Образовательный проект "Музейная жизнь игрушек"
проект (старшая группа) на тему
данный проект представляет собой работу по созданию новой предметно-развивающей среды в группе ДОУ в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о разновидностях музейных экспонатов - игрушек, проявление творческих способностей детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey.docx | 49.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
Проект для старших дошкольников
«МУЗЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ИГРУШЕК»
Разработчик:
Богданова Е. В.
п. Новочернореченский, 2016-2017 учебный год
Проект: среднесрочный, групповой, практико-ориентированный
Сроки реализации: с 20.09. по 16.12.16 года
Цель проекта: создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, познавательных, творческих интересов детей. Формирование у ребенка в детском саду и дома нравственных качеств, основанных на чувстве уважения к игрушке как виду искусства.
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой предметно-развивающей среды в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о разновидностях музейных экспонатов - игрушек, проявление творческих способностей детей и их родителей.
Актуальность данного проекта: Основная задача дошкольных организаций – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Многие педагоги, психологи говорят о том, что предметно-развивающая среда имеет огромное влияние на развитие личности дошкольника, его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Развивающая среда по требованиям ФГОС должна быть мобильной, гибкой, доступной. Такой развивающей средой может быть созданый мини-музей. Красивые, необычные музейные экспонаты - игрушки, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед, способствующих развитию речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных игрушках, о времени их создания, «сроке жизни» и многом другом, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
Задачи для детей:
- Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к экспонатам мини-музея.
- Воспитывать желание создавать мини-музей, пополнять его экспонатами.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
- оказывать содействие в создании мини-музея в группе.
Задачи для педагога:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
- Воспитатели группы, помощник воспитателя.
- Дети старше-подготовительной группы.
- Родители и другие члены семьи.
Формы работы в мини - музее:
- Экскурсии с целью создания коллекции
- Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
- Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума
- Конкурсы творческих рассказов
- Викторины
- Сбор экспонатов, поисковая работа
- Тематические вечера, занятия
- Театрализованная деятельность
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
- сформировано эмоционально-эстетическое и бережное отношение к экспонатам мини-музея;
- проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к близким;
- возрастает речевая, познавательная, исследовательская активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение педагогической компетентности родителей через сотрудничество с ДОО.
Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
1. Подготовительный этап педагог совместно с родителями воспитанников определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения, обсуждали, какими экспонатами необходимо пополнить мини-музей. Также на подготовительном этапе воспитатель провёл индивидуальные беседы о значимости создания мини-музея игрушек в группе старших дошкольников.
2 . Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: социально-коммуникативное, познавательное развитие дошкольников на основе бесед, экскурсий, развлечений, рассматривание и последующий анализ экспонатов, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, художественное творчество детей.
3.Заключительный этап: систематизация и обобщение знаний детей о разнообразии игрушек, воспитание желания изготавливать игрушки самостоятельно, организовывать вокруг них игры, содействовать детско-родительскому сотрудничеству.
Тематическое планирование
Этапы | Мероприятие | Сроки | Цель |
подготовительный | - проведение консультаций; - проведение бесед о значении создания музея в группе с родителями воспитанников; - проведение семинара - практикума с родителями по изготовлению кукол из различных материалов; - составление сценария совместного вечера-развлечения; - разработка совместных экскурсий в мини-музей. | Сентябрь | - изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса; - скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-коммуникативных качеств, творческого потенциала; - разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия. |
основной | - беседа «Что такое музей?»; - проведение экскурсий в мини-музей; - изготовление и пополнение экспонатами мини-музея; - совместное развлечение с родителями воспитанников; -рассматривание и последующий анализ экспонатов музея; -обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Что, было бы, если бы не было игрушек?»; -художественное творчество детей (рисование) «Самая интересная игрушка в мини-музее»; изготовление куклы-марионетки. | Октябрь | - Расширение и углубление представлений детей о музее как представителе искусства; - пополнение музея экспонатами в рамках акции «Город Мастеров»; - развитие познавательного интереса, творческого потенциала детей; - содействие в развитии эмоционально-положительных эмоций у детей и родителей в ходе совместных мероприятий; - воспитание желания у детей выражать свои впечатления об увиденном в своём рисунке, делиться мнениями, развитие социально-коммуникативных качеств (доброжелательность, участие, умение уступать, договариваться, проявлять эмпатию, выслушивать других) |
заключительный | - мультимедийная презентация «Музейная жизнь игрушек»; - создание журнала отзывов и предложений для посетителей мини-музея | Ноябрь, декабрь | - систематизация и обобщение знаний детей о разнообразии игрушек; - воспитание желания изготавливать игрушки самостоятельно, организовывать вокруг неё игры; -содействовать детско-родительскому сотрудничеству. |
Анализ по завершении проекта:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;
- данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, так как родители принимали активное участие в реализации проекта;
- на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63
Приложения
Анкета для родителей «Музей и дети»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут педагогам организовать работу с детьми более плодотворно и интересно!
- Ваши ФИО__________________________________________________________
- Посещали ли Вы музей?_____________________________
- Как Вы считаете: создание мини-музея будет способствовать развитию Вашего ребёнка?___________________________
- Посещали ли Вы музей вместе со своим ребёнком?________
- Как Вы считаете, для чего нужны музеи?__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Готовы ли Вы принимать активное участие при создании мини-музея?____________________________________________
- Какую помощь Вы можете оказать при создании мини-музея для детей (нужное подчеркнуть)?
- пополнять музей экспонатами
- принимать участие в играх-занятиях
-оказывать помощь в проведении экскурсий в мини-музее
- оказать помощь при оформлении стендов
- создавать новые экспонаты в рамках акции «Город Мастеров»
- всё выше перечисленное
Спасибо за сотрудничество!
Экскурсия №1
Цель: Расширение и углубление представлений детей о музее как представителе искусства.
Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает внимание детей на то, что игрушки бывают разными: игровая ситуация «Узнай игрушку по описанию». Далее педагог знакомит детей с понятиями «экспонат», «музей», его разновидностями; совместно с детьми составляются правила поведения в мини-музее. Рассказ педагога о музее как виде искусства. Обратить внимание на то, что в музее ещё очень много места, поэтому детям и их родителям нужно продумать и создать свой образ игрушки, чтобы пополнить ею музей. В заключение педагог делает обобщение: сегодня мы узнали о музее, какие игрушки бывают.
Экскурсия №2
Цель: расширение словаря детей в ходе рассматривания и анализа экспонатов мини-музея, воспитание бережного отношения к представленным экспонатам.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в музее появились новые экспонаты. Игра «Что изменилось?». Рассматривание и анализ игрушек. Рассказ педагога о том, как эти игрушки появились в музее, кто их принёс. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было игрушек…». Воспитатель предлагает детям изготовить коллективно игрушку-марионетку.
Экскурсия №3
Цель: развитие познавательного интереса, творческого потенциала детей.
Педагог с детьми приходит в мини-музей даёт время рассмотреть экспонаты, вспомнить историю их появления в музее, предлагает детям составить коллективный рассказ о каком-нибудь экспонате. Сочинять историю начинает педагог, продолжают дети, по-очереди, не нарушая последовательность повествовательного рассказа. После «истории по кругу» воспитатель предлагает детям поиграть в д/игру «Найди по описанию».
Беседа «Самая понравившаяся игрушка в мини-музее»
Цель: развивать и обогащать речь детей, развивать творческие способности, учить выражать свои впечатления об игрушках в рисунке.
Воспитатель напоминает правила поведения в мини-музее, обращает внимание детей на то, что благодаря усилиям родителей и детей в группе появился замечательный мини-музей. Педагог рассказывает о том, какая игрушка ему нравится больше всех и почему. Предлагает детям рассказать о самом понравившемся экспонате. После того, как все дети выскажут свои мнения, педагог предлагает нарисовать самую понравившуюся игрушку. Дети рисуют образы экспонатов и оформляют выставку рисунков в мини-музее.
Консультация для родителей «Значение мини-музея в жизни дошкольника»
Встреча с уникальными экспонатами приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Создание в группе детского сада мини-музея как ничто другое способствует этому. Мини-музеи бывают разными:
- «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
- «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
- «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
- Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
- «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
- «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
- «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
- «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
- Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
- Картинная галерея;
- Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
- «Воинской доблести и славы» и др.
Мини-музей становится неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, участвуют в играх-занятиях, создают игрушки сами. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, дополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские творческие работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей способствует развитию познавательной, творческой, эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника!
Конкурс творческого семейного рассказа «Игрушки разные важны, игрушки разные нужны».
Цель: вызывать радость, эмоциональную отзывчивость от совместного с родителями труда, развивать умение составлять связный рассказ об игрушке, согласовывать предложения в рассказе между собой.
Викторина «Большие тайны маленьких игрушек»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах мини-музея, развивать познавательный интерес, творческие способности, активизировать речь, вызывать радость от совместной работы с родителями.
Викторина «Большие тайны маленьких игрушек»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах мини-музея, развивать познавательный интерес, творческие способности, активизировать речь, вызывать радость от совместной работы с родителями.
Ход
Педагог: Добрый день, дорогие гости нашего мини-музея. Сегодняшняя наша встреча поможет нам обратить внимание на обычные вещи и заметить что-то совсем необычное, загадочное. Чтобы настроиться на нужный лад, давайте все вместе поприветствуем друг друга!
Игра «Улыбка»
Игра «Человек-человек»
Педагог: Молодцы, а сейчас начинаем нашу викторину. Сначала представим наши команды. (представление команд). Познакомились с командами игроков, а сейчас познакомимся с правилами нашей викторины.
Ознакомление с правилами проведения викторины.
Все участники-команды за правильный ответ получают жетон.Победителем викторины станет команда, которая дала наиболее правильные и полные ответы на все вопросы викторины и набравшая наибольшее количество жетонов.
Первая часть викторины «Отгадай-ка!»
Загадки об игрушках
Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать, Положу — встаёт опять
И стоит — качается, Как он называется?(ванька-встанька)
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Всё сначала начинаю. (Кубики)
В этой молодице Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица, Для меньшой – темница. (Матрешка)
У меня есть дочь Алёнка — Распрекрасная девчонка!
Ей не надо ни лошадок, Ни конфет, ни шоколадок.
Она маму слушает — Всё, что надо, кушает.(Кукла)
Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет.(мяч)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он — весёлая игрушка, А зовут его ...(Петрушка)
Сам металлический, Мозг электрический.(Робот)
Вторая часть викторины «Занимательные вопросы из истории игрушек»
1.Как называлась игрушка в России до XVIII века?
потеха
Сдоба
полешко
2. Как называется игрушка-неваляшка?
Ванька-встанька
Матрёшка
Кукла
3. Какой предмет нужен для игры в «Часики»?
скакалка
стетоскоп
будильник
4. Как называются круглые деревянные бруски для игры в городки?
деревья
рюхи
ряхи
5. Разновидностью какой игрушки является древнерусский кубарь?
мяч
волчок
бита
6. Что необходимо для игры в лапту?
мяч и бита
мяч и ракетки
кегли и мяч
7. Что означает выражение «играть в бирюльки»?
играть в подвижную игру
играть в карты
заниматься пустяками
8. Во времена какого правителя в России появились мягкие игрушки и куклы из папье-маше?
Екатерины I
Петра I
Александр I I
9. Как называется славянская кукла-оберег для малышей?
пеленашка
Оберешка
занимашка
Физминутка «Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Третья часть викторины «Сочини сказочную историю»
Каждой команде дается время – 5 минут на написание сказки с участием куклы или любой другой игрушки.
Подведение итогов викторины.
Вот и закончилась наша викторина! А теперь давайте посчитаем жетоны и определим победителя викторины.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
Паспорт мини-музея игрушек
п. Новочернореченский, 2016-2017 учебный год
ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТОВ:
- Название, «возраст», материал.
- Место сбора
- Кем предоставлен или изготовлен
ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТОВ
- Кукла-пупсик пластмассовый. В семье хранится 17 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в музей Екатериной Ивановной Щауловой.
- Совочек железный. В семье хранится 14 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
- Солдатики пластмассовые на подставке. В семье хранятся 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
- Игрушка-погремушка «Коровка» пластмассовая. В семье хранятся 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
- Игрушка крокодил пластмассовый. В семье хранится 19 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
- Кегля пластмассовая. В семье хранится более 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен экспонат в мини-музей Алипа Еленой Телмановной
- Игрушки ёлочные стеклянные. В семье хранятся 19 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Представлены в мини-музей Рахат Нурбековной Алиевой.
- Собака (мягкая). В семье хранится 20 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Представлена в мини-музей Светланой Максимовной Локтионовой.
- Куклы тряпичные. Изготовлены для мини-музея Светланой Никитичной Шкляевой.
- Куклы нитяные. Изготовлены для мини-музея совместно с детьми старше-подготовительной группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.
- Кукла-марионетка. Изготовлена для мини-музея совместно с детьми старше-подготовительной группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.
- Кукла соломенная. Изготовлена для мини-музея совместно с детьми старше-подготовительной группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Магазин игрушек» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие
Конспект организованной образовательной деятельности«Магазин игрушек» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...
Непосредственно образовательная деятельность "Магазин игрушек"
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе "Магазин игрушек"...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Мастерская игрушек»
конспект...
Музыкальная образовательная деятельность: «Дом игрушек»
Эмоциональное развитие детей посредством музыкально-ритмических движений...
Конспект организованной образовательной деятельности «Городок игрушек» (вторая группа раннего возраста)
Цель: Развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы личности детей.ЗадачиОбразовательные:Закрепить представления детей о домашних животных. Учить узнавать домашних животных по голосу и...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности « Магазин игрушек» по образовательной области «Речевое развитие»
laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности« Магазин игрушек»по образовательной области «Речевое развитие»...
«Неизвестная жизнь игрушек».
Комплексное занятие по развитию речи и аппликации «Неизвестная жизнь игрушек»....