Презентация-отчет "Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности"
презентация к уроку по теме
Отчет по работе с педагогоми ДОУ был представлен в рамках Закрытия образовательных чтений посвященный памяти Серафима Звездинского в апреле 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_doklada_-_prezentatsii_11.04.13.doc | 53 КБ |
no3_skazkaprezentatsiya_dukh-nrav.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
- РФ –
Московская область
Администрация Дмитровского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СКАЗКА»
_____________________________________________________________________________
141801 г.Дмитров, мкр.ДЗФС тел.8(496)223-27-44 E-mail: mdou3skazka
Доклад и презентация
на тему:
«Подготовка педагогов к освоению
начал православной культуры
в профессиональной деятельности»
Подготовили: ст. воспитатель
Бугрова Татьяна Сергеевна,
Г.Дмитров 2013г.
«Какое… счастье получить доброе
истинно-христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности,
и потом, в том же духе,
вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник) [12.67].
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накапливание нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Особенно остро проблема духовно-нравственного воспитания стоит сейчас. Когда мы видим, что всё чаще тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у детей нравственных и духовных ориентиров. Сделать это можно только на основе традиционной для нашей страны православной культуры. Процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому необходимо уделять большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких-либо мероприятий (праздники, выставки), но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома.
Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач:
- изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
- создание условий для организации данной работы в детском саду;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей и священнослужителей;
- повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.
Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях.
Методическая работа направлена:
- повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании;
- освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности;
- определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников.
За 2011-2013 год были проведены:
Теоретические и практические семинары по духовно-нравственному воспитанию, на которых педагоги знакомятся с новинками методической и православной литературы. Педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей.
- Продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании.
- Консультативный и информационный материал для родителей по данному направлению.
- Игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Воспитатель старшей группы Черникова Н.Г. ведет кружок «Добрый мир» по духовно-нравственному, православному воспитанию.
Наши педагоги интегрирует духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых игр «Хочу быть православным», «Храм» и др.;
- дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот» и др. ;
- конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма» и др.;
- словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр
В январе 2013г. проведен тематический педсовет на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в рамках которого, были затронуты вопросы по духовно-нравственному воспитанию, так как эти вопросы неразрывно связаны между собой.
Нельзя не сказать о работе педагогов с родителями. Они активно участвуют в совместных мероприятиях с детьми. Воспитателями оформлен наглядный материал: папки – передвижки, информационные стенды, книги – ширмы. Особенно хочется отметить, что в группах накапливается материал для работы с детьми и проведение образовательной деятельности по данной теме. Во всех возрастных группах есть книги, дидактические игры, иллюстрации, фотографии.
Духовно-нравственное воспитание подразумевает в том числе и воспитание чувства сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости к окружающим людям и поэтому в организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив. В связи с этим в ДОУ проводятся тематические консультации с педагогами на темы: « Продуктивная деятельность, как одно из средств приобщения к началам православной культуры», « Воспитание нравственных и духовных чувств через театрализованную деятельность с детьми». На этих консультациях педагоги получили конкретные рекомендации по проведению образовательной деятельности по художественному творчеству на православную тематику. Итогом явилось проведение, с привлечением семей воспитанников, выставок на православную тему «Рождественская поделка», «Храмы Дмитровского района», «Пасхальная радость». Родители заинтересованно участвовали в исследовательской проектной деятельности на тему: «Вся семья вместе и душа на месте» что способствовало активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. А театральная деятельность с детьми по мотивам библейских сюжетов прививает основы православной культуры.
В культурно-эстетическом блоке музыкальные руководители обогащают впечатления детей, происходит знакомство с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Доброй традицией стало проведение в ДОУ православных и народных праздников – это Святочные вечера, Сороки – посвящен прилету птиц и православному празднику 40 мучеников Севастийских, Рождество, на которые были приглашены гости отец Павел – настоятель Сретенского храма в г. Дмитров и отец Ростислав – настоятель Покровского храма в с. Орудьево. Эти праздники стали итогом большой работы с воспитателями детского сада. Праздники получили высокую оценку родителей и гостей.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Но прививать детям нравственные и духовные ориентиры, основы православной культуры должен культурный и квалифицированный педагог. В первую очередь, он должен быть глубоко верующим. Также от него требуется умение создать особую эмоционально-психологическую атмосферу доверительности у детей, внутреннюю потребность в совершенствовании, желание использовать в работе различные методы духовного воздействия.. Желание педагогов восполнить свою профессиональную подготовку знаниями о духовной традиции России, о православной вере, о природе религии, о богословии и грамотно применять эти знания в работе с дошкольниками.
Наши воспитатели имеют разный православный опыт. Для кого-то интерес к этой стороне культуры связан с нравственно-этической проблематикой, у кого-то он пробудился после крещения в православной Церкви, кто-то занимался изучением Библии, для кого-то вопрос о религиозном знании встал в процессе взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Почти все педагоги нашего сада православные люди: многие посещают храм, ходят на службы, соблюдают посты, совершают требы, принимают причастие. Несколько педагогов совершили таинство венчания: кто-то при заключении брака, а кто-то в осознанном возрасте после многих совместно прожитых лет.
Хорошим сплачивающим фактором является совместные паломнические поездки по святым местам: Дивеево, к Матроне Московской, в Серпухов, Киев, Псков, Оптина Пустынь, Сергиев Посад, в православный Санкт-Петербург и др. Посещение святынь, исторических мест, святых источников приносят глубокое моральное и духовное успокоение, глубокое познание себя. Духовное умиротворение, покаяние благотворно влияет на педагогов, меняет нравственные устои, приводит в равновесие с самим собой. Люди просят помощи у Бога, благодарят, жертвуют – все это способствует воспитанию духовной личности. А, как известно духовная Личность и другим может дать то, чем богата сама.
Наши педагоги постоянно принимают участие в ежегодных Рождественских образовательных Чтениях. В этом году педагоги участвовали в театральном представлении по библейским сюжетам в Закрытии Рождественских чтений проводимых в Ледовом дворце г. Дмитрова. Руками сотрудников ДОУ сшили костюмы ангелочков для детей .
Для успешной реализации духовно-нравственного православного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Поэтому воспитатели объясняют родителям необходимость для детей не только знаний о православной культуре, но и их духовной жизни в Церкви. Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с духовным наставником отцом Павлом, настоятелем Сретенского храма г. Дмитрова. Для педагогов он раскрывает сущность православного воспитания и православной культуры, повышает духовно-нравственный потенциал педагогов. Встречи с родителями направлены на знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей. Отец Павел делится опытом семейного воспитания, раскрывает важность посильного детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим. Дети встречают батюшку в храме и на праздниках в детском саду, задают ему вопросы, делятся впечатлениями.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса приносит положительные результаты.
В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысился духовно-нравственный потенциал воспитателей и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, растет число воцерковленных семей, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Следует помнить, что не все в человеке воспитывается исключительно человеческими методами и средствами. Есть сфера, которая нуждается в сверхчеловеческом воздействии, Божией благодати. Это глубинные пласты духа, движение которых всякий раз происходит таинственным образом. Согласно православной антропологии (и эта точка зрения полностью разделяется православной педагогикой и психологией), душа человека с младенчества питается живительными соками благодати Божией, а при ее отсутствии заболевает и постепенно угасает. Без обращения к духовным традициям русского православия воспитание и укрепление нравственного здоровья подрастающего поколения россиян невозможно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Какое… счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества» Святитель Феофан Затворник
ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по теме Создание условий для организации данной работы в ДОУ Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников, родителей и священнослужителей - Повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов ДОУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПРОВАСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ОСВОЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «ДОБРЫЙ МИР» Руководитель: воспитатель Черникова Н.Г.
Интеграция духовно-нравственного содержания в различные виды детской деятельности Художественное творчество Физическая культура Подвижные игры Дидактические игры Конструктивная деятельность Народные хороводные игры Пальчиковые игры Игры-забавы Словесные игры
ВЫСТАВКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПОДЕЛКА»
ВЫСТАВКА «Храмы Дмитровской земли»
ВЫСТАВКА «Пасхальная радость»
ВЫСТАВКА «Вся семья вместе, так и душа на месте»
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «По мотивам Библейских сюжетов»
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ: «Святочные вечера»
«СОРОКИ»
«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ: Дивеево
ИЕРУСАЛИМ
Оптина пустынь Псков
Киево-Печерская Лавра
ЗАКРЫТИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
Конечная цель воспитания детей в образовании у них ясного понимания вещей окружающего мира и идеалов добра и правды
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы педагога по самообразованию, как необходимого условие его профессиональной деятельности"
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...
Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .
В данной работе собран диагностический инструментарий способствующий выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ «Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре»
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ«Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельностиинструктором по физической культуре»...
Практику для педагогов ДОО на тему "Экологическая культура и проектная деятельность"
Данный практикум поможет педагогам ДОО развить свой творческий потенциал, компетентность в вопросах экологического воспитания, активизировать мыслительно - поисковую деятельность....
Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""
В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....
Консультация для педагогов на тему «Использование мультимедийных презентаций в профессиональной деятельности»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.Профессиональный стандарт «Пед...
Мастер-класс для педагогов ДОУ ««Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»
Мастер-класс для педагогов ДОУ«Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности» .Здравству...