Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
В ходе образовательной деятельности не только формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и закрепление данной категории в связной речи с использованием пиктограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_belki.docx | 120.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (подгрупповой)
« В ГОСТЯХ У БЕЛКИ»
по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» на материале лексических тем «Овощи», «Фрукты,», «Посуда», «Дикие животные». (старшая группа (ОНР) , 2 год обучения, первый период )
Цели: Коррекционно – образовательные: 1.Закрепить навык образования им. существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ.
2. Закрепить лексические темы « Овощи», « Фрукты», «Продукты», « Посуда», «Дикие животные».
3.Учить образовывать относительные прилагательные.
4. Обучать пересказу с опорой на схемы – пиктограммы (авторские).
Коррекционно - развивающие: Развивать мышление, память, внимание. Развивать мелкую моторику, мимику. Использовать здоровьесберегающие технологии: релаксацию, дыхательные упражнения.
Коррекционно – воспитательные: Учить взаимодействовать в команде, воспитывать чувство эмпатии (сочувствия, сопереживания).
Решаются задачи образовательных областей: «Коммуникация» (развивать речь, грамматически и синтаксически оформленную), «Познание» (развитие познавательных интересов, мышления), «Социализация» (развивать игровую деятельность, воспитывать чувство эмпатии, сочувствия) , «Художественное творчество» (развивать продуктивную деятельность детей, мелкую моторику), «Здоровье» (использование здоровьесберегающих технологий: релаксацию, дыхательные упражнения, физкультминутки).
Оборудование: игра «Половинки» (разрезанные на 2 части картинки, с магнитами с обратной стороны); пособие « Торт. Банка. Сок. Кастрюля. Тарелка»; карточки с изображением нескольких овощей, фруктов, продуктов – «рецепты»; Игрушка Белка; «приглашения»,
карандаши; картинки с изображением цветов, грибов, даров природы; контурные изображения фартуков, у которых не хватает нескольких деталей; картонные листья по числу детей; корзинка; картинки с изображением нескольких диких животных; картонные изображения деревьев, кустов; серия карточек с опорными схемами для пересказа или составления рассказа (авторские).
Ход деятельности.
1.Организационный момент. Игра « Половинки».
Дети стоят на ковре рядом с логопедом. Логопед раздает каждому по половинке овоща или фрукта или др.. Дети рассматривают половинки изображений друг у друга и находят себе пару, составляют целое изображение из двух половинок предметов, помещают его на доске.
Л.: Половинка чего у тебя была?
Д.: Половинка лимона. Половинка яблока. Половинка….
Тем самым дети разбиваются на пары (по половинкам) и садятся на места уже парами.
Л.: У кого был лимон? У кого яблоко?
Д.: У Вани. У Арины….
2.Основная часть.
Л.: Ребята, нас в гости приглашает белочка. Вот она (Логопед показывает игрушку или рисунок белочки). Нам прислали приглашения от белки. Кто правильно ответит, тот и пойдет в гости.
Сидящим за столами детям раздают листки с заданием и карандаши.
Л.: Определить, чего не хватает на рисунке и дорисовать. (Например, не хватает, мяча, не хватает шапки…)
Если ребенок затрудняется, то все вместе ему помогают.
3. Л.: Ребята, в гости не ходят без подарка. Давайте возьмем цветы.( Логопед раздает карточки с изображением 1 цветка или искусственные цветы.)
Л.: Из чего, ребята, наш букет? Р.: Наш букет из василька, из розы, из колокольчика, из …
4.Белка забирает у детей цветы, благодарит их, извиняется:
Л.: В гости – то я вас пригласила, а угощение не готово. Поможете мне?
Д.: Да, поможем!
На доску или наборное полотно выставляются картинки грибов (по2,3,4,5)и других даров леса ( 2 желудей, 3 шишек и др.)
Детям раздают осенние листики (или картонные). Они подходят к доске. У логопеда корзинка.
Л.: Налетел сильный ветер и спрятал все грибы и дары леса под листья. Покажи, как спрятались грибы.
Ребенок закрывает любые грибы своим листиком.
Л.: Что ты спрятал? Чего не стало?
Д.: Не стало трех боровиков, не стало пяти желудей (и т.д. дети говорят обо всех грибах и др. предметах.)
Л.: Но грибы мы нашли и теперь положим их в корзинку. ( Картинки грибов, шишек, листьев и т.д. кладут в корзинку.)
Л.: Без чего не обойтись на кухне?
Д.: Без посуды, без фартука…
Белка: Надо надеть фартуки, но у них не хватает каких-либо частей, давайте сравним с моим фартуком.
Детям раздают рисунки фартуков. А на доску помещают «целый» фартук. Сравнивают, определяют, чего же нет на их фартуке. Например, нет кармана, нет цветка, нет завязки…и т.д.
Белка: Вот молодцы, спасибо.
5.Белкина посуда.
Белка: Посмотрите, ребята, что случилось с моей посудой.
Логопед помещает на доску картонные фигурки посуды и просит назвать, чего не хватает, без чего посуда.
Д.: Чайник без ручки, кастрюля без крышки, без ручки и т.д.
Далее логопед (белка) просит найти недостающую деталь и собрать посуду целиком. Дети выполняют задание.
6.Игра « Готовим угощение».
Белка: Теперь можно готовить угощение.
Дети садятся на свои места. Логопед выставляет на доске картонные изображения кастрюли, тарелки. У детей на столах в тарелках раздаточный материал ( карточки с изображением нескольких овощей, продуктов.)
Л.: Что можно сварить в кастрюле?
Д.: Суп, рагу.
Л.: Из чего вы будете готовить?
Д.: Я буду готовить из капусты, из картофелины, из горошка.
Л.: Что же получится?
Д.: Суп, салат.
Дети раскладывают карточки по кармашкам: в кастрюлю или в тарелку.
7.Дыхательные упражнения.
Л.: Запах чего мы чувствуем?
Д.: Запах супа, запах салата.
Дети вдыхают через нос. Выдыхают через рот, не поднимают плечи.
Л.: Рецепт чего у вас получился?
Д.: Рецепт супа, рецепт салата, рецепт борща…
Л.: Ах, как вкусно! Первое и второе блюдо мы приготовили. А теперь отдохнем,
8.Релаксация.
Я возьму в ладонь лимон. Дети садятся на стулья или на пол в
Чувствую, что круглый он. расслабленной позе и выполняют упражнение.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
9.Проведение мимических упражнений.
Л.: Покажите мимикой, изобразите на лице, какой лимон по вкусу.
Дети изображают.
Л.: Покажите, какое яблоко, слива, груша…
Л.: Сок из лимона мы выжали. А что можно приготовить из фруктов?
Логопед выставляет картонные фигурки пакета с соком, торта, банки с вареньем, детям раздают предметные картинки и просят сказать, из чего же готовим.
Д.: Я сделаю начинку из яблока, я сделаю сок из груши, я сделаю варенье из груши, сливы, абрикоса…
Л.: Как будет называться сок из яблока? Варенье из груши…
Д.: Сок яблочный. Варенье грушевое.
Белка: Молодцы! Вкусно получилось? Помогли мне, а теперь отдохнем!
10.Физминутка.
Встали дети на рассвете,
Помогают маме дети. Дети выполняют движения под стихи 2-3раза
Помогают белке - маме
Запастись к зиме грибами.
11.Игра «Чудо - листики».
Детям раздают бумажные листики. Они под музыку бегают по группе, а когда музыка останавливается, закрывают своим листиком какой – либо предмет в группе.
Л.: Ваня, чего не стало? Оксана, чего не стало?
Д.: Не стало стульчика. Не стало куклы…
12.Банки.
Л.: Белка хочет вам сделать подарки.
Логопед раздает бумажные «банки» - в которых контурные изображения «консервов»:
13. Пересказ по серии опорных схем – пиктограмм ( см. ниже)
Белка: Сколько запасов наготовили! Таким количеством можно и других зверей накормить.
Л.: Ребята, а вот какая история случилась с нашей белкой.
Логопед рассказывает рассказ о белке, постепенно помещая опорные картинки –пиктограммы.
«Жили – была в лесу белка. Она была очень добрая, всем помогала, всех друзей любила. Наступила весна, а потом и лето. Волк вылез из логова, зайка вылез из кустика, ёжик вылез из норки. Медведь вылез из берлоги. Белка сделала фото своих друзей: фото медведя, фото волка, фото ёжика, фото зайчика. Помогала друзьям готовиться к зимовке: яблоко нашла для ёжика, мед для медведя, морковку для зайчика. А потом пришла осень Белка вылезла из дупла и заплакала. Она поняла, нет у нее ни желудя, ни грибка, ни ягодки, ни желудя».
Л.: Вот, какая история. Давайте расскажем про белку. Будем смотреть на рисунки и рассказывать.
Дети сначала составляют коллективный рассказ (по очереди, по цепочке), а затем 2-3 ребенка по желанию пересказывают весь рассказ целиком.
1. 2. 3 4.
5. 6. 7. 8.
14.Сюрпризный момент « Поможем белочке». Развитие мелкой моторики.
Л.: Ребята, жалко белку, давайте, поможем ей сделать запасы.
Дети садятся за столы, перед ними тарелочки с пластмассовыми фигурками с перфорацией, которые надо нанизать на шнурки. Дети выполняют задание, а логопед спрашивает:
-Из чего состоит твой подарок белке?
Д.: Из желудя, из листика, из грибка, из ягодки…
Дети отдают подарок белке, белка благодарит.
15. Итог занятия.
Понравилось вам помогать белке? Где мы побывали? Что научились делать?…
Учитель –логопед Баронова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.
Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительно...
Конспект занятия по теме ,, Образование существительных с помощью суффиксов. Звуки [щ-с-с’] в словах ’’. ( индивидуального логопедического занятия для дошкольника старшего возраста)
различение оппозиционных звуков на слух и словообразование...
Конспект НОД ФЭМП на тему "образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов" в средней группе
Образование числа 4 на основе двух групп предметов, выражение числа 3 и 4....
Конспект НОД ФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5», 2 занятие
Конспект НОДФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»Занятие в средней группе (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель: Содействовать формированию элем...
Конспект НОД ФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»
Конспект НОДФЭМП на тему: «Образование числа 5. Счет в пределах 5»Занятие в средней группе (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель: Содействовать формированию элем...
Совместная деятельность логопеда с детьми с ТНР-ОНР в подготовительной группе на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закрепление звука «Р», буквы «Р». (с использованием игровой технологии)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ТНР-ОНР на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закреплен...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...