Диагностика и развитие сенсорики детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика и развитие сенсорики детей дошкольного возраста | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос № 9
- Диагностика и развитие сенсорики детей дошкольного возраста.
Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша.
Диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности с применением разнообразных индивидуальных заданий.
Диагностика позволяет выявить динамику развития, предусмотреть результативность организации педагогического воздействия.
В обследовании детей раннего возраста используются чаще всего игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками, различными играми по восприятию цвета, формы и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.
Э.С. | Нормативы | Возраст детей | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | ||
1 год 6 мес. | Строит башню из 8-10 кубиков самостоятельно | |||||
Строит поезд, дорожку из 6-8 кубиков (кирпичиков) самостоятельно | ||||||
2 года | Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький) по просьбе взрослого | |||||
Начинает подбирать геометрические предметы к соответствующему отверстию | ||||||
Сгибает лист бумаги | ||||||
Строит самостоятельно поезд (4-8 кубиков) | ||||||
Ориентируется в 3 величинах одной формы (большой, поменьше, маленький), находит по просьбе взрослого | ||||||
2 г. 6 мес. | Строит самостоятельно башню, поезд | |||||
Строит мост по просьбе взрослого | ||||||
3 г. – 3 г. 6 мес. | Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, мисочки, формочки - находит по образцу | |||||
-находит по просьбе взрослого | ||||||
- находит самостоятельно | ||||||
Определяет на ощупь (в игре), называет знакомые геометрические фигуры | ||||||
Определяет предмет по фактуре (твердый, мягкий) | ||||||
Запоминает указанное место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре) | ||||||
Собирает пирамидку из 7-10 убывающих колец |
При подходе к отбору методики для обследования сенсорного развития я учитывала ещё и тот факт, что ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослым. Под сотрудничеством понимается желание ребенка выполнить или повторить задание, предложенное педагогом.
Именно поэтому за основу диагностики я взяла комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) ». Предлагаемая вашему вниманию диагностическая карта рассчитана на возраст ребенка с 1, 6 до 3 лет, так как мы ведем группу в течение 2 лет. Указанный в карте возраст 3, 5 рассчитан на детей, у которых день рождения в октябре, ноябре, декабре. Этим детям к выпуску из первой младшей группы в июне и исполнится по 3, 5 года.
В диагностической карте также обозначен материал, который нужно и можно использовать для заданий.
Обозначение анализов результатов дано в конце диагностической карты.
Карту диагностики смотреть здесь
Фамилия, имя ребенка___________________Дата рожд.__________
Познавательная сфера
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Э.С. | Нормативы | Возраст ребенка | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | ||
1г.5 мес.- 2 г. | Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток») | |||||
2 г.- 3 г. | Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток») | |||||
2 г. 5 мес.- 3 г. | Самостоятельное называние цвета («назови, какого цвета этот цветочек» |
Стимульный материал:
Наборы дидактических игр на закрепление цветов: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Листочки», «Носки и варежки»
Восприятие формы
Э. С. | Нормативы | Возраст детей | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | ||
1,5 – 2 г. | Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают)) | |||||
2 года | Выбор по названию («Покажи, где кубик») | |||||
3 г.- 3 г. 6 мес. | Самостоятельное называние («Назови форму») |
Стимульный материал: Круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша (призма)) – по 2 набора основных цветов
Целостное восприятие
Э. С. | Нормативы | Возраст детей | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | ||
2 г.-2,5 г. | Разрезные картинки из 2-х фрагментов | |||||
3 г. | Разрезные картинки из 3-4-х фрагментов | |||||
3,5 г. | Разрезные картинки из 4-6 фрагментов |
Художественная сфера (развитие мелкой моторики)
Э.С. | Нормативы | Возраст детей | ||||
1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | ||
1 г. 6 мес. | Оставляет на бумаге зигзаги, штрихи, овалы, прямые линии карандашом, фломастером | |||||
1 г. 9 мес. | Рисует линии прямые и округлые | |||||
Может назвать, что изображает | ||||||
Сгибает лист бумаги | ||||||
2 г. – 2 г. 6 мес. | Чертит прямую линию | |||||
Чертит округленную линию | ||||||
Пытается повторить за взрослым | ||||||
Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы | ||||||
Узнает, что нарисовал, вылепил | ||||||
3 года | Подражает письму взрослого | |||||
К рисунку взрослого дорисовывает недостающие детали | ||||||
Рисует: - круги | ||||||
- овалы | ||||||
- прямоугольники | ||||||
Проводит прямые линии | ||||||
Закрашивает, подражает образцу | ||||||
Раскатывает комочек глины, пластилина в ладонях | ||||||
Соединяет части | ||||||
Отщипывает | ||||||
Лепит несложные формы: - шарик | ||||||
- столбик | ||||||
- колбаску | ||||||
- бублик | ||||||
Выполняет несложную аппликацию | ||||||
3 г. 6 мес. | Лепит поделки из 2-3 форм | |||||
Выполняет аппликацию без помощи взрослого | ||||||
Рисует по собственному замыслу | ||||||
Объясняет, что рисует |
Анализ результатов
«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован
«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес
«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по теме «Безопасность дорожного движени
Цель: Выявление динамики уровня сформированности знаний, практических умений по данной теме...
«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».
Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду. Результа...
Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...
Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе.В диагностике приведены следующие параметры:1 Развитие речи2. Звукопроизношение.3. Фонетическое восприятие4. Граммат...
Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Диагностических методик очень много, как выбрать самое главное и нужное. Здесь подобран материал для обследование детей дошкольного возраста.В презентации отображена необходимая информация для выступл...
Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста
Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....
Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"
В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...