Белка
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.
Белка
Ход занятия:
Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:
Загадка про белку
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).
Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.
А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»
Давайте немного поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.
В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.
Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена. Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.
Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.
Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.
Игра «Покажи отгадку»
Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)
Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)
Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)
Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)
Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.
По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).
Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.
В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.
Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.
К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.
Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.
Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».
Вопросы:
1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?
Педагог: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: Белочка.
Педагог: Это сынок белочки, он еще маленький, как правильно сказать?
Дети: Бельчонок.
Педагог: Дети, бельчонок хочет с вами познакомиться. Вставайте в круг, к кому бельчонок будет подходить, тот будет говорить ему: «Здравствуй, бельчонок. Меня зовут… и сказать назвать своё имя», и, конечно, улыбнутся надо бельчонку.
Бельчонок здоровается с детьми, узнает, как зовут. Дети рассматривают бельчонка.
Отвечают на вопросы воспитателя:
- Какая шубка у бельчонка? (мягкая, пушистая)
- Чем бельчонок слышит, что ему говорит мама? (ушками)
- Где уши у бельчонка? (на голове)
- Что еще есть на голове бельчонка? (глаза, нос, рот)
Педагог говорит, что бельчонок грустный, он хочет домой к маме – белке, но не знает дорогу домой.
Педагог: А где живет бельчонок с мамой – белкой?
Дети: В лесу.
Педагог: А вы знаете, где лес? Давайте, проводим бельчонка к маме.
Бельчонок:
Как хорошо, что вы меня проводите к моей маме. Но на улице холодно. Почему на улице холодно?
Дети:
Зима наступила, много снега.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
Бельчонок:
У меня шубка теплая, я не замерзну, а вы раздетые пойдете меня провожать?
Педагог: Чтобы не замерзнуть, надо нам тепло одеться.
Дети: Наденем штаны, кофты, шубы, шапки, варежки, а на ноги обуем валенки.
Дети имитируют одевание на улицу.
Дети с воспитателем и бельчонком переходят из группы в зал, где расставлено спортивное оборудование для ходьбы по наклонной, ползание по бревну, подлезание, перешагивание.
Педагог: Мы попали с вами в зимний лес. Посмотрите, чтобы пройти по лесу, надо подняться на горку и спуститься с нее. А теперь проползти по бревну. Мы попали с вами на полянку. На полянке сидит заяц.
Педагог: Посмотрите, кто тут живет?
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык…
Дети:
Зайка.
Дети рассматривают зайчика, отмечают, какая у него шубка на ощупь, что у него на голове, какой хвостик.
Педагог:
Зайка, ребята знают песенку про тебя, они тебе ее сейчас споют.
Исполняется песня с имитирующими движениями в текст песни.
Нет у зайки рукавиц,
Нет у зайки шапки,
Греет зайка у костра
Маленькие лапки.
Ну и Дедушка Мороз,
Ой, какой проказник.
Отморозил зайке нос
Он под самый праздник.
Зайка:
Какая хорошая песенка, она мне очень понравилась. Спасибо.
Педагог: Ребята, Эта мама бельчонка?
Если дети отвечают «Да», то проводится наглядное сравнение бельчонка и зайца. Сравнивают уши, хвост. Выясняют, что это не его мама.
Педагог: Пойдёмте дальше в лес, искать маму-белку.
Дети подлезают по препятствию на пути, затем перешагивают через «веточки» и выходят к елке и березе.
Педагог: Посмотрите, какие деревья в лесу. Это дерево – береза, а это как называется?
Дети:
Ёлка!
Педагог: У березы и у ёлки есть ствол, вот он. (Обратить внимание детей на окраску ствола березы) Деревья высокие. Какие они высокие, покажите.
Дети показывают ручками, какие деревья высокие.
Педагог: От ствола растут веточки. У ели ветки, как платьице у девочки (показ - руки вниз, кисти рук в стороны); а у березки веточки растут вверх, к солнышку, а потом опускают вниз свои тонкие веточки (кисти рук опускают вниз) и смотрят как они высоко от земли.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Педагог: А где же листики у березы?
Рассматривают ветки березы, высказывают свои предположения.
Педагог: Листиков нет. Они сидят в своих домиках-почках. Когда растает весь снег и станет тепло, листочки проснутся и выглянут из своих домиков посмотреть тепло ли на улице, весь ли снег растаял.
Затем рассматриваются веточки ели.
Педагог: А у елки вместо листиков иголочки. Они зеленые. Потрогайте, Какие они, колючие или мягкие? Как они пахнут, понюхайте носом.
Дети обследуют, отмечают, что иголки колючие, нюхают (пахнут смолой, лесом).
Бельчонок:
А это кто сидит на ёлке? Кто это?
Дети называют знакомых птиц.
Бельчонок:
А что любят кушать птички зимой?
Дети:
Зернышки клюют.
Бельчонок:
Днем птички летают, а ночью они спят. Поиграйте со мной в игру.
Игра «День-ночь»
Повторяется 2 раза.
Воспитатель обращает внимание детей на залетевшую с ветерком снежинку.
Педагог: Посмотрите, какая она тоненькая, нежная. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так. (показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук П ). Дети выполняют упражнение.
Затем снежинка летает вверх, вниз, в стороны, а дети следят за ней глазами.
Бельчонок видит знакомые шишки под елкой. Детям предлагается взять шишки в руки.
Бельчонок:
Какие шишки шершавые, не такие мягкие как моя шубка. (Дети повторяют слово шершавые).
Бельчонок:
Давайте, ребятки поиграем в игру «Собери шишки».
Проводится игра «Собери шишки»
Бельчонок замечает свою маму (изображение на стене за елкой). Мама-белка благодарит детей за то, что помогли бельчонку найти свой дом.
Воспитатель предлагает детям нарисовать шишки для бельчонка, его мамы и их друзей белок, чтобы зимой не голодали, зима еще длинная.
Объяснение как рисовать шишки. Дети рисуют пальчиками шишки, на предварительно приготовленных листах.
Итог занятия:
Бельчонок:
Как много шишек вы нарисовали. Какие они все разные, и большие есть и маленькие.
Дети с бельчонком любуются работами. (Выставка работ)
Бельчонок собирает детей вокруг себя.
Бельчонок:
Спасибо ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Мне очень понравилось с вами играть. Вы такие смелые, ловкие, быстрые. Приходите к нам в лес с мамами и папами. Моя мама вам в дорогу гостинец передала, в группе попробуете грибочки. До свидания! До встречи!
Воспитатель поясняет детям, откуда у белочки зимой грибы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»...
Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)
В ходе образовательной деятельности не только формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и закрепление данной категории в связ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе .Развитие познавательных способностей и речи:"Обучение рассказыванию по картине "Белки".
Програмное содержание:1.Образовательные задачи:1)углублять представление о внешнем виде и образе жизни белок:тело покрыто шерстью,кисточки на ушах,пушистый длинный хвост;рыже-коричневый окрас;живут в ...
Конспект образовательной области «Коммуникация» по развитию речи в средней группе На тему «Беседа о белке».
Конспект образовательной области «Коммуникация» по развитию речи в средней группе На тему «Беседа о белке».Цель: приучать детей проявлять инициативу для получения новых знаний.Обучающие задачи: ...
Конспект занятий по ознакомлению с природой в средней группе Тема: "Белка"
Расширение представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, приспосабливается к жизни в зимних условиях; развитие умение делать грибок из природног...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема:" Путешествие Белки"
Конспект занятия....
«Кто не знает белку?» ( знакомство с окружающим миром в подготовительной группе)
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе в живом уголке о белке....