МЕТОДИКА ИГР-ПИСЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИГРОВОМУ ДИАЛОГУ С ДЕТЬМИ
проект (старшая группа) по теме
В данной работе мы сосредоточим свое внимание на рассмотрении детско-родительских отношений в семьях, имеющих тревожных, эмоционально неблагополучных детей, и на возможности установлении игрового диалога между родителями и ребенком с помощью методики «игр-писем», как одной из форм коррекционного воздействия на эмоционально неблагополучного ребенка.
Теоретической основой данных методических рекомендаций явились работы А.Д. Кошелевой , Е.В. Кучеровой, П.М. Якобсон. Мы полностью разделяем точку зрения данных исследователей, которые утверждают, что основой нарушений в эмоциональной сфере являются ошибки воспитания и ошибки в системе отношений растущего человека с окружающими, прежде всего, с родителями.
В рамках заявленной проблемы, наиболее ценным на наш взгляд, является исследование Е.В. Кучеровой. Автор дает характеристику четырех типов семей, имеющих эмоционально неблагополучных детей.
Первый тип воспитания присущ семьям, в которых мать одна воспитывает ребенка. У матерей отмечается повышенная тревожность, которая может переноситься на ребенка. Мама в такой семье не предоставляет ребенку элементарной свободы действий. У взрослого в такой семье часто возникают всевозможные опасения относительного детского здоровья, поведения. Роль лидера в воспитательных вопросах всегда принадлежит матери. Другие члены семьи (бабушки, дедушки) находятся на второстепенных ролях при осуществлении воспитательных воздействий.
Вторую группу семей отличает подход к процессу воспитания как к изолированному процессу решения педагогических задач. Общение с ребенком сводится к навязыванию роли «послушного» ребенка. В семьях подобного типа зачастую отсутствует единство требований к ребенку.
Третья группа семей близка ко второй, но характеризуется тем, что лидером воспитательного процесса является дедушка или бабушка. В такой семье часто возникают скрытые разногласия, борьба за лидерство. Родители ребенка не умеют строить взаимоотношения в своей малой семье, что придает атмосфере в семьях третьего типа характер напряжения и беспокойства.
Четвертому типу семьи свойственен подход к воспитанию, как к осуществлению делового одностороннего воздействия на ребенка, ограничение общения с ребенком гигиеническим уходом за ним. В таких семьях превалируют низкие оценки возможностей и личностных качеств ребенка.
Наряду со специфическими чертами при характеристике четырех типов семейного воспитания психолог выделяет следующие общие черты: в таких семьях проявления инициативы, активности детей не вызывает поощрения. У взрослых из всех четырех типов семей присутствует недооценка или игнорирование детской деятельности, в том числе игры. Совместная с ребенком деятельность носит эпизодический и эмоционально ненасыщенный характер. Ребенок является либо пассивным участником – исполнителем, либо подчиненным лицом, исполняющим указания взрослого. В целом, взрослые не придают особого значения фактам совместной с ребенком деятельности.
Все сказанное позволило предположить, что при проведении коррекционной работы с эмоционально неблагополучными детьми на первый план выходит организация игрового диалога родителей с детьми, установление положительного и содержательного контакта в ходе специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка. Для решения поставленных задач, Е.В. Кучерова предлагает использовать оригинальную форму организации подобной деятельности методику индивидуальных «игр – писем». Используя данную идею и перерабатывая ее в соответствии с нашими коррекционными задачами, мы самостоятельно построили тексты «игр – писем» для эмоционально неблагополучных детей, где главным героем стал ежик Тимофей.
Так, каждый ребенок, участвующий в работе коррекционно-развивающей группы, получал индивидуальное письмо, состоящее из нескольких страниц с заданиями и рисунками. Принцип построения письма предусматривал совместное со взрослым чтение и выполнение указаний сказочного героя.
В содержание писем включались разделы, условно названные «Чтение и обсуждение», «Рисование», «Игра и совместное действие», Так, детям и родителям предлагались для совместного чтения и обсуждения терапевтические сказки, содержанием которых было описание чувств, переживаний сказочных персонажей, оказавшихся в той или иной значимой для эмоционально неблагополучного ребенка ситуации. Чаще всего использовались сказки, направленные на устранение страхов, тревожности, чувства неполноценности ребенка в семье, на повышение уровня его самооценки. Рисование использовалось для изображения положительных и отрицательных событий, вызывающих яркую эмоциональную окраску у ребенка. Совместное с родителями рисование дает возможность ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, а взрослым объяснить, что оно обозначает, дать ему словесное наименование. В содержание писем входили игры, в том числе подвижные, для вынужденной со стороны взрослого совместной деятельности и осуществления тактильного контакта с ребенком. Нами также применялись различные формы занимательной деятельности, способствующие получению совместного со взрослым результата. Обобщение способов достижения этого результата осуществлялось через внушение по принципу: «Теперь ты это умеешь!», с целью повышения уровня уверенности ребенка в себе.
Письма отправлялись один раз в неделю. В конце каждого письма предлагались различные варианты обратной связи, в ходе которой ребёнок делился бы своими впечатлениями со сказочным персонажем.
Следует отметить, что индивидуальные «игры - письма» могут наполняться разнообразным содержанием в зависимости от возраста ребенка, типа нарушений в эмоционально-личностной сфере, а также от особенностей функционально-ролевой структуры семьи, в которой воспитывается дошкольник.
В качестве примера представим возможный вариант писем для детей старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень тревожности, воспитывающихся в полной семье, мотивированной на осуществление коррекционного процесса.
Письмо 1.
Здравствуй …………….!
Пишет тебе ежик Тимофей. Я очень весёлый и добрый ёжик и очень люблю писать письма ребятам. В своих письмах я буду рассказывать тебе разные истории, предложу занимательные игры и задания. Письмо тебе будет читать мама или папа, а если захотите, вы будете читать его все вместе.
Сегодня я хочу рассказать тебе сказку, которая называется «Гномик». Итак, слушай.
«Однажды в одном городе произошла интересная история. Ты и твои родители, конечно, знают много историй, но эта история необычная. Она случилась в одной семье сказочных человечков – гномиков. Они очень похожи на людей, на тебя, на маму, на папу, только они очень маленькие, из-за чего они совсем не переживают.
Город, в котором жила эта семья, был очень большим. По его улицам ездили разные машины, там были красивые магазины, в которых продавались разные полезные вещи. На одной из этих улиц в небольшом доме жила семья гномиков. Они жили дружно и хорошо, но иногда старшие ругали и наказывали маленького Гномика… Ты, наверное, знаешь, что можно чувствовать, когда это случается.
Однажды мама уходила из дома по своим делам и сказала Гномику: «Веди себя хорошо. Я скоро вернусь». Гномик остался один дома и, наигравшись в любимые игры, от нечего делать, стал ходить по квартире. В одной из комнат Гномик увидел мамину любимую вазу. «Какая красивая ваза», - подумал Гномик и тут же заметил, что она не блестит на солнце, потому что на ней была пыль.
«Надо помыть вазу. А когда мама вернётся, она увидит, какая чистая и красивая теперь её ваза», - так решил Гномик. Он взял стульчик, встал на него, потянулся к воде… И вдруг стульчик закачался, ваза упала из рук Гномика и … разбилась.
« Я так хотел порадовать свою маму», - прошептал Гномик, который был очень расстроен, и в ту же минуту мама вернулась домой. Мама не знала, что это случилось нечаянно, что Гномик хотел её порадовать. На Гномика закричали, отшлёпали, он был наказан.
Гномик чувствовал обиду и злость на маму. Ему не хотелось больше никогда её видеть. «Ваза разбилась случайно, а мама этого не знает. Я хотел сделать приятное маме, а она… Пусть её не будет. Я хочу остаться один на всём белом свете», - так подумал Гномик, и слёзы покатились по его щекам.
Несколько слезинок упали на книгу с картинкой волшебника. И вдруг из книжки раздался голос: «Я всё знаю, - сказал оживший волшебник, - ты чувствуешь большую обиду на маму и хочешь, чтобы её не было на свете, потому что она несправедливо наказала тебя. Сейчас я взмахну палочкой, и ты останешься один, а мамы не будет…»
Так и случилось. Мама исчезла. Гномик ходил по дому один и вскоре почувствовал, что ему совсем одиноко оттого, что мамы нет рядом. «Она тоже там одна. Ей плохо, она ищет меня. Может быть, маме сейчас еще хуже, чем мне», - подумал Гномик, и ему захотелось вернуть маму. «Но как же это сделать без волшебника?».
И Гномик догадался, что надо простить маму. И как только из сердца Гномика исчезла злость и обида на маму, она вновь оказалась дома. Мама искала и звала Гномика. Гномик и мама обнялись. Они нашли друг друга. В доме заиграла музыка, и они стали танцевать. Затем они пошли гулять и в парке ели много разных вкусностей, катались на каруселях.
А гномик подумал: «Как хорошо, что я простил маму! Ведь она меня любит, и я всегда буду находить в себе силы, чтобы прощать её, потому что она – моя любимая мама!»
Как ты думаешь, почему мама отругала Гномика? Была ли она права? За что Гномик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте? Почему Гномик простил маму? Мог бы он этого не делать? Чтобы тогда было? Я думаю, что если бы ты был на месте гномика, ты бы тоже так поступил, и у тебя было бы всё хорошо!
Сегодня ты узнал новую сказку! А напоследок, я хочу предложить тебе поиграть вместе с мамой и папой в игру «Препятствие». Вы должны установить на полу различные предметы, между которых надо пройти к маме или папе. Ты должен как можно скорее пробежать через препятствия и обнять родителей. Потом вы можете поменяться местами.
После того как вы поиграли, нарисуй мне свое настроение или расскажи о нем маме и папе, а они напишут мне письмо. Я буду ждать твоего ответа. До свидания!
Ежик Тимофей.
Письмо 2.
Здравствуй …………….!
Это я – ёжик Тимофей! Надеюсь, ты ждал моего письма?! Сегодня я хочу рассказать тебе еще одну сказку о воробьиной семье. Слушай!
«Жила – была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа – воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошечки. Папа – воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор… Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
Как ты думаешь, почему воробышек увидел грусть в глазах родителей? Почему родители так быстро простили своего сына?
Если бы ты был на месте воробышка, какие бы поступки совершал, чтобы мама и папа гордились тобой?
Чтобы тебе было легче ответить на последний вопрос, я предлагаю тебе сделать с мамой и папой «Цветик – семицветик» или «Цветок твоих достижений». Для этого вам понадобиться цветной картон, твоя фотография, ручка или маркер. Вырежи из цветного картона цветок с семью лепестками. Попроси маму или папу подписать на каждом лепестке соответствующий день недели (понедельник, вторник и т.д.). В центре цветка приклей свою фотографию. После того как цветок будет готов, закрепите его на видном месте (например, на шкафчике). Договорись с родителями, чтобы они на лепестках соответствующим дням недели записывали информацию о результатах, которыми ты гордишься. В конце недели я буду ждать от тебя письма. Попроси маму или папу сообщить мне о твоих достижениях. Желаю успехов! До свидания!
Ежик Тимофей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»
в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...
Мастер – класс: «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»
Мастер-класс рассказывает о игровых приемах работы со сказкой, которые можно использовать в детском саду и дому...
Журнал для родителей«Игровые технологии с детьми младшего возраста»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, при...
Консультация для родителей "Игровое взаимодействие с детьми в семье."
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников....
Современные формы и методы обучения родителей игровой деятельности.
Современные формы и методы обучения родителей игровой деятельности....
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...