Проект «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепление пройденного материала о птицах и природы Урала | 72.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила музыкальный руководитель: Муравьёва Татьяна Викторовна.
Актуальность проекта.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.
Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.
1 этап:
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников, хор «Сударушка».
Время реализации проекта: 1 год.
Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;
- Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;
- Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный (октябрь) сбор информации.
2-й этап: организационный (…) – разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.
3-й этап: формирующий (март - апрель) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, подготовка презентации, выступление на педсовете).
Предполагаемый результат.
- у детей сформированы знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- у старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям;
- родители вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность.
- показ презентации «Русская изба»
- изготовление лэпбука «С Масленницей»
- посещение музея в школе №9
- проведение занятия с детьми старшей группы «Жаворонки прилетайте».
- конкурс: «Город «Птицеград» - изготовление скворечников.
- проведение развлечения «Прилёт птиц».
Формы реализации проекта.
- Тематические занятия по ознакомлению с окружающими;
- Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями;
- Экскурсия в краеведческий музей;
- Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
- Обучение игре на русских народных инструментах.
2 этап:
Направление проекта.
- составление тематического плана;
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- создание развивающей среды;
- диагностическое обеспечение.
3 этап:
Выполнение проекта:
Формы и методы работы с детьми при организации музыкально - фольклорной деятельности:
- Музыкальные занятия.
- Разучивание русских народных песен, попевок, закличек, хороводов...
- Самостоятельная музыкальная деятельность детей:
- Игра на русских музыкальных инструментах,
- Игры, потешки, хороводы.
- Дидактические игры.
Музыкальный фольклор:
- Русская народная музыка во время игр детей
- Русская народная музыка в часы досуга
- Русская народная музыка на прогулках и занятиях физкультурой
Музыкальный фольклор на досугах и развлечениях:
- Песни, хороводы, частушки, потешки,
- Народные игры, танцы.
- Экскурсии;
Формы и методы работы с родителями.
Анкетирование;
Консультации;
Праздники, развлечения, досуги;
Изготовление русских народных костюмов и атрибутов;
Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.
Цель:
- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;
- Дать детям представления о народной культуре;
- Познакомить их с периодами жизни русского народа.
Программное содержание:
Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.
Результат промежуточного обследования.
Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками ансамблевого музицирования.
За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.
Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.
Диагностика проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.
Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от музицирования.
Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.
Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,
музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.
В начале года, прослеживая, как дети двигаются, выполняя задания, видны были скованность движений, неумение выполнять несложные русские народные танцевальные движения. В процессе работы заметно улучшилась пластичность движений. Дети стали выразительнее и ритмичнее двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.
Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, мастерили и приобретали их сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и неохотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты диагностики.
Проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показала, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.
Теперь, когда на протяжении нескольких предыдущих десятков лет мы почти искоренили русские традиции, обычаи и праздники, когда растеряли веру в идеалы, остро чувствуется потребность в исконно – русском, родном, близком. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Используемая литература.
1. «Народные праздники в детском саду».
Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.
М. Б. Зацепина., Т. В. Антонова. Москва 2008год.
2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.
Г. А. Лапшина. Волгоград 2005год.
3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.
Русские народные игры – хороводы для детей.
М. Медведева. Москва 1982 год.
4. «Праздники для детей и взрослых»
Н. В. Чудакова. Москва 2001год.
5. «Русские народные подвижные игры»
Пособие для воспитателей детского сада.
М. Ф. Литвинова. Москва 1986год.
6. «Ай, ду-ду!...» Русские народные песенки.
Н. М. Мартынова. Москва 1991год.
7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.
П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.
8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»
Народные праздники, игры и развлечения.
М. А. Михайлова. Ярославль 2001год.
9. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».
М. А. Давыдова. Москва 2007год.
10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
Ю. Г. Круглов. Москва 1990год.
11. Журналы «Музыкальный руководитель»;
«Музыкальная палитра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – спортивное развлечение с элементами фольклора «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с народным праздником "Сороки", закрепление знаний о весне, прилете птиц....
Педагогический проект "Речевой ручеёк" (развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора)
Проект: "Речевой ручеёк"...
Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Английский фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"
Фольклор Англии...
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»...
Фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
С детьми младшего дошкольного возраста хорошо применять потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования здорового образа жизни, развития мелкой моторики, ...
«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством орга...