Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Валентина Васильевна

Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_ivanovoy.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме
«Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»

                                                                                               Язык народа — лучший,

                                                                                             никогда не увядающий

 и вечно вновь распускающийся

                                                                                                           цвет всей его духовной жизни. 

К.Д.Ушинский

   Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верований.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор даѐт прекрасные образцы русской речи, подражания которым позволяет ребѐнку успешнее овладевать родным языком.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов и речевого развития решение следующих задач: формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.

Первое знакомство ребѐнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для

совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают потешки,  песни и колыбельные.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.

Большинство родителей не предают особого значения произведениям малого фольклора, состоящим из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни ребенка непонятных ему и по содержанию.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития своего ребенка пускают на самотек.

Поэтому актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства и подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод, гуманизация воспитания с первых лет жизни.

Второе: малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.  

Третье: детям раннего дошкольного возраста свойственно особенное восприятие и особенное отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Перспективность опыта подразумевает  то, что первые три года жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется.

Значение фольклора  для совершенствования учебно-воспитательного процесса заключается в том, что ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят.  В это время дети активно слушают сказки, стихи и очень любят малые фольклорные формы.  

  Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, в раннем возрасте являются для ребёнка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности малыша слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

Малые формы фольклора имеют  огромное значение для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте. Однако часто возникает необходимость систематизировать накопленный воспитателем практический опыт в единую систему. Это и определило проблему моей профессиональной деятельности.

Что послужило выбором темы в межаттестационный период для выявления роли фольклора  в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Цель – повышение эффективности развития активности младших дошкольников средствами фольклорных жанров в практике детского сада.

Для решения данной цели на период межаттестационного этапа мной поставлены следующие задачи:

- создать условия для развития детей;

- обогатить и активизировать словарь детей через малые фольклорные формы;

- поддерживать интерес малышей к народному творчеству средствами фольклорного жанра;

- вызывать у детей речевую и творческую активность (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- приобщать к истокам народного творчества посредствам малых фольклорных форм;

- систематизировать материал по речевому развитию и интегрировать его в других образовательных областях.

Таким образом, возникла необходимость в систематическом повышении педагогического мастерства по  активному  использованию всех видов и форм  фольклора.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая  идея опыта состоит в усовершенствовании малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов, в  использовании нетрадиционных форм и методов: стимулирующих детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Условием возникновения опыта является то, что третий год жизни детей привносит новое, имеет свои неповторимые особенности и в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией.

Становление опыта.

К концу третьего года жизни у ребенка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослыми систем, наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно-исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание причинно-следственных связей и отношений.

Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности, которые можно реализовать, учитывая ведущие линии овладения важнейшими навыками.

Для того, чтобы  систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества выделили три направления:

1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.

2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.

3) Проведение народных праздников в детском саду.

С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.

Теоретическая база опыта.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие). Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).

Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).

Ученые в области этнопедагогики (Г .Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, ЮГ.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения . Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность

между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».

Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества , позволила нам выбрать его в качестве средства развития детей младшего дошкольного возраста.

Выбор же возраста обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Знакомство с народным творчеством для детей начинается с потешек, колыбельных песенной, прибауток.

Для того чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Всю работу с произведениями мы строим в несколько этапов.

1 этап  предварительная работа  знакомим с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) рассматриваем картинки, игрушки, животных, обследуем предмет, играем ним.

На этом этапе мы как можно сильнее воздействуем на чувства ребенка, вызываем эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап  знакомим с художественным произведением (сказка, прибаутка, потешка).

-рассказываем и читаем сказки, потешки;

-повторно читаем с сопровождением иллюстраций:

-беседуем по содержанию;

-выборочно читаем отрывки, песенки;

-обыгрываем (с куклой ″Водичка, водичка…″).

Здесь большое внимание мы уделяем выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.

3 этап – повторяем потешки, сказки. Повторения необходимы, чтобы закрепить знания детей.

-рассказываем сказки, потешки с использованием фланелеграфа, настольного театра, кукольного театра;

-читаем без показа иллюстраций;

-договариваем стихотворные слова и фразы;

-проговариваем фразы с отдельным ребенком

Использование этих приемов помогает нам закрепить навыки интонационной выразительности.

4 этап  внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:

-используем в режимных процессах;

-читаем на занятии сразу 2-3 потешки;

-используем героев сказок на других занятиях.

Формы работы:

  • Создание развивающей речевой среды в группе.
  • Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности.
  • Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: Беседы, наблюдения, прогулка. Режимные моменты.
  • Разработана картотека народных подвижных игр, Игры на развитие мелкой моторики. Разработана картотека пальчиковых игр, с использованием фольклора способствующая развитию мелкий моторики рук. Театрализованная деятельность. Игровая деятельность.
  • Работа с родителями.

Принципы работы с детьми соответствуют ФГОС дошкольного образования:

  • Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала;
  • Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Коммуникация, ознакомление с природой, различные игры);
  • Активное включения детей.

Методы и приемы обучения:

1.Динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.

2.Словесные, наглядные, игровые методы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

Развивающая среда группы.

В группе создана зона сенсорно-речевого развития детей. В ней подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Развивающая среда группы соответствует принципам Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно:

  • возрастной подход;
  • функциональность;
  • вариативность;
  • наглядность;
  • системность;
  • комфортность;
  • самостоятельность;
  • доступность;

В ходе опыта работа проводится со всеми субъектами образовательного процесса.

С детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Игры
  • Праздники
  • Развлечения
  • Тематические прогулки с использованием фольклорного материала

С педагогами:

  • Консультации
  • Выступления на семинарах и педсоветах, открытые занятия

С родителями:

  • Индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование, сообщения на родительских собраниях.
  • Совместные праздники
  • Мастер-классы.

Анализ результативности.

  Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление.

Исходя из результатов проведенной работы, можно сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей.

Следовательно, систематическая организация работы способствует: 

-  повышению  интереса к устному народному творчеству;

-  взаимосвязи в работе с родителями по использованию малых форм фольклора в развитии детей в семье.  

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию детей и наряду с основными методами и приёмами развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.  

Работая с детьми первой младшей группы, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создаваемые русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.  

В дальнейшем планирую продолжать работу по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей второй младшей группы.  

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Это и является достаточно серьѐзным препятствием в успешном освоении богатой и разнообразной речи, и как следствие, во всестороннем развитии личности ребенка.

Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к его развитию, умению слышать и слушать, думать.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 50 комбинированного вида» на тему: «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»  может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений работающих в группах детей младшего дошкольного возраста, заинтересованным и внимательным родителям.

Можно ознакомиться с ним по ссылке: https://nsportal.ru/ivanova-v-i-0




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни детей дошкольного возраста.

Фольклор необходим в жизни ребёнка. Он помогает в общении родителей с детьми, с раннего возроста до школы. В этом материале рассказывается как применять фольклор в разном дошкольном возрасте, для разв...

Доклад на тему "Роль физической культуры в жизни ребёнка дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в...

Обобщение педагогического опыта по теме "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"

МБДОУ "Детский сад №8"Корсаковского городского округаСаалинской областиОбобщение педагогического опытатема: "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"вып...

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...

Доклад выступления на педагогическом совете в школе по теме: «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста».

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качеств...