Консультация "Индивидуализация предметно-развивающей среды в детском саду"
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – фундаментальный период целенаправленного развития основных личности. Развивающая предметно – пространственная среда является одним из главных показателей качества дошкольного образования . Развивающая предметно – пространственная образовательная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Индивидуализация- это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности. Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников . Г.М.Коджаспирова Педагогический словарь
Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям. Принципы индивидуализации в ДОУ реализуется через: Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка Изменение содержания образовательной деятельности Организацию предметно-пространственной среды Взаимодействия детского сада с семьей.
рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения ( подход Н.А.Коротковой ) спокойная зона (для спокойной деятельности ) активная зона (для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п .) рабочая зона (трансформируемое рабочее пространство: мастерская, «лаборатория», место для свободной деятельности детей по интересам ) Безопасность Наличие подвижных, трансформируемых границ Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности Участие самих детей в обустройстве группового помещения, совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность самих детей
Ошибки организации предметно – пространственной среды в ДОУ Наличие жестко фиксируемых уголков (книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованный, дидактический, игровой) С татичность и однообразие материалов Р едкая сменяемость Н есоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей прямой словесный («Положите на место металлофон – вы очень шумите») или негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности
Педагогу необходимо постоянно учитывать особенности развития детей, определять свою роль относительно каждого воспитанника, ориентировать каждого на успех, радость достижения, на продвижение вперед. Сложности процесса индивидуализации Наличие сложившихся стереотипов к организации педагогического процесса ; Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности
« Здравствуйте, я пришел» Этот уголок для ребенка. Ребенок находит свою фотографию и вешает ее на плакат «Здравствуй, я пришёл». И понимает свою ценность в группе, что его ждали. Выбирает свое настроение и чем бы хотелось заниматься. И конечно может изменить в любой момент.
«Уголок именинника» Постоянное функционирование стенда с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, «коробочки с пожеланиями». Ребенок – центральное лицо в детском коллективе
« Мир творчество « Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник
« СМС-ПОЧТА» Информирование родителей о возрастных особенностях и новообразованиях, достижениях и успехах каждого ребенка индивидуально, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду, интерактивное общение с родителями . Ребенок – наблюдатель; воспитатель – инициатор; родитель – инициатор, активный участник общения.
« Это я , это вся моя семья» Ребенок осознает свою общественную значимость . Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей - важные задачи ДОУ. Уголок для родителей в детском саду является наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей. Такой стенд обязателен для любой группы.
«Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка и группы в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках. Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор ; родитель – со организатор.
Ребенок – субъект деятельности, способный ставить цели, находить способы и пути их реализации. безопасность отсутствие жесткого стандарта д оступность индивидуальной комфортности и эмоциональное благополучие свобода выбора деятельности. у чет ведущей роли игровой деятельности изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы учет гендерной специфики и состава группы уверенность в себе инициативность самостоятельность и ответственность умение принимать и осуществлять перемены критически мыслить осуществлять выбор ставить и решать задачи
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2017 год - Мастер-класс "Обследование предметно-развивающей среды детского сада "
В материале по обследованию предметно-развивающей среды старшей группы детского сада представлено содержание и наполнение центров и уголков....
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
Презентация "Предметно-развивающая среда детского сада"
Презентация содержит фото материал по предметно - развивающей среде детского сада....
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада
Дана характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада...
предметно развивающая среда детского сада
характеристика предметно развивающей среды детского сада старшей группы....
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Рекомендации для воспитателей: «Организация музыкальной предметно- развивающей среды детского сада в контексте ФГОС ДО»
Рекомендации для воспитателей по оформлению музыкальных уголков в группах....