« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
методическая разработка на тему

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_regionalnyy_seminar.docx923.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«  Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

выступление из опыта работы

 на республиканском семинаре

«Обновление содержания обучения и воспитания,

форм дошкольного образования  дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида в условиях федеральных государственных требований»

Гумерова Оксана Александровна

воспитателя второй квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 11»

г. Нижнекамск,

2011г.

Воспитатель Гумерова Оксана Александровна МБДОУ №11г.Нижнекамск.

Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

«Даже мгновенное

 озарение

может стать той первой искрой,

 из которой рано или поздно

возгорится пламя

 творческого поиска»

                                        В. Шаталов

Мнемотехника- это технология развития памяти.

  • Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
  • Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
  • Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
  •  Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам.
  • Сейчас дети уже с удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.

Мнемотаблица это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
  • кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
  • перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.

  • Во-вторых, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

В-третьих, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок);
  • метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).
  • Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Например:

Составление рассказов-описаний
по теме « Игрушки».

Моя самая любимая игрушка - это машинка.

Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.

Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

  • 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
  • 2. Форма. (Какой она формы?)
  • 3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
  • 4. Детали машины. (Назови ее детали.)
  • 5.  Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
  • 6.  Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

SWScan00_0

А также можно использовать: см. опыт работы.

  • Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.
  • Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).
  • Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам,пословицам, сказкам.

Загадки для рисования мнемодорожки

  • Голубой платок,

        Красный колобок,

        По платку катается,

        Людям улыбается.

        (Небо и солнце)

  • В густом лесу под ёлками,

        Осыпанный листвой,

        Лежит клубок с иголками,

        Колючий и живой.         (Ёж)

  • Стоят два дуба.

        На дубах – бочка,

        На бочке – кочка,

        На кочке – лес. (Человек)

 Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики»

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой  для адаптации их в современном информационном обществе.

Составление рассказа по графической схеме

C:\Users\радик\Desktop\фото группа\S5005064.JPG

F:\фото группа\раб. по схемам.jpg

Литература

  • Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;

        №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

  •  Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».

        Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

  • Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002
  • Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003
  • Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.
  • «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

        Метод.руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

  • Наглядно-дидактическое пособие  «Открой для себя мир». Августин. Германия
  • Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
  • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

laquo;Обучение дошкольниковсоставлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

Методическая разработка: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков. Мнемотехника.

ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...