Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества в таблице, отражающей индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Апрель-

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2022 гг.

: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...

План по самообразованию на 2018-2022 года

План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию педагога-психолога...

Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...

План по самообразованию на 2018 - 2022 г.

Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....

Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой  личности и развитие речи дошкольников»....