« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
методическая разработка на тему
Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_regionalnyy_seminar.docx | 923.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
выступление из опыта работы
на республиканском семинаре
«Обновление содержания обучения и воспитания,
форм дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида в условиях федеральных государственных требований»
Гумерова Оксана Александровна
воспитателя второй квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 11»
г. Нижнекамск,
2011г.
Воспитатель Гумерова Оксана Александровна МБДОУ №11г.Нижнекамск.
Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
«Даже мгновенное
озарение
может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно
возгорится пламя
творческого поиска»
В. Шаталов
Мнемотехника- это технология развития памяти.
- Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
- Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
- Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
- Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.
- Сейчас дети уже с удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
- кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
- перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.
- Во-вторых, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
В-третьих, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:
- метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);
- метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
- метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
- метод трансформации (превращения).
- Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.
Например:
Составление рассказов-описаний
по теме « Игрушки».
Моя самая любимая игрушка - это машинка.
Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.
Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.
- 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
- 2. Форма. (Какой она формы?)
- 3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
- 4. Детали машины. (Назови ее детали.)
- 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
- 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
А также можно использовать: см. опыт работы.
- Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.
- Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).
- Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам,пословицам, сказкам.
Загадки для рисования мнемодорожки
- Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо и солнце)
- В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
- Стоят два дуба.
На дубах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес. (Человек)
Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики»
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Составление рассказа по графической схеме
Литература
- Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
№3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
- Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
- Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002
- Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003
- Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.
- «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод.руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
- Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия
- Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
- Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...
Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
laquo;Обучение дошкольниковсоставлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...
Методическая разработка: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков. Мнемотехника.
ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...