Индивидуализация предметно – пространственной среды в детском саду.
консультация на тему

Суетина Елена Михайловна

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.  Именно индивидуальность признается одним из основополагающим моментов дошкольного воспитания: только на её основе может осуществляется полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться её  особенности, уникальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация предметно – пространственной среды в детском саду.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства Образования науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Согласно стандарту, определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:

 – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования (далее -индивидуализация образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

   Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Ситуация, когда ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состоятся от взрослых требуется умение создать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.      Создание индивидуализированной предметно – пространственной среды обеспечивает уважение к личности каждого ребёнка, развивает его уверенность к себе, инициативность творческие способности самостоятельность и ответственность.

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно – пространственной среды, которые можно реализовать в группах.

Приемная - «Здравствуйте, я пришел!». Утром ребенок, размещая свою фотографию      начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.

Уголок именинника.  Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития)

 «Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок по очереди может занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я – концепции» развитие самосознания и самооценки.

Отследить эмоциональное состояние ребенка поможет стенд «Мое настроение». Дети учатся определять не только свое настроение, но и других детей.

В «Книге добрых дел» («Панорама добрых дел») отмечаются достижения детей и стимулируют желание дошкольника присоединится к интересам и деятельности сверстников.

Коробочку «Деловые хлопоты» можно заполнить бейджиками  с надписью роли, которую сегодня исполняет ребенок: «Эколог», «Директор гаража», «Главный строитель» «Счетовод» и другие. Такие поручения представляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность и позволяют детям принимать непосредственное участие в работе группе.

Для развития интересов и познавательной мотивации детей в группе могут присутствовать различные коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы. В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям коллекцию ребенка, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

Помимо создания коллекций дети могут вместе с родителями или с воспитателями оформлять свои мини – выставки или мини – музеи. Такой способ организации предметно – пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.  

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества». А для творческих работ (работы выполнены в нетрадиционной технике вместе с родителями) можно создать персональную выставку.  Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.

«Наши успехи».  Оформление стены, на которой вывешивается достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках и секциях.

 «Доска выбора».  Каждый ребенок проявляет инициативу и самостоятельность и определяет свой выбор деятельности.

Оборудования для индивидуальных потребностей ребенка (место хранения «секретиков»).

Макет для игры с мелкими игрушками.  Содействует  общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Центр уединения. Если ребенок хочет побыть один, посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В группе обязательно должны быть «места проб»: всевозможные альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы бумаги и т.д. То личное пространство, которое позволяет ребенку без страха и напряжения, свободно и естественно тренировать необходимые навыки. И доступ к этому материалу можно получить лишь с разрешения самого ребенка. Все, что делается детьми в этих зонах, не подлежит критике. Это пробное поведение ребенка разворачивается без директивных вмешательств взрослых, без указаний и команд, что создает условия для формирования самостоятельности в определении режима своей работы.

Зоны презентаций, Зоны личных достижений, где фиксируются достижения и успехи.. Это как раз те места, куда ребенок может поместить свои работы, признанные им в качественном плане. Где он может проявить себя как человек, достигнувший определенного успеха. В этих зонах помещаются работы, которые показывают определенный уровень достижений. Конечно, данные работы могут быть подвергнуты критике со стороны зрителей (детей группы, например). При этом ребенок должен быть сознательно готов к подобной ситуации и суметь адекватно проявить себя в ней (объяснить, отстоять свою точку зрения).

В групповом пространстве размещается Доска достижений, на которой фиксируются успехи ребенка, приобретение им определенных навыков и умений в виде различных графиков совершенствования разнообразных «техник». Каждая следующая работа ребенка сравнивается только с его предыдущей, а не с работами других детей. Таким образом, закладывается положительная самооценка ребенка и предупреждается возникновение школьной тревожности. «Зона личных достижений» разделена на части: выставка учебных и творческих работ. В первой находятся работы, оцениваемые в плане демонстрации детям их достижений в приобретении того или иного навыка или умения. Вторые — продукты художественного творчества, они становятся предметом самостоятельной ценности вне зависимости от художественных достоинств. Работы, отражающие достижения ребенка в плане развития навыка или умения, размещаются на доске достижений. Место для выставки детского творчества находится в игровом пространстве, поскольку там располагаются продукты нерегламентированной деятельности, приближающейся к игровой. И эти продукты рассматриваются как самовыражение детей, их самореализация, а не то, что находится в области целенаправленного обучения навыкам.

Индивидуализированная таким образом предметно – пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными,  ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - пространственная среда в детском саду.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС должна быть: - содержательна, -  насыщена, - трансформируема, - полифункциональна, - вариативна - ...

Развитие предметно - пространственной среды в детском саду.

Создавая предметно – пространственную развивающую среду,  поставила перед собой цель: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, комм...

Проект по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» в соответствие с ФГОС ДО

Данный проект поможет педагогам ДОО организовать развивающую предметно-пространственную среду детского сада в соответствие с ФГОС ДО...

Создание предметно-пространственной среды в детском саду

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира»Е.И...

Доклад-презентация. «Организация предметно-пространственной среды в детском саду в рамках ФГОС ДО».

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.  Педагоги должны ...

Индивидуализация посредством организации предметно-пространственной среды в детском саду

Различия двух подходов в образовании: индивидуализация и индивидуальный подход. Для чего необходим подход индивидуализации, в чем заключается, основные отличия от индивидуального подхода....