Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Михеева Ирина Николаевна

Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_folklor.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор

в жизни детей младшего дошкольного возраста

        Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.    

В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников

         Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства.

         Особую значимость фольклор представляет в первые дни прибывания в детском саду малыша. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии.

На помощь приходят потешки. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки

          Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Укладывая детей спать, необходимо создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подойти к каждому ребенку, поправить одеяло, погладить  по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присесть рядом, стараться успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.

                 Приучая детей мыть руки, лицо, стараться вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания можно сопроводить такой  потешкой как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.

Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
что помогает детям одеваться самостоятельно.

При  расчёсывании волос:

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

 - Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.


Все потешки надо произносить очень выразительно, эмоционально.

          Всевозможные народные пестушки и потешки – это не просто развлечение. Это самые первые уроки для малыша. Какие же? Прежде всего, уроки родной речи.

         Потешки и пестушки часто сопровождаются движениями рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
    В ходе занятий по фольклору с детьми использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.

         Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение единения с природой, учат радоваться и солнцу, и дождю, и радуге, и весне.
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, перестань, я поеду в Эристань.

Радуга – дуга!
Не давай дождя!
Давай солнышко
Под оконышко!

Приговорка –— короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис).

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи "Ква-ква"


 Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. В закличках и приговорках оживают явления природы: (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят, «на небе появилась радуга-дуга ... »), действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).
     Простота и мелодичность звучания закличек помогают детям запомнить их.
Через потешки, прибаутки, заклички и поговорки малыши осуществляют самостоятельный перенос действий в свои игры. Например, во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

     Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик. 
Маленьким детям нравятся игры с ложками. Например,  в такой потешке, как:
Как у наших у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук, тук, ой, лю ли
Всем нам нравятся они.
Учим детей проговаривать потешку и ритмично в такт стучать ложками. Всё это развивает у малышей чувство ритма.

Ложки - Цокот лошадки, удаляющийся…
     С этой цепью использую музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан).
 Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

 В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

 Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Ложки универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также имеют определенные музыкальные, акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей.

К 3-м годам Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки и чистоговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

Скороговорки

 
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Чистоговорки шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром имногократном повторении.

 
Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Потешки, пестушки, скороговорки, чистоговорки помогают детям в увлекательной, не навязчивой форме овладевать и развивать свою речь.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.

          Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Например, сначала знакомятся с зайкой: «Вот какой маленький зайка у меня, ушки длинные, ножки быстрые у него, но он трусишка. А давайте мы его пожалеем, погладим и обижать его мы не будем. Не будем?».  Во время исполнения песни укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко использую устный фольклор.

         Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек, песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков невербальной коммуникации, так и для координационно – двигательного развития в целом.

Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных.

         Важной составляющей Развития ребёнка является Игра. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

          В основе большинства народных игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения ( интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

 

          Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.).Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения). Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.

«Шёл козёл по лесу», «Карусель», «Кто быстрее?», «Заинька»

         Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные потешки, песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым помогаем ему легче адаптироваться к детскому саду, усвоить все навыки самообслуживания и гигиены, обогащаем знания о природе, развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом,  развиваем его речь.

         Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»...

Фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста

С детьми младшего дошкольного возраста хорошо применять потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования здорового образа жизни, развития мелкой моторики, ...

Статья. Роль музыкального фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Роль  музыкального  фольклора  в  воспитании  детей младшего  дошкольного возраста....

Проект «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста»

Изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка....