Программа дополнительного образования "Почемучки"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«ПОЧЕМУЧКИ»
Актуальность.
Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в 5 – 6 лет закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием.
Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение невозможно.
В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
Направленность
Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания. Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.
Цели и задачи
Цель: интеллектуальное развитие и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
1. Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
2. Развитие познавательных психических процессов, повышение мотивационной готовности к школе;
3. Развитие произвольности поведения, коммуникативных компетенций.
Новизна и педагогическая целесообразность
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие коммуникативных компетенций. В игре дети:
1. Учатся применять имеющиеся у них знания;
2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;
3. Учатся взаимодействию друг с другом;
Занятия проводятся на всей площади групповой комнаты: на ковре, за партами, в тематических зонах. Используется большое количество наглядного материала, игрушек, ленточек, мячей и т. д. При проведении занятий применяется соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
От 5 до 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
С 1 октября по 31 мая.
Режим занятий:
1 раз в неделю, продолжительность 30 – 35 минут.
Структура занятий:
I. Вводная часть (4 мин.):
Игры на сплочение детского коллектива, развитие внимания и скорости мышления.
II Основная часть (15 - 20 мин):
1. Дидактические игры и упражнения на закрепление и уточнение знаний об окружающем мире.
Динамическая пауза (2 мин).
2. Игры и упражнения на развитие речи, познавательных и психических процессов (6 мин).
III. Заключительная часть. Рефлексия (3 мин.)
Ожидаемый результат
Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию детей. Под этим подразумевается и интеллектуальное развитие, и расширение кругозора, и повышение уверенности в себе. Дети научатся использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения. Игры помогут в развитии речи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Интеллектуальные викторины.
Учебно-тематический план кружка «Почемучки»
Месяц | Неделя | № занятия тема | Содержание |
Октябрь | 1 | 1 «Осень» | 1. «Паутина». 2. «Расскажем Незнайке про осень». 3. «Закончи предложения». 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 2 «Деятельность взрослых и детей осенью» | 1. «Имя и движение». 2. «Запомни картинки». 3. «Найди пару». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 3 «Фрукты» | 1. «Что я люблю делать». 2. «Фруктовый сад». 3. «Что напутал художник». 4. «Всем-всем спасибо!» | |
4 | 4 «Овощи» | 1. «Отдам тебе то, что есть у меня». 2. «В огороде». 3. «Маленькие поварята». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Ноябрь | 1 | 5 «Домашние животные» | 1. «Передай маску». 2. «У бабушки в деревне». 3. «Кто как кричит?». 4. «Всем-всем спасибо!» |
2 | 6 «Дикие животные» | 1. «Смешное приветствие». 2. «Зоопарк». 3. «Кто где живет?». 4. «Всем-всем спасибо». | |
3 | 7 «Животные разных широт» | 1. «Друг к дружке». 2. «Кто как передвигается?». 3. «Животные и их детеныши». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 8 «Птицы» | 1. «Волшебное зеркало» (в парах). 2. «Птицы и их птенчики». 3. «Кто поет, а кто стрекочет». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Декабрь | 1 | 9 «Зима» | 1. «Плот». 2. «Расскажем Незнайке о зиме». 3. «Что сначала, что потом» 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 10 «Зимние забавы» | 1. «Прогноз погоды». 2. Составление рассказа по картинкам «Как весело зимой». 3. «Чья у зверя голова?» 4. «Всем-всем спасибо!» | |
3 | 11 «Транспорт» | 1. «Пара слов о себе». 2. «На чем ехал Грека?». 3. «Что везут машинки?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 12 «В стране геометрических фигур» | 1. «У меня есть бабушка в Америке». 2. «Расставь фигуры». 3. «Что изменилось?». 4. «Всем-всем спасибо!» | |
Январь | 1 | 13 «Посуда» | 1. Чайник. 2. «Угощаем гостей». 3. «Узнай предмет по силуэту». 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 14 «Разноцветный мир» | 1. «Комплимент». 2. «Что у нас такого цвета?». 3. «Кто кем был?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 15 «Мой город» | 1. «Покажи нос». 2. «Незнайка в Москве». 3. «Скажи наоборот». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 16 «Инструменты» | 1. «Запретное движение». 2. «Наши помощники». 3. «Какое оно?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Февраль | 1 | 17 «Мебель» | 1. «Попутного ветра!». 2. «У куклы Тани новоселье». 3. «Четвертый лишний». 4. «Всем-всем спасибо!» |
2 | 18 «Одежда» | 1. «Шмели и лебеди». 2. «В магазине одежды». 3. «Отгадай, что это?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 19 «Обувь» | 1. «Разговор на тарабарском языке». 2. «Чудо-дерево». 3. «Найди такой же». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 20 «Части суток» | 1. «Прогноз погоды». 2. «Когда это бывает?». 3. «Назови ласково». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Март | 1 | 21 «Весна» | 1. Рисунки на спине. 2. «Расскажем Незнайке о весне» 3. «Собери картинку» 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 22 «Деятельность взрослых и детей весной» | 1. «Лады-дады-ладушки». 2. «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди». 3. «Назови одним словом». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 23 «Профессии» | 1. «Товарищи, капитаны!». 2. «Кто чем занимается?» 3. «Из чего сделан предмет?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 24 «Предлоги» | 1. «Плачет киска в коридоре». 2. «Найди место». 3. «Раскрась по памяти». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Апрель | 1 | 25 «Человек» | 1. Упражнение «Дождик». 2. «Палка-палка-огуречик». 3. «Найди половинки». 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 26 «Семья» | 1. «Зеркало» (в круге). 2. «Дружная семья». 3. «Один и много». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 27 «Деревья и кустарники» | 1. Игра «Тух-тиби-дух». 2. «Прогулка по лесу». 3. «Да» и «Нет» не говорите. 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 28 «Насекомые» | 1. Игра «Пчелы и змеи». 2. «Прыгает-летает-ползает» 3. «Кто куда летит?». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
Май | 1 | 29 «Цветы» | 1. Игра «Быстрые превращения». 2. «Соберем букет». 3. «Что напутал художник». 4. «Всем-всем спасибо!». |
2 | 30 «Здравствуй, школа!» | 1. «Солнце, вода, дом». 2. «Что хорошо, а что плохо». 3. «Соберем ранец». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
3 | 31 «Лето» | 1. «Солнце светит для того...». 2. «Вот оно какое, наше лето!». 3. «Назови лишнее слово». 4. «Всем-всем спасибо!». | |
4 | 32 «Времена года» | 1. «Узелки». 2. «Когда это бывает?» 3. «Стихи-смешинки» с иллюстрациями 4. Обмен впечатлениями, пожелания. |
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования (ФГОС), МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва 2014
Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких.- М,:
Амрита-Русь, 2004
Узорова О., Нефедова Е., 1000 упражнений для подготовки к школе, ООО «Издательство Астрель», 2001
Фопель К., Как научить детей сотрудничать, психологические игры и упражнения, Москва «ГЕНЕЗИС»2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...