Проект по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» в соответствие с ФГОС ДО
проект на тему

Рыбакова Наталья Юрьевна

Данный проект поможет педагогам ДОО организовать развивающую предметно-пространственную среду детского сада в соответствие с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       

Проект

по приведению развивающей предметно-пространственной

среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка»

в соответствие с ФГОС ДО

Н.Ю. Рыбакова - старший воспитатель

МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка»

                                                                         г. Сегача Нижегородской области

  1. Актуальность проекта:

         Дошкольное образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной политики. Изменения последнего времени, происходящие в Российской  системе дошкольного образования очень значимы и серьёзны. Они связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального Закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Закон впервые определяет дошкольное образование первым уровнем общего образования. А так же с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Приказ вступил в силу с 1 января 2014 года. Он включает в себяряд  требований: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и её объёму, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям её реализации, которые включают в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде.

  1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3)Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

  1. Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-простанственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением  до соответствия с требованиями ФГОС ДО.

  1. Задачи проекта:
  • изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  • организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой,         двигательной, коммуникативной,         познавательно-исследовательской, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), навыков самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкально-театрализованной,         конструктивной, самостоятельной);
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-простанственной среды в ДОО.

  1. Срок реализации проекта: 1 год

Актуальность проблемы

Развивающая предметно-пространственная среда, не в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Закуплено современная мебель, созданы условия для развития игровой, конструктивной деятельности, двигательной активности детей, но среда недостаточно содержательно-насыщена в таких образовательных областях как  познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Нет пространства для уединения детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-

пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2.Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных  и индивидуальных потребностей и интересов;

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная

среда, принципы её организации, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки её построения в группах в соответствии с возрастными особенностями детей и в  соответствии с ФГОС ДО;

4. Родители вовлечены и содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Этапы и мероприятия реализации проекта

мероприятия

Подготовительный этап  (январь -  февраль 2015 г.)

-Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,

учебно-методических и игровых материалов.

-Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для

детей дошкольного возраста.

-Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО.

-Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

-Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям

развивающей, обучающей и социальной деятельности.

-Защита педагогами проектов организации группового пространства.

-Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными

требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

-Анализ материальной базы ДОО для усовершенствования развивающей среды.

-Разработка плана проекта рабочей группой, определение сроков и ответственных лиц.

Реализационный этап (март - сентябрь 2015 г.)

-Проведение педагогического часа на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

-Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающейпредметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО»

«Организация в групповых комнатах ДОУ различных пространств: для игры, конструирования, уединения и пространства для самостоятельной деятельности»

-Проведение педагогического совета на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», одним из пунктов которого есть пункт «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО»

-Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с введением ФГОС ДО.

-Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в

построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС ДО.

-Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

-Подбор, приобретение и изготовление необходимых дидактических игр, развивающего и игрового оборудования, дидактических и методическихпособий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста.

-Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей предметно-пространственной среды.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

-Разработка положения к смотру-конкурсуразвивающей предметно-пространственной среды внутри ДОО.

-Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,

познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.

-Оформление территории детского сада.

Заключительный этап(октябрь – декабрь 2015 г.)

-Оформление проекта.

-Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды

педагогами групп.

-Написание протокола педагогического совета на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», одним из пунктов которого есть пункт «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО»

-Оформление консультаций педагогами:

«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-

пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Общие рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды в современной дошкольной образовательной организации»

«Организация в групповых комнатах ДОУ различных пространств: для игры, конструирования, уединения и пространства для самостоятельной деятельности»

-Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

-Проведение и подведение итогов смотра-конкурса на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Нормативно-правовая база проекта

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

Приказ МО и науки РФ от 14 июня 2013г. № 462 «Порядок проведения самообследования образовательной организации»

СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564)

• Устав ДОУ

• Годовой план работы ДОУ

• Приказы заведующего ДОУ.

Список литературы:

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...

Презентация образовательной программы МДОУ «Детского сада № 40» в соответствии с ФГОС ДО

Образовательная программа МДОУ «Детского сада № 40» в соответствии с ФГОС ДО...

Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр...

Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДО, в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы в МБДОУ детском саду «Сказка»

При отборе оборудования, учебно-методического  и игрового материала  коллектив МБДОУ детского сада «Сказка» руководствуется нормативно-правовой базой:- Федеральным законом «...

Реализация профессионального стандарта педагога МБДОУ «Детский сад №7» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В современном стремительно меняющемся мире, качественными характеристиками деятельности воспитателя должны стать мобильность, ответственность, самостоятельность в принятии решений. Обретение данных ка...

Положение о проведении детского конкурса творчества совместно с родителями в рамках единого тематического планирования МБДОУ детского сада №7 "Солнышко" в условиях ФГОС "Новогодняя елочка".

Положение о проведении детского конкурса творчества совместно с родителями в рамках единого тематического планирования МБДОУ детского сада №7 "Солнышко" в условиях ФГОС "Новогодняя елоч...