Доклад-презентация. «Организация предметно-пространственной среды в детском саду в рамках ФГОС ДО».
методическая разработка на тему
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.
Педагоги должны руководствоваться – учётом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, созданием условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.
Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада №28 "Ёлочка"г.Клинцы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 28 «Елочка».
ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145
тел. 8- (48336) 5-09-78,
ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001
Доклад-презентация.
«Организация предметно-пространственной среды
в детском саду в рамках ФГОС ДО».
Старший воспитатель МБДОУ №28:
Романишко Татьяна Леонидовна.
2015г.
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Педагоги должны руководствоваться – учётом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, созданием условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.
1 Слайд
Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 Слайд
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
С учётом этого РПП среда строится по- разному в соответствии с возрастными особенностями детей.
3 Слайд РПП среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. С этой целью игровое оборудование размещено по периметру группы. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
4 Слайд
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
5 Слайд
В младших группах детского сада размещены игровые панели для развития мелкой моторики «Кто за дверцей», тихие тренажёры «Ладошки - растишки», дидактические игры «Геометрические формы», «Моторчик», Перекинь бруски», «Потяни за шарик», «Помести деталь», сенсорные полочки и столики мимо которых не могут пройти наши малыши. В первой младшей группе есть зона игр с песком. Мнемотаблицы используются при обучении детей рассказыванию и заучивании стихов.
6 Слайд
РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
7 Слайд
РПП среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
8 Слайд
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1 - Содержательно-насыщенной
Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
2 – Полифункциональной
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.). Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
3–Трансформируемой Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации; От меняющихся интересов детей; От возможностей детей. Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
4 – Вариативной
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
5 - Доступной
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности. Исправность и сохранность материалов и оборудования
6 – Безопасной.
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
9 Слайд
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
10 Слайд
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр ППД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
11Слайд - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
12 Слайд
Познавательное развитие:
Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Центр сенсорного развития
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр экспериментирования
13 Слайд
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи грамотности
Центр «Будем говорить правильно»
Центр «Здравствуй, книжка! »
14 Слайд
Художественно-эстетическое развитие включает:
- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
15 Слайд
Физическое развитие: Центр физического развития, Центр сохранения здоровья, Спортивный уголок «Будь здоров! ».
Во всех группах оборудованы физкультурные центры, содержащие все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и много е другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию. Для проведения гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития дыхания.
Многие пособия изготовлены руками педагогов. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной активности на прогулке.
16Слайд
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
17 Слайд
Спасибо за внимание!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....
Говорящая предметно-пространственная развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС
Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящая среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планир...
«Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»
старшая группа...
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС
Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это б...
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду группа "Самолётик" в рамках ФГОС.
Оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка.Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-об...