«Наставничество в дошкольных образовательных организациях, как форма работы с молодыми специалистами и фактор становления их профессиональной деятельности». - 2023
консультация
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo._mbdou_skazka.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
«Наставничество
в дошкольных образовательных организациях,
как форма работы с молодыми специалистами
и фактор становления их профессиональной деятельности».
Подготовила ст. воспитатель Лаухина В. Н.
С. Становое
Август 2023 г.
Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги!
Так как у нас 2023 год - обьявлен годом Педагога и наставника, я хочу поделиться своим опытом работы педагога – наставника.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Слайд 3. Что же такое наставничество?
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе?
Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.
Роль педагога-наставника в этой системе работы неоценима.
Кто же такой наставник и каким он должен быть?
Наставник должен обладать:
- высокими профессиональными и нравственными качествами;
- знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- богатым опытом организации работы с родителями детей.
К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:
- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);
- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Наставник также развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
При этом используются разнообразные формы работы, так например:
- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОУ;
- посещает режимные моменты, ООД у молодого педагога и анализирует их,
- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, ООД и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
- проводит консультации, беседы;
- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;
- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.
Почему новые кадры приходят в детский сад неохотно? С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Тема Наставничества выбрана мною не случайно. В нашем детскому саду работает дружный коллектив. Педагогический состав дошкольного учреждения стремительно «взрослеет», а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко. Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, могут чувствовать себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
За 35 лет моей педагогической деятельности из которых я 35 лет проработала воспитателем и по совместительству 13 лет старшим воспитателем в нашем ДОУ, через действующую систему наставничества прошло немало педагогов, не имеющих опыта работы в детском саду, и все педагоги уже вышли на ступень самосовершенствования и саморазвития и сами уже стали наставниками (Соломатина Е. В. – Неклюдова А. Г., Селиванова Н. М.; Лаухина В. Н. – Болгова Ю. А., Дмитриева А. В.,) .
Слайд 4. Цель моей работы в качестве наставника: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
- совместно планировать работу с молодым педагогом.
Слайд 5. Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
- Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
- Изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
В своём профессиональном становлении, молодой специалист в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:
I ступень Стажировка - самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника. Подготовка и демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.; Осознание своих возможностей как педагога. Начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
ІІ ступень Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога.
– процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. А так же они активно привлекаются к демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений и т.п.). Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. На этом этапе я своим молодым специалистам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно.
ІІІ ступень Вхождение в профессию – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. На этапе «Вхождения в профессию», мы постепенно привлекаем молодых специалистов к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.
Слайд 6. Эти ступени самосовершенствования, профессионального становления молодого педагога я считаю наиболее приемлемыми в своей работе. Из опыта своей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому важно, и администрации и наставнику к каждому педагогу подходить дифференцировано.
Слайд 7. Формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности:
- Обучение на рабочем месте
- Осуществление практики наставничества.
- Участие в работе методических объединений .
- Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
- Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
- Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).
Слайд 8. Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости), а может быть и меньше). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Слайд 9. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Слайд 10. Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Слайд 11. Хочется отметить, что много начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:
- Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.
- Грамотное применение методов и приёмов в работе педагога-наставника.
Слайд 12. Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне.
В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.
Слайд 13.Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:
- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
Слайд 14. - молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
Слайд 15. - у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
Слайд 16. - молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Слайд 17. Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику.
Слайд 18. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Слайд 19.
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
Организация активных форм работы с педагогическим коллективом по введению профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»
Перед руководителем каждой образовательной организации стоит вопрос, как подготовить педагогов к соотвествию профессиональным стандартам? В методической разработке представлены методы активного обучен...
Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально – личностного роста
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Компетен...
Презентация "Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста"
В нашем учреждении нашли широкое применение такие активные формы как:Дискуссия;Проблемная лекция;Исследовательский метод;Консультация-диалог;Экспресс-опрос;Педагогическая викторина;Педагогический крос...
Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...
Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально – личностного роста
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом ...