Дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида» г.о. Саранск
Рассмотрено и одобрено
На заседание педагогического
совета № _____ от ________
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОУ
«Детский сад №5»
комбинированного вида»
______________ Л.В. Антонова
Протокол № ____ от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА)
«Любознайка»
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Курдюшкина С.Н.
Саранск 2016 – 2017 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 8 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 21 |
6. | Список литературы | 22 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников «Любознайка» |
Руководитель программы | Воспитатель Курдюшкина Светлана Николаевна |
Организация-исполнитель Адрес организации исполнителя | МДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Саранск, ул Севастопольская 86 |
Цели программы | Формирование у детей 5 – 7 лет познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. |
Направленность программы | Опытно-экспериментальная |
Срок реализации программы - | 2 года обучения |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы Ожидаемые конечные результаты программы | Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив знать: - основные легкоопределяемые свойства воздуха, воды; - общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - правила сохранения и укрепления здоровья. уметь: - определять температуру воды, воздуха, тела человека; - уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни; - выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения. владеть: навыками наблюдения, измерения, сравнения. -повысить уровень дошкольной готовности детей; -развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое; |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
2.Новизна: новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей и подготовительной к школе группах детского сада в рамках кружковой работы по познавательному развитию. Дети в игровой форме вместе с героем научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
3.Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
4.Отличительные особенности: Образовательная программа «Любознайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
5.Педагогическая целесообразность: эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
6.Цель программы: формирование у детей 5 – 7 лет познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
7.Задачи:
Образовательные (обучающие):
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе и магнитном поле.
Развивающие:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям;
Воспитательные:
- воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
8. Возраст детей: от 5 до 7 лет.
9.Сроки реализации: 2 года. Продолжительность реализации (период с октября по апрель месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 25-30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.
10.Формы и режим занятий:
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-12 человек.
Формы организации занятий:
- игровая – познавательная деятельность взрослого и детей;
- индивидуальная – беседы;
- экспериментирование;
- наблюдение, измерение, сравнение
Возраст | Длительность занятия | Количество в неделю | Количество в год |
5 – 6 лет | 25 минут | 1 | 28 |
6 – 7 лет | 30 минут | 1 | 28 |
11.Ожидаемые результаты:
- повысить уровень дошкольной готовности детей;
- развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
- приобрести ряд познавательных умений и навыков.
- знать:
- основные легкоопределяемые свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
- уметь:
- - определять температуру воды, воздуха, тела человека;
- - уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
- владеть: навыками наблюдения, измерения, сравнения.
12.Форма подведения итогов:
по реализации дополнительной образовательной программы «Любознайка» - открытое занятие для родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Любознайка»
№ п/п | Перечень тем | Количество занятий | |||||
Дети 5 – 6 лет | Дети 6 – 7 лет | ||||||
теоретические | практические | всего | теоретические | практические | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 |
2. | Температура | 1 | 2 | 3 | 2 | 6 | 8 |
3. | Свет | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
4. | Звук | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
5. | Сила | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
6. | Электричество | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
7. | Кислотность | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 |
8. | Пульс | 1 | 2 | 3 | - | - | - |
9. | Магнитное поле | 2 | 3 | 5 | 1 | 2 | 3 |
10. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
Итого: | 10 | 18 | 28 | 11 | 17 | 28 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), наблюдений.
2. «Социально-коммуникативное развитие». Формирование целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
3. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, примет, пословиц о природе).
4. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамических пауз.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Наураша»
в старшей группе
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение | Работа с родителями |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | Анкетирование «Познавательно - исследовательская деятельность детей» |
«Чудо-вода» (2, С. 97-102) | 1 | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знание об агрегатном состоянии воды; развивать умение проводить несложные эксперименты; развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. | Беседа, опыт | Лупа, соль, сахар, молоко, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеёнки – по числу детей. | |
«Такая волшебная вода» (3, С. 23) | 2 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. | |
«Долгое путешествие» (3, С. 24) | 3 | Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников. | Проблемная ситуация, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, лупа, «Блокноты исследователей», карандаши, диск с мультфильмом «Мама для мамонтёнка», картинки с изображением белых медведей и пингвинов на льдине, ёмкость с водой, ёмкость со льдом, глобус. | |
«Что такое термометр» (3, С. 25) | 2 | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. | Консультация «Экспериментирование в домашних условиях» |
«Воздух видимый и невидимый» (2, С. 138-142) | 1 | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей. | |
«Почему изменился воздух» (3, С. 26) | 2 | Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека». | |
«Куда движется воздух» (3, С. 28) | 2 | Дать детям представление о том, что при нагревании меняется свойство воздуха: воздух становится лёгким и поднимается вверх. Развивать умение пользоваться схемами и фиксировать на них результат опытов. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, план-схема комнаты (потолок, пол, стены), цветные символы: красный, синий, оранжевый, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить). | |
«На солнышке тепло» (3, С. 29) | 2 | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. | Консультация «Познавательная активность в жизни ребёнка» |
«Ближе – теплее» (3, С. 30) | 2 | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. | |
«Что даёт нам свет?» (3, С. 40) | 2 | Формировать представление об искусственных и естественных (природных) источниках света. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: сила света зависит от использования | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, картинки с изображением различных источников света, символы: рукотворный мир, природа. | |
«Как сделать светлее?» (3, С. 41) | 2 | Дать детям понятие о том, что освещенность предмета зависит от силы источника. Продолжать Развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи. Закреплять умение пользоваться датчиком света. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, картинки с изображением различных источников света, настоящие разные источники света, план-схемы разных комнат. | |
«Радуга в небе» | 2 | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание. | Беседа, опыт | Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. | Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой кружка дополнительного образования» |
«Как появляются тени» (1, С. 69) | 1 | Рассказать детям о том, как образуется тень, о её зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения. | Беседа, опыт | Настольная лампа, предметы разной степени прозрачности | |
«Темнее - светлее» (3, С. 42) | 2 | Дать детям понятие о том, что освещенность предмета зависит от расстояния до источника света. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, «волшебная» лампа (с гибким держателем). | |
«Тёмный космос» (1, С. 83) | 1 | Формировать представление о том, почему в космосе темно. | Беседа, опыт | Картинки с изображением космоса, фонарик, линейка. | |
«Почему пищал Мишутка?» (3, С. 44) | 3 | Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты. | Консультация «Ребёнок и компьютер: вред и польза» |
«Коробочка с секретом» (1, С. 80) | 1 | Помочь детям выявить причины ослабленного звука. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или с крупами, одна коробочка внутри полностью обложена поролоном, мелкие металлические предметы. | |
«Где живёт эхо?» (1, С. 81) | 2 | Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. | |
«Что такое сила?» (3, С. 46) | 4 | Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. | Консультация «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста» |
«Батарейка» (3, С. 36) | 2 | Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. | |
«Электроплоды» (3, С. 38) | 4 | Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта. | Семинар-практикум для родителей: «Учимся экспериментировать» |
«Как мы чувствуем вкус?» (4, С. 38) | 3 | Рассказать об органах чувств человека, в частносте о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. | ||
«Когда сердце бьётся чаще» (4, С. 50) | 3 | Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. | |
«Два магнита» (1, С. 82) | 1 | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Беседа, опыт | Два магнита. | |
«Почему всё падает на землю» (1, С. 70) | 2 | Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. | Беседа, опыт | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. | |
«Тянем-потянем» (3, С. 32) | 2 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы. | Посещение занятий |
«Дальше - слабее» (3, С. 33) | 2 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с зависимостью магнитной силы от расстояния до магнита. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные по величине и весу металлические предметы, схема проведения измерения, лист плотной бумаги, металлические опилки, картинки: волны, человек кричит (звук), ураган. | |
«Кто сильнее?» (3, С. 35) | 2 | Закрепить представления детей о способности магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить детей с тем, что магниты обладают разной магнитной силой. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
Итоговое занятие | 1 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Наураша»
в подготовительной к школе группе
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение | Работа с родителями |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Вспомнить с детьми такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. | Анкетирование «Организа ция и проведение кружка» |
«Как замерзает река?» (3, С. 48) | 2 | Дать детям представление о зависимости изменения температуры воды (остывание) от ее количества. Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории. Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать. Упражнять в навыка работы по алгоритму решения проблемной ситуации. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, схема «Строение реки», карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с теплой водой, песочные часы 5 минут, «Блокноты исследователей», бумага, краски, кисточки. | |
«Как измерить температуру воды?» (3, С. 49) | 3 | Продолжать формировать умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя ее состояния через способы решения проблемной ситуации. Упражнять в навыках работы по алгоритму решения проблемной ситуации. Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкости с водой (холодная, горячая), «Блокноты исследователей», перфокарты игры «Волшебные превращения». | |
«Комнатная температура» (3, С. 51) | 3 | Дать детям представления о том, какая температура воды называется «комнатной». Развивать умение работать в команде. Упражнять в навыках работы по алгоритму решения проблемной ситуации. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, 2 таза: с холодной водой и очень теплой водой, «Блокноты исследователей», емкости для смешивания воды, фотография комнатного цветка на телефоне, графин с водой комнатной температуры, комнатный термометр. | Посещение занятий |
«Комфортная температура» (3, С. 53) | 3 | Дать детям представления о том, какая температура называется «комфортной». Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать. Воспитывать осознанное отношение к природе. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с водой комнатной температуры, «Блокноты исследователей», «Шкала комфортной температуры». | |
«Почему горячо?» (3, С. 54) | 3 | Стимулировать самостоятельность детей в поиске информации о том, что материалы по- разному нагреваются (проводят тепло) через решение проблемной ситуации. Развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи. Закреплять навыки работы с датчиком цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», карандаши, диск с мультфильмом «Маша и медведь», емкости (чашки, стаканы) из разных материалов: стекло, керамика, дерево, алюминий, полистирол, пластмасса, емкость с теплой водой, символы заданий. | |
«Что помогает термосу сохранить тепло?» (3, С. 56) | 3 | Продолжать формировать у детей умение самостоятельно находить информацию о том, что воздух медленно проводит тепло. Развивать умение детей устанавливать причинно - следственные связи. Закреплять навыки работы с датчиком цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», карандаши, диск с мультфильмом «Маша и Медведь», емкости (чашки, стаканы) из разных материалов: стекло, керамика, дерево, алюминий, полистирол, пластмасса, емкость с теплой водой, символы заданий. | Консульта ция « Детские эксперимен ты дома» |
«Лучшие солнцезащитные очки» (3, С. 68) | 2 | Дать детям представления о светофильтрах. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: количество солнечных лучей, прошедших через светофильтр, зависит от его цвета. Закреплять умение пользоваться датчиком света. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, большое количество солнцезащитных очков с различными по цвету светофильтрами, фонарик. | |
«Образование тени» (3, С. 69) | 3 | Дать детям понятие о том, как образуется тень. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: образование тени зависит от наличия источника света. Закреплять умение пользоваться датчиком света. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, разные предметы, не пропускающие свет. Фигурки теневого театра, фонарик, настольная лампа. | |
«Что не имеет тени» (3, С. 71) | 3 | Сформировать у детей представления о свойствах окружающих предметов (некоторые предметы и материалы не образуют тень). Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: образование тени зависит от прозрачности материала или предмета. Упражнять в умении пользоваться датчиком света. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик. | Памятка «Как помочь маленькому исследователю?» |
«Солнечные зайчики» (3, С. 72) | 2 | Дать детям представления о некоторых свойствах предметов (солнечные лучи могут отражаться от предметов) Познакомить с условиями отражения солнечных лучей от предмета. Упражнять в умении пользоваться датчиком «Свет». Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик. | |
«Почему в белом?» (3, С. 74) | 3 | Дать детям представления о некоторых свойствах предметов (предметы белого цвета лучше предметов другого цвета отражают солнечные лучи). Закреплять умение фиксировать результат опыта и формулировать вывод. Упражнять в умении пользоваться датчиком света. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик света, предметы белые, черные и разного цвета, фонарик, видеоролик «Пустыня», картинка «Караван», символы природных условий пустыни. | |
«Спичечный телефон» (3, С. 76) | 3 | Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Закрепить представления у детей о звуковых волнах и причину их возникновения. Развивать умение детей действовать согласно алгоритму. Упражнять детей в умении символизировать информацию (правила). Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, цветная коробка, спичечные коробки, нитки, ножницы, несколько спичек без серы, алгоритм изготовления спичечного телефона, картинка с изображением проводного телефона, слово «Телефон» на листке бумаги, бумага, карандаши. | Консульта ция «Занимательные опыты на кухне» |
«Бах или трах-тара-рах?» (3, С. 78) | 3 | Закрепить у детей представления о силе. Упражнять детей в работе с датчиком силы. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: сила удара зависит от веса предмета. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, предметы разного веса, таз с песком, бумага, карандаши, иллюстрации к сказке «У страха глаза велики», барабан. | |
«Хорошая и плохая батарейки» (3, С. 63) | 3 | Познакомить детей с понятием «хорошая» и «плохая» батарейки. Познакомить детей с правилами безопасной утилизации б/у батареек. Закреплять умение пользоваться датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, пустая емкость, карточки со знаками «+», «-», «плохая» и «хорошая» батарейки, игрушка (с пультом управления). | |
«Как увеличить электричество?» (3, С. 64) | 2 | Познакомить детей с зависимостью силы электричества от количества подсоединенных батареек. Дать понятие «блок» для батареек и научить им пользоваться. Закреплять правила безопасности при измерении датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать уважительное отношение к мнению и желаниям другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, карточки со знаками «+», «-», «Н», 2 блока для батареек, батарейки (8 шт.), игрушки (танк с пультом управления и игрушка с 1 батарейкой). | Консульта ция «Экспериментируйте с детьми дома!» |
«Что такое «динамо-машина»?» (3, С. 66) | 3 | Познакомить детей с понятием «динамо-машина». Закреплять умение пользоваться датчиком электричества цифровой лаборатории. Продолжать учить детей устанавливать причинно - следственные связи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, динамо-машина, картинки электроприборов, «Блокноты исследователей», карандаши, «мельницы», «Энциклопедия для детей» (от 6-ти до 9-ти), Марк Пеллоте, стр. 116-117. | |
«Лимонный сок» (3, С. 80) | 3 | Познакомить детей с понятием «кислотность». Упражнять детей в работе с датчиком кислотности. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: количество кислоты в соке зависит от количества добавленной воды. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик кислотности, стаканы с разным соком, емкость с водой, схема «Язык». | |
«Полюсы магнитов» (3, С. 58) | 3 | Закрепить представления у детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с полюсами магнита и с тем, что на разных полюсах одного магнита находится одинаковое количество магнитной силы. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля на разных полюсах магнита. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты с раскрашенными полюсами, «Блокноты исследователей, карандаши. | Анкетирование «Удовлетворенность родителей дополнительным образованием» |
«Притягиваются отталкиваются» (3, С. 59) | 2 | Закрепить представления детей о свойствах магнита (магнит имеет полюсы). Познакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться друг к другу. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля двух магнитов. Воспитывать уважительное отношение к желаниям другого человека. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, фишки для игры. | |
«Земля - магнит» (3, С. 60) | 3 | Закрепить представления детей о свойствах магнита (разноименные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются). Дать детям понятие о том, что Земля - это магнит. Познакомить с прибором «компас». Закреплять умения детей выполнять действия последовательно, по алгоритму. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», подковообразные магниты, пластилин, карандаши, компасы, глобус, рисунок, на котором нарисован глобус и на нем подковообразный магнит с полюсами. | |
«Намагничивание» (3, С. 61) | 3 | Закрепить знания детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со способностью металлических предметов намагничиваться. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля у намагниченных предметов. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, различные металлические предметы, скрепки, предметы из разных материалов, «Блокноты исследователей», карандаши. | Посещение занятий |
Итоговое занятие | 1 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
- ноутбук;
- мультимедийный пректор;
- увеличительные лупы;
- настольная лампа;
- глобус;
- песочные часы;
- термометры: комнатный, уличный, медицинский;
- компас;
- «Блокноты исследователей»;
- фонарик;
- фонендоскоп;
- ёмкости разного объёма: пластиковые, металлические, стеклянные;
- разовая пластиковая посуда;
- магниты;
- цветные карандаши.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...