Эссе "Молодой специалист - начало профессиональной деятельности"
статья на тему
В статье обсуждается начало профессиональной деятельности молодого специалсита; трудности адаптации, с которыми сталкивается молодой специалист в образовательном учреждении; возможности, открываемые в образовательном учреждении; перспективы развития.
Статья может быть интересна в первую очередь педагогам-психологам, молодым специалистам образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Молодой специалист - начало профессиональной деятельности" | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Молодой специалист - начало профессиональной деятельности
Петровская В.П., педагог-психолог МБДОУ № 28
Аннотация. В статье обсуждается начало профессиональной деятельности молодого специалиста; трудности адаптации, с которыми сталкивается молодой специалист в образовательном учреждении; возможности, открываемые в образовательном учреждении; перспективы развития.
Статья может быть интересна в первую очередь педагогам-психологам, молодым специалистам образовательных учреждений.
Начало профессиональной деятельности молодого специалиста
Самый первый шаг молодого специалиста заключается в собеседовании при приеме на работу. На нем молодой специалист нередко понимает: все, чему его учили в вузе, обязательно понадобится, но не сейчас. Для начала необходимо понравиться работодателю, а диплом, даже красный, зачастую слабая подмога. Это первая проблема, с которой я столкнулась, закончив вуз при устройстве на работу. Усердно учась в течение пяти лет, достигла какого-то результата, но вдруг оказалось, что работодатель не готов меня за это вознаградить: он если и взглянул на оценки, то только мельком. В первую очередь всех интересует опыт работы, и если такового нет, получается, вы пришли устраиваться «с пустыми руками». Все это очень сильно снижает самооценку - ведь разбиваются мечты и ожидания, начинаешь невпопад отвечать на вопросы, пугаться ответственности.
Когда я приступила к самостоятельной деятельности после окончания вуза, то поняла, что в большей степени я обладаю только теоретической подготовкой, поэтому было трудно избежать разочарования, так как для осуществления профессиональной деятельности опыт был недостаточен. В начале своей профессиональной деятельности я столкнулась с определенными вопросами и трудностями, связанными с практической деятельностью, ведь как оказалось теоретические знания не всегда можно применить на практике. Но благодаря атмосфере взаимовыручки, взаимопомощи и понимания опытных специалистов, возникающие проблемы постепенно решились!
Трудности адаптации молодого специалиста
Первым этапом адаптации молодого специалиста является знакомство с коллективом. Отношения внутри коллектива является тем фактором, который влияет на молодого сотрудника в первую очередь.
Как его воспримет коллектив? Позволит полностью интегрироваться? Признает своим, пусть и не сразу? Подобные вопросы волнуют каждого. Именно на этапе знакомства со средой появляются первые трудности, которые надо правильно преодолевать. Если коллектив встретил нового человека не с широкими улыбками и распростертыми объятиями, то это вовсе не означает, что ему не рады.
Ведь большая радость может свидетельствовать о неискренности. Коллеги еще не знают педагога, поэтому просто выжидают. Влиться в коллектив не так уж трудно, надо просто быть собой. Не уподобляться полностью, не приспосабливаться к тому, что тебе не нравится, а показывать себя настоящего, уважая при этом уже закрепленные правила.
Для установления равновесия между средой и индивидом нужно желание обеих сторон. Нельзя кого-то приспособить к себе в одностороннем порядке, надо идти на уступки и самому. Опытные педагоги, должны всячески помогать молодому специалисту, могут занимать нейтральную позицию. Они только ждут и наблюдают за тем, как подаст себя новый сотрудник.
Новичку не хватает реального опыта, который имеют коллеги и который позволяет им лучше оценивать процесс обучения. Он хочет реакции. Не обязательно похвалы, подойдет и критика, только она должна быть конструктивной. Советы и наставления также нужны молодому педагогу. В то же время слишком большой контроль, четкие рамки, которые определяют другие, не дают возможности полностью раскрыться, показать все таланты.
Ведь на пути профессиональной деятельности любые трудности следует рассматривать как препятствия на пути к достижению цели. Важно понять - вы боитесь своего страха перед проблемой, а не реальности. Раньше точно такую же работу делали другие люди, и они были не лучше вас. Успокоившись, разложите все по полочкам - выделите приоритетные задачи, разработайте методику их решения, наметьте сроки. Можно набросать примерный план дел на бумаге - это способствует успокоению и сосредоточению. Какое - то время можно пообщаться с друзьями. Но помните: это лишь временная отсрочка и проблемы сможете решить только вы сами.
Педагог - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.
Возможности, открываемые перед молодым специалистом
Работая в детском саду, передо мной открылись возможности изучать индивидуальные особенности развития личности детей для выявления проблем в развитии и обучении; определять возможности личности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннее выявление профессиональных и познавательных интересов; определять индивидуальный стиль профессиональной деятельности и др.
Профессиональная деятельность педагога-психолога тесно связана с общением, которое выступает условием, потребностью и деятельностью одновременно.
Анализ работы молодого специалиста
На мой взгляд, главным показателем хорошего педагога было и остается искреннее отношение родителей и детей к образовательному процессу. Работая в детском саду, у меня есть уникальная возможность проявить себя и свой творческий потенциал в различных формах профессиональной деятельности. О чем же идет речь?
Моя профессиональная деятельность простраивается в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 28 «Ручеёк». Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени, моя основная цель, как педагога-психолога – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Перспективы развития молодого специалиста
Важным, на мой взгляд, является то, что молодой специалист, готовый к саморазвитию способен к сотрудничеству, отличается мобильностью, конструктивностью и обладает развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющего самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому специалисту нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего специалиста прошел успешно, многое зависит от администрации, с которой мне очень повезло. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
Презентация-отчет "Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности"
Отчет по работе с педагогоми ДОУ был представлен в рамках Закрытия образовательных чтений посвященный памяти Серафима Звездинского в апреле 2013г....
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ «Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре»
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ«Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельностиинструктором по физической культуре»...
Психолого-медико-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов ДОУ по созданию условий для развития личности и успешного обучения детей, в том числе и с ОВЗ
Презентация "Психолого - медико - педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов ДОУ по созданию условий для развития личности и успешного обу...
Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»
ГМО Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»...
«Наставничество в дошкольных образовательных организациях, как форма работы с молодыми специалистами и фактор становления их профессиональной деятельности». - 2023
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педаг...
Характеристика профессиональной деятельности участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагог года Березовского района – 2024» в номинации «Специалист психолого-педагогической службы – 2024»
Результаты профессиональной деятельности за 3 года работы с 2020 по 2023 год....