Что писать о развивающем обучении в самоанализе???
методическая разработка на тему

Рубцова Марина Владимировна

В статье приведены не только образцы формулировок, которые можно использовать, но и кратко обозначены те современные положения развивающего обучения, которые педагогу необходимо знать!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что писать о развивающем обучении в самоанализе???

Достаточно часто при написании самоанализа, заявления на аттестацию или других документов педагоги затрудняются в выборе формулировок для того, чтобы методически грамотно выразить свою мысль. Особенно это касается формулировок по развивающему обучению.
В статье приведены не только
образцы формулировок, которые можно использовать, но и кратко обозначены те современные положения развивающего обучения, которые педагогу необходимо знать.

1. Что нужно знать:
Методологической основой ФГОС ДО являются положения теории развивающего обучения, конкретно — положение о закономерностях развития ребенка. (Основоположником этой теории является Л.С. Выготский). Поэтому, сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия дошкольного образования.
Что можно написать:
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Создаю условия для признания самоценности каждого ребенка, для разработки индивидуальной траектории развития дошкольника, в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностям.

2. Что нужно знать:
В теории развивающего обучения есть такое важное понятие как зона ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. И то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже его внутренним достоянием, его новой способностью, умением и знанием.
Вот таким образом
обучение ведет за собой развитие ребенка.

Что можно написать:
Осуществляю свою педагогическую деятельность с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Помогаю каждому воспитаннику усваивать и присваивать накопленный социальный опыт путем партнерского деятельностного взаимодействия. Способствую тому, чтобы ребенок самостоятельно ставил перед собой цель, а также находил пути и средства ее достижения.

3. Что нужно знать: 
Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. При таком обучении дети приобретают знания, но испытывают затруднения, когда им приходится применять эти знания на практике. Например, как только условия деятельности изменяются и обновляются, то прежняя схема поведения и действий становится неприемлемой.
А
при развивающем обучении ребенок не только усваивает конкретные ЗУНы, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью.

Что можно написать:
Организую, направляю и поддерживаю собственную деятельность детей по овладению знаниями. Моделирую такие образовательные ситуации, в процессе которых у детей появляется потребность в определенном, часто новом, способе действий. Формирую не только знания и навыки, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, осваивать их в процессе деятельности.

4. Что нужно знать:
В соответствии с положениями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. В Стандарте представлены социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры).
В этой связи нельзя не сказать о таких важных для развивающего обучения психологических характеристиках личности ребенка как
познавательная активность, познавательная самостоятельность. С развитием познания осуществляется также развитие познавательных операций и познавательных умений, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация.

Что можно написать:
Организую взаимодействие с детьми таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательной самостоятельности и познавательной активности, а именно:
— вовлекаю воспитанников в различные виды деятельности;
— использую разнообразные дидактические игры;
— применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи;
— предлагаю детям позицию исследователя, проблемные ситуации, использую проблемные и поисковые вопросы. (Почему? Зачем? Каким образом? Что было бы, если бы? Как ты считаешь?).

5. Что нужно знать:
Профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающее обучение, достаточно разнообразны:
— умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
— умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;
— умение активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и другие.

Что можно написать:
Ориентируюсь в методике развивающего обучения, знаю дошкольную психологию, особенности личностно-ориентированного взаимодействия, концепцию системно-деятельностного подхода, психофизиологические особенности и возможности детей своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

МЕТОДИКА ИГР-ПИСЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИГРОВОМУ ДИАЛОГУ С ДЕТЬМИ

В данной работе мы сосредоточим свое внимание на рассмотрении детско-родительских отношений в семьях, имеющих тревожных, эмоционально неблагополучных детей, и на возможн...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...