Фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)
С детьми младшего дошкольного возраста хорошо применять потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования здорового образа жизни, развития мелкой моторики, коммуникативных качеств, мышления и координаций движений.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, применяются в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Занятия по фольклору помогают развить речь и мышления.
Для детей младшего дошкольного возраста хорошо применять подбор пальчиковых игр и потешек с фольклорным содержанием. В ходе апробации материала повышается эффективность работы с элементами драматизации, с использованием персонажей и игрушек, выполненных своими руками из специальных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditely.docx | 137.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Ладыгина Л.В.
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.
Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
- **
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
Нам обедать нужно.
Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
- **
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Одевание на прогулку.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
- **
Раз,два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
- **
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.
- Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.
Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...
Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...
Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Английский фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"
Фольклор Англии...
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»...
Проект «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста»
Изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка....
Методическая разработка.Проект для детей младшего дошкольного возраста.Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста
Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста...