Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и качественными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

   Развивающее обучение. Игровые технологии          на занятиях по обучению грамоте и знакомству                 с окружающим миром в студии «Малышок».

  1. Самопрезентация.  

          Уважаемые педагоги, меня зовут Наталья Владимировна. Я работаю в студии 9-ый год, обучаю детей  по трем курсам: «Занимательная математика», «Обучение грамоте и знакомство с окружающим миром» и «Подготовка руки к письму». Сегодня я хочу поделиться с вами опытом проведения занятий по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром. Эти занятия называются АБВГДейка . Программа этого курса рассчитана на один год обучения. В студии обучаются группы малышей 6-ти лет с двухдневным посещением и однодневным посещением в неделю. Соответственно двухдневки получают 72 часа, а однодневки 36 часов в год (имеется в виду только АБВГДейка). Каждое занятие длится по 30 минут.

  1. Основная педагогическая идея.

            Основной целью курса  является обеспечение каждому ребенку дошкольного возраста того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе;  учить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

   Задачи   в обучении: формировать элементарные знания о звуке, слоге, слове, предложении; вырабатывать отчетливое произношение, умение ясно выражать свой мысли, обогащать словарный запас малышей, расширять представление детей об окружающей действительности;

в развитии: способствовать развитию мыслительных операций, логического и образного мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения, творческих, интеллектуальных способностей и познавательного интереса , развивать фонематический слух и устную речь  детей;

в воспитании: прививать элементарные нормы общения, правильного поведения и культуры; навыки нравственного отношения к окружающим.

     Много разных мнений существует о необходимости обучения чтению в предшкольной подготовке. Я считаю, что играя и развивая, не дублируя программу первого класса можно знакомить с буквами и звуками родного языка и учить читать.  Этого же горячо желают и родители, которые ведут к нам в «Малышок» детей.  Современная система образования не становится легче, а скорее  наоборот. Развивающие программы  «Школа 21 века», по которым сейчас все чаще обучают  первоклассников, требуют от малышей достаточно хорошо развитого внимания, памяти, мышления, наблюдательности, воображения и других мыслительных качеств. Поэтому ребенок с хорошо развитой речью, знающий много стихотворений, знакомый с детской литературой, имеющий знания об окружающем мире, соответствующие его возрасту, умеющий читать простые предложения, в школе более успешен и уверен. Малыш  гораздо легче адаптируется в школе  и переход от игрового к учебному виду деятельности для него не так сложен.

  1. Технологии реализации педагогической идеи. Демонстрация средств и пособий.

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и качественными. Обучающие игры можно разделить на группы: звуковые игры, игры с буквами; игры, развивающие словарный запас, кругозор и интеллектуальные способности.

 Игры со звуками помогают развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь малышей, а так же развивают четкость речи, правильное  звукопроизношение, артикуляционный аппарат. Я предлагаю поиграть в звуковые игры, применяемые мною на занятиях:

  1. «Поймайте звук». Изучая букву «Т» я предлагаю детям послушать слова, найти звук [т] и определить  место звука в слове. Играем так: приготовили ладошки, слушаем внимательно слово, как только услышите звук хлопните в ладоши и назовите место звука (в начале, в конце или в середине слова).

Пилот, тыква, батон, булка, торт.

  1. «Замените первый звук». Изучая букву «Б», я предлагаю детям послушать слово и заменить первый звук этого слова на звук [б]:

ноты-боты, соль-боль, кочка-бочка, ранка-банка, крошка- брошка, кровь-бровь.

  1. «Звук заблудился». Я предлагаю ребятам послушать стихотворение и определить, в каком слове ошибка, какой звук нужно исправить.

  1. На полянке весной вырос зуб молодой.
  2. Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.
  3. Роет землю старый кот - под землею он живет.
  1. «Доскажи словечко». Изучая букву «Г», я рассказываю стихотворение или просто предложение в котором не хватает слова, его нужно отгадать, а поможет в этом звук [г].
  1. Маленький имеет дом, потому что сам он ….
  2. На жарком солнышке подсох, и рвется из  стручков….
  3. Михаил играл в футбол и забил в ворота ….
  1. При закреплении изученного материла дети играют в игру , которая называется «Запомни пару». Я четко и медленно произношу несколько словосочетаний, а малыши их стараются запомнить:
  1. дедушка добрый
  2. дом деревянный
  3. день длинный
  4. дорога дальняя
  5. друг дорогой
  6. директор деловой

Затем я произношу только первое слово пары, а дети должны вспомнить второе слово в словосочетании (проигрываем). И обязательно заостряем  внимание, что общего у всех словосочетаний.

Обязательно уделяю несколько минут урока для развития артикуляции, четкого произношения звуков, для этого я к каждому уроку подбираю скороговорки и чистоговорки для заучивания.

- Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.

- Испугался грома Рома, заревел он громче грома                                        от такого рева гром притаился за бугром.

- Жутко жуку жить на суку.

-Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь».                             Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

 -Два щенка, щека к щеке,  щиплют щетку в уголке.

В играх с буквами мы учим малышей не только запоминать букву, а так же работаем над развитием памяти во всех ее проявлениях: зрительной, механической, ассоциативной, сенсорной. Изучая букву, мы обязательно лепим ее из пластилина (если у буквы закругленные линии) или складываем ее из палочек (если буква состоит только из прямых линий). Фантазируем на что похожа буква и  заучиваем ассоциации-стихотворения наизусть.

  1. Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
  2. На эту букву посмотри она совсем как цифра 3.
  3. А эта буква широка и похожа на жука.
  4. Это Э с открытым ртом и большущим языком.
  5. Щ – на щеточку похожа , 3 зубца всего- и что же.

Буква Щ поможет нам  чистить зубки по утрам.

Игра «Какую букву испортил Жук-Буквоед»

Развивает воображение и внимание. В эту игру очень любят играть дети (наглядный материал).

Еще одна игра, в которую с  удовольствием играют дети, называется «Угадай букву». Давайте поиграем. (Я вызываю  одного участника, завязываю глаза, предлагаю на ощупь угадать букву). Важное правило этой игры -  ребята не должны подсказывать.

Игра «Рассыпанное слово» более сложная. В такую игру мы начинаем играть во втором учебном полугодии. Детям предлагается сначала угадать, а потом сложить слово из магнитных букв (на доске: «цветок»).Затем это слово дети печатают в тетрадь.

У каждого ребенка в студии есть творческая тетрадь в которой мы не только печатаем изучаемые буквы, но и рисуем , а после звуко-буквенного анализа слова подписываем рисунок (взять для показа ученическую тетрадь).

И еще одна любимая детьми игра с буквами – «Ребусы», игра развивающая логическое размышление, образное воображение, творческие способности и внимание (разгадываем несколько ребусов).

Для того, что бы детям было легче запомнить гласные и согласные звуки, мы их называем поющие и не поющие. Буквы Е, Ё, Ю, Я – мы называем двухзвучными гласными. Буквы Ъ и Ь – беззвучные. Изучая букву, стараемся найти ее особенность (например букву Ш называем шуршащей, Р- рычащей, Ж – жужжащей. Букву  Ё мы называем «колючкой».

- Как вы думаете почему? (на эту букву назовешь всего 3 слова: ёлка, ёжик, ёрш)

Изучая мягкий знак я рассказываю исследовательскую сказку про обиженную букву, которую считали ненужной. Малыши сами приходят к выводу для чего она нужна в русской речи.

Все уроки закрепления я разделила на небольшие циклы развивающего и воспитательного характера: эстетического и этического направления, нравственного воспитания и культуры общения, знакомства с окружающим миром. Эти занятия строятся с учетом тем в букваре Надежды Жуковой. Например, изучив первые шесть букв, ребенок читает в букваре свои первые предложения. «Мама , мухомор», «Рома, мусор.»Мы беседуем о съедобных и несъедобных грибах , играем в игру «Съедобное, несъедобное», делаем выводы.

Прочитав правила поведения в лесу, мы разговариваем о мерах безопасности на природе и правилах  пожарной безопасности. О соблюдении гигиенических правил  и о правилах здорового образа жизни мы разговариваем, когда читаем предложение «Мойте руки перед едой». О милосердии, сострадании и добре ведем разговор, прочитав предложение «Все живое чувствует боль»…. О дружбе и товариществе мы разговариваем, когда малыши в букваре делятся игрушками , о помощи маме , родным и близким, когда читаем рассказ «Много дел»… Букварь рекомендован министерством, имеет логопедическую направленность. Способствует развитию кругозора и речи малыша.

На уроках закрепления обязательно знакомимся с устным народным творчеством (загадки, небылицы, поговорки, потешки, сказки), а так же с творчеством  Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, Пушкина.  

 Когда детям нужно отдохнуть и подвигаться, я применяю здоровье сберегающие игровые  технологии. Мы  играем в развивающие игры в движении (предлагаю поиграть):

  1. Игра: «Воздух, вода, земля». Я  называю животных, а дети должны определить и показать  движениями, кто где обитает: в воздухе – машем руками (летим), в воде – плывем,  на земле – идем, шагаем.

Синица, лисица, ёж, ёрш, окунь, олень, пень.       Обобщаем:

-кто живет в воде? Летает по воздуху? Живет на суше?

  1. Игра на внимание: «Путаница». Чаще играем на математике, когда учимся ориентироваться в пространстве, но и на других занятиях, когда нужно сосредоточить внимание малышей. Повторяйте движения за мной (руки вверх, в стороны, на пояс, вниз, вперед, к печам, за голову). А теперь я вас буду путать и показывать не правильно, вы делаете только то, что я говорю.
  2. Игра: «Овощи и фрукты». Показываю иллюстрации, дети называют  и выполняют при этом движения: овощи – присесть, фрукты – встать и поднять руки вверх.
  3. Игры с мячом. Когда малыши знакомятся со словами антонимами – мы их называем противоположными, играем в игру «Слово наоборот». Бросаю мяч – говорю слово, ребенок возвращает – говорит противоположное. Играем.

Далеко – близко, высоко – низко, тепло – холодно, весело – грустно, тяжело – легко, глубоко – мелко, широко – узко, и т.д.

Для педагогов: полезный – вредный, жесткий – мягкий, храбрый – трусливый, близкий – далекий, родной – чужой, аккуратный – неряшливый , гладкий – шершавый, удаленный – приближенный, частый – редкий.

Эта игра имеет много вариантов. Например, «Один – много» в этой  игре дети узнают о тех словах, которые употребляются только в единственном или множественном числе (например: брюки, шорты, ножницы, кино, пальто, кофе, друг - …, стул - …, цыпленок - …, хлопья - …, ). «Кто где живет» , «Угадай профессию» ( кто лечит зверей, строит дома, делает прически, шьет одежду, печет торты учит детей),  «У кого какой инструмент»,и т. д.

 Все эти игры развивают внимание,  речь, кругозор, словарный запас малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на занятиях по обучению грамоте»

Продолжать учить  детей проводить звуковой анализ слова. Формировать умения определять местонахождение звука «В» в слове,  дифференцировать согласные звуки; закреплять умение выд...

Интегрированное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром по теме "Весна"

Цель научить детей над слоговой структурой слова, дать детям представление о характерных признаков весны...

Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте

В статье говорится о том, как через игру добиться наиболее эффективных результатов обучения грамоте детей с нарушением речи.ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕОсновными составляющими оп...

Занятие во 2 младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема занятия: Профессия спасатель

Цели:— формировать интерес к различным профессиям;— знакомить с профессией спасателя;— закрепить знание правил безопасного поведения;— учить аргументировать свой выбор.Словарна...

Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией водителя (шофера)

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией повара

Цели:— закрепить знания о профессии шофера;— дать представление о профессии повара и предметах, необходимых для его работы;— воспитывать уважение к труду взрослых;— рассказать ...