«Кто не знает белку?» ( знакомство с окружающим миром в подготовительной группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе в живом уголке о белке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Кто не знает белку?»
Подготовительная группа
Воспитатель: Михайлова М.Г.
Программное содержание: Создать у детей эмоционально-положительное отношение к зверьку. Знать существенные признаки его внешнего вида. Вести наблюдение за повадками животного. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказок, представлять сказочный образ белки. Уточнить и расширить знания детей о белках, живущих в уголке природы, за счет чтения сказок о белках. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание узнавать новое о животных, наблюдать и ухаживать за ними.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихотворений, потешек, песенок о белках (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане», индийская сказка «Старуха и белка», потешка «Сидит белка на тележке…»,
В. Чаплина «Пуська», В. Бианки «Бешеный бельчонок», М. Пришвин «Беличья память», М. Пляцковский «Песенка белочки», Е. Трутнева «Белкина кладовка» и др.) Рассматривание картины А. Комарова «Белки». Проведение различных игр, связанных с животными («Кто, чем питается?», «Кто, как говорит?», «Взрослые и дети», «В мире звуков природы» и др.)
Ход занятия
Занятие проводится в уголке природы.
1. Ребята, вы знаете много животных. Чтобы догадаться к кому мы пришли в гости
1. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Ну, конечно, это белка! Белка — красивый, легкий, пушистый и обаятельный зверек. Животное - грызун. Удивительно грациозный, дикий зверек. Давайте им полюбуемся.
2.Наблюдение, беседа.
- Внешний вид (Белка - мелкий и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Зверька украшают темные кисточки на ушах и блестящие черные живые глазки. Летом у нее шубка рыжая, а зимой – серая и более теплая).
- Где живут белки? (Всю свою жизнь белка проводит в лесу на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать гриб или подобрать упавшую шишку.)
- Где устраивает гнездо? (В дупле старого дерева или просто между ветками – такие своеобразные шары из мха, лишайников и сухих прутиков. Обычно у белки не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат.)
- Что и как зверек ест в уголке природы и в лесу.
Дети наблюдают, как белка ест корм.
Любимое беличье кушанье орехи, семена ели и сосны, почки деревьев, грибы, ягоды, любит желуди. На лету схватит она бабочку, а полакомившись ею, может сразиться хоть с ужом, хоть с гадюкой, и, как правило, выйдет из схватки победителем... За день белка съедает 100 – 150 шишек.
- Белка - заботливая хозяйка, делает на зиму запасы. Как белка запасает корм? (Осенью белки делают запасы лесных орехов, желудей, грибов. Орехи и желуди они натаскивают в гнездо и во все свободные дупла. Грибы насаживают на ветки, вталкивают в развилки сучьев. В голодное зимнее время белки рыскают по веткам, шелушат шишки, отыскивают и поедают запасы.)
- Как передвигается? Понаблюдать.
- Что помогает белке так ловко лазать по деревьям? (На лапках у зверька острые загнутые коготки, которыми он цепляется за кору деревьев, что позволяет быстро лазать по стволу и веткам во всех направлениях).
- А что помогает ей совершать прыжки с ветки на ветку и с дерева на дерево? (Ноги).
- Скажите, чем отличаются ее задние ноги от передних. (Задние ноги у туловища очень толстые, они толще и длиннее передних, поэтому и сильнее. Ими она отталкивается и делает большой прыжок.
- Еще ей помогает хвост. Может, кто-нибудь знает как? Он большой и очень пушистый. Когда белка прыгает, она его поднимает над собой, распушает, и он, как парашют, помогает ей приземлиться плавно.)
- Есть ли враги у белки? Белка — маленький зверек, и все хищники, живущие в лесу, могут за ней охотиться. Когда белка спускается на землю, кого она должна бояться? (Лисы, волка, крылатых хищников — совы, филина.) Но самые опасные враги — это те, которые, как и она, могут лазать по деревьям. Это соболь, куница.
- Как же белка спасается от врагов? (От наземных хищников она спасается на деревьях. А от соболя может спрятаться, затаившись в дупле, или же убежать, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. У белки это получается очень ловко, намного лучше, чем у соболя.)
Белочку спасает от врагов не только ее умение ловко лазать и прыгать, но и окраска ее шерсти. Как вы думаете, хорошо ли для белочки, что летом она рыжевато-коричневая, а зимой — серебристо-серая? Конечно, такая окраска шерсти помогает ей оставаться незамеченной для врагов: летом на фоне коричневой коры и ветвей, а зимой среди заснеженных деревьев.
- Интересно и поведение зверька, его постоянная активность, любознательность, доверчивость, мгновенные переходы от одних действий к другим.
- Весной у белки рождается 4—6 бельчат. Они голые, слепые, беспомощные, мать их кормит своим молоком, охраняет от хищников. Бельчата появляются у белки 2 раза в год - весной в апреле и летом в июне.
- Сколько живет белка? (В неволе – 10-12 лет, а на свободе – 3-3,5 года.)
3. В каких произведениях говорится о белке?
- Вспомним белку из «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина. (Провести сравнение белки, живущей в природе, с белкой А.С.Пушкина).
- Чем отличается белка из сказки А.С. Пушкина от той, что живет в лесу?
- Где живет? (Под елью в хрустальном доме)
- Чем питается? (Грызет золотые орехи с изумрудными ядрами)
- А главное - может петь песни! (Затейница)
Белка – сказочная, волшебная.
4. Вспомним индийскую сказку «Старуха и белка»
- Кто главные герои этой сказки?
- Какая белка в этой сказке? (хитрая, умная). Почему?
- Какие хитрости она придумывала, чтобы обмануть старуху?
- Что общего у белки из сказки с белкой, живущей в лесу, с белкой уголка природы?
- В чем отличие?
5. Физкультурная минутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по маленьким кругам).
6. Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. Друг о друга попеременно.)
Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начи-
Воробью, синичке, ная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары
Кому в зобок, кулачками).
Кому в лапочку.
7. Послушайте, какая однажды история произошла в лесу с белкой. Чтение сказки Льва Толстого “Белка и Волк” (или предложить детям прослушать аудиозапись сказки, или показ настольного театра).
- О ком говорится в сказке?
- Кто вызвал симпатию?
- Почему Волк отпустил Белку?
- Кто оказался хитрее?
- В чем заключается мораль басни?
- Белка в сказке, какая? ( Веселая, добрая, хитрая, умная)
- А волк? (Скучный, злой.)
- Как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке? (Добрый - никому зла не желает; злость сердце жжёт)
- Какая сказка вам понравилась больше? Почему?
8. Есть такое крылатое выражение: «Крутиться (вертеться) как белка в колесе».
- Как вы это понимаете?
Это значит пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея множество разных дел. То есть крутиться как белка в колесе - значит быть очень занятым. Это выражение идет от басни И. А. Крылова “Белка”, в которой бег белки в колесе означает деятельность человека, который “хлопочет, мечется... из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся, как белка в колесе”. Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка.
9. Ребята разных стран узнали белку из мультфильма «Ледниковый период». Мультфильм про забавного персонажа - невезучую саблезубую белку. Можно обсудить мультфильм. Какая там белка?
10. Пословицы, поговорки
- ВОЛКА БОЯТЬСЯ — ОТ БЕЛКИ БЕЖАТЬ.
- Как вы это понимаете? Объяснить детям смысл.
11. Интересные факты
- Раньше на Руси в ходу было другое беличье имя - векша.
- Белки присутствуют на деньгах и на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города. (Показать иллюстрацию герба)
12. Отношение к белкам у разных народов (Рассказать детям)
У японцев белка считалась символом плодородия.
У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было связано с началом гона у этих зверьков.
Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией грозы. Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.
Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.
В христианстве белка символизировала жадность и алчность. («Сказка о Царе Салтане»
А.С. Пушкина)
Итог занятия
Вот и заканчивается наше с вами путешествие.
- О ком мы сегодня говорили?
- Что вы узнали нового?
- Что понравилось?
Среди веток, точно стрелка,
Носится прыгунья-белка:
То орешник ворошит,
То вдруг шишку потрошит,
То в прыжке качает елки:
Словно дождь летят иголки.
Шустрый маленький зверек
Пищу запасает впрок.
Можно долго и с восхищением смотреть на белку. Это очень мужественный зверек. Встретите белочку, наградите ее за это орешком!
Предложить детям после занятия нарисовать белку уголка природы или понравившийся отрывок любой сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи и знакомству с окружающим в старшей группе на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».
Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".
Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...
Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Знакомство с Кроноцким Заповедником"
конспект занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Знакомство с театром»
Задачи:Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре Оперы и Балета, Драматическом театре; о крупнейших театрах России: Большом театре, Театре кукол имени С. Образцова, Мариинском в С...
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"
формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы
Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...