Открытое занятие для конкурса: "Воспитатель года"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Пензина Александра Георгиевна

Открытое занятие для конкурса: «Воспитатель года»

 

Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками.

Цель:

Прививать любовь к русской народной культуре через изготовление тряпичной куклы-Куватки.

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями на Руси, связанными с возникновением куклы-Куватки.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать индивидуальные творческие способности: выбор цвета ткани для поделки, выбор размера частей (голова, ручки, туловище) куклы.

4. Активизировать речь детей “кукла-закрутка”, “скалка”, “тулово”, “оберег”, “оторочка”, “лоскут”, “фартук”, “кайма”, “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “очелье”, “старание”, “мастерство”, “безликая”.

Предварительная подготовка. Подбор материалов для изготовления поделок, подготовка фонозаписей. Предварительное знакомство с соответствующей литературой по теме для подготовки к занятию.

Методы и приемы: беседа, индивидуальное проектирование деятельности, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ особенностей изделия, выставка работ.

Оборудование:

для педагога: готовые образцы разных видов кукол; изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатая кукла по деталям, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, нитки «ирис», лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, бусины, бубенцы, фурнитура для украшения (тесьма, ленты), технологические карты изделия.

для ребенка: кусочки тканей размером 20х20, вата, нитки «ирис», лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, бусинки, бубенцы, лента, тесьма.

                                     Ход мероприятия:

Входит воспитатель - педагог (в русском народном костюме),

Звучит песня “Дуня-тонкопряха”, (на экране заставка с экспозицией различных народных кукол).

Педагог: Здравствуйте, ребятушки дорогие, желанные, долгожданные! Ко мне на посиделки «о Забытой старине» приглашаю вас… Много интересного узнаете вы сегодня на моих посиделках.

Вышло красно солнышко,             (встать в хоровод)

Деток увидало!                     (смотрим и улыбаемся друг другу)

Всех ребяток славных                (расставить руки шире)

Лучами приласкало                             (обнять всех деток)

Раскрыло объятья,                  (дети расставляют руки шире)

Здравствуйте братья!               (дети обнимают друг друга)

 

Педагог: Ребята, а вы сказки любите?

Ответы детей: Любим!

Педагог: Ну так садитесь поближе,

                 Да сидите тише!

                 Послушайте сказку волшебную,

                 Необыкновенную!

Дети рассаживаются полукругом.

                                             Сказка:

Жили-были за тридесятеро морей необъятных, непереплывных, за тридесятеро гор заоблачных, непреодолимых, за тридесятеро лесов дремучих, непролазных, три девицы красавицы! -

Елена-Премудрая, Василиса-Прекрасная, да Марья-Искусница!

А и каждая то из них была пригожа, да умна, и каждая в своём деле преуспела!

Елена то Премудрая всё на свете знала, что не спроси на любой вопрос ответ найдёт! Какую задачу не задай, всё выполнит и решит.

А Василиса то Прекрасная, красоты не писаной, не виданной, и ступить и молвить мастерица, а уж танцы да песни петь, нету ей равных!

А Марьюшка то Искусница, до любого рукоделья охоча, любое дело в руках её спорится, и так-то всё ладно, да быстро у неё получается, что все только диву даются!

Вот прознал про их красоту да уменья, молодец добрый, князь Еремей! И решил он отыскать красавиц тех, чтобы выбрать себе в жёны одну из них!

Долго ли, коротко ли он в пути пробыл, о том мне не ведомо, а только разыскал-таки девушек прекрасных! А как увидел их, так и застыл на месте от красоты такой невиданной.

Закручинился тогда добрый молодец, князь Еремей! Все то девицы хороши да пригожи, все то ему по нраву, как же выбрать жену ненаглядную?

И решил тогда Еремей – князь, устроить девушкам испытания, какая лучше других его задания выполнит-исполнит, та и замуж за него пойдёт.

Первой испытания проходить выпало Елене – Премудрой.

Загадал Еремей ей загадки:

Педагог: Ребята, хотите помочь Елене – Премудрой отгадать загадки Еремеевы? (Да)

Педагог:  (загадывает детям загадки)

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, 
За собою хвост тащу. (игла)

 

Кошка из окошка – а я за хвост. (нитку вдевают в иголку)

 

Бежит свинка – 
Золотая спинка,
Носочек стальной, 
А хвосточек льняной. (иголка с ниткой)

 

Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет, и стрижет! (ножницы)

 

Он разгладит все морщинки. 
Только ты его не тронь, 
Он горячий как огонь (утюг)

 

Я ими платьице крою,
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью,
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо…. Ножницы.

 

На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)

 

Молодцы ребятушки помогли девушке.

Следующее задание для Василисы – Прекрасной

Коль петь да плясать ты мастерица, покажи- ка мне, добру молодцу пляску задорную, чтобы ноги сами в пляс пошли!

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами тоже поможем Василисе прекрасной и потанцуем все вместе!

(Русская плясовая по показу воспитателя на мелодию (Ах вы сени мои сени…)

Педагог:

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы,

Веселее поиграйте

Ложки расписные разбирайте!

Эй, девчёночки-подружки,

Веселушки-хохотушки,

Веселее попляшите

Всех гостей повеселите!

 

Молодцы ребята поддержали девушку-красавицу! Ох весело плясали.

И последнее задание для Марьюшки-Искусницы.

Коль ты девица славишься мастерством своим да рукодельем искусным, вот тебе девица от меня задание:

Смастери-ка ты мне куклу обережную, чтобы помогала она мне в походах моих ратных, сберегала бы меня от врага лютого, да от меча булатного, чтобы была мне утешительницей в кручине моей по родному дому!

Педагог: Ребята, ну тут уж нам с вами точно надо Марьюшке помочь, пособить, да куколку эту-оберег для Еремея смастерить.

Попробуем сделать такую куколку, а я вам помогу, покажу и расскажу, как её смастерить.

 

Ой, мальчишки-удальцы!
Девочки-подруженьки,
Проходите в нашу горницу, во светлицу, 
В нашу творческую мастерскую…

Дети проходят за столы, на которых уже разложены материалы для работы. Воспитатель показывает картинки и готовых куколок, а также технологические схемы-карты изготовления Куклы-Куватки. Показывает способы её изготовления.

Этапы работы:

В процессе работы над созданием куклы проводиться пальчиковая гимнастика:

Мы и шили вышивали,              (сжимаем и разжимаем пальцы)

Наши пальчики устали,            (стучим пальчиками по столу)

Мы потрём их, отдохнём,       (потираем ладошку об ладошку)

Снова куклу шить начнём!      (сцепляем и расцепляем пальчики).

                           Заключительная часть.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших куколок нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Ну что ж, ребятки, понравилась Еремею куколка-Оберег. Решил он что лучше Марьюшки-рукодельницы жены ему не сыскать, сыграли они свадьбу шумную, да весёлую и мы с вами хоровод поводим на их свадьбе.

 Далее хоровод с куклами.

Наше знакомство с куклами – оберегами закончено.  До свидания дорогие ребятки.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для конкурса воспитатель года

Медовое путешествие подготовила Ахмедгалиева В.В...

Открытое занятие на конкурс Воспитатель года

quot;Чудо дерево" во 2- младшей группе...

Конструкт НОД (открытое занятие) к конкурсу "Воспитатель года 2018"

Закрепить знания в области дифференциации звуков у ребят хотелось ярко и необычно. В занятиях по развитию речи использовала в работе "Звуковые  замки", выходя на незнакомую аудиторию мн...

Открытое занятие для конкурса "Воспитатель года - 2015"

Цель: Развитие связной речи, закрепление представлений детей о зимнем времени года. Образовательная область – «Развитие речи». Задачи по основной образовательной области: - обогащать словарный з...

Открытое занятие в конкурсу "Воспитатель года 2020"

Конспект НОД по развитии речи в средней группе на тему :"В зимнем лесу"...

Конспект открытого занятия на конкурс "Воспитатель года"

На занятии дети отправляются на Луну, где встречают Незнайку. Знакомятся со свойствами магнита. ...