Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Грамматический строй речи. 5. Формирование словаря 6. Обучение грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_r_e_d_i_s_l_o_v_i_e.docx | 23.76 КБ |
proiznoshenie.docx | 20.4 КБ |
grammaticheskiy_stroy_rechi.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р Е Д И С Л О В И Е
ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание - также были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Речевое развитие не задерживается, если ребёнок получает новые, яркие впечатления, создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение.
Одним из главных критериев развития ребёнка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Овладение речью позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками. Важно заботиться о своевременном развитии всех сторон устной речи: словаря, звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи.
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И. Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации.
В настоящее время отмечается заметный рост речевых нарушений у детей. При этом речевая патология выступает как самостоятельное нарушение или как компонент в структуре комплексного нарушения. Общая тенденция на усложнение структуры отклонений в развитии у детей, нацеливает специалистов на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности является осуществление контроля за усвоением ребёнком «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И Плаксиной, а также «Программы обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Н.В. Чиркиной на основе фиксации динамики детского развития (мониторинга).
В современной дефектологической практике прочно утвердился комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития. Неотъемлемой составной часть. Клинико – психолого – педагогического изучения ребёнка с проблемами в развитии является логопедическое обследование.
Целью изучения речи на базе коррекционно-образовательного учреждения является выявить особенности структуры речевого нарушения у ребёнка, речевая патология у которого уже квалифицирована. Формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
- Становление правильного произношения;
- Формирование у ребёнка умения понимать обращённую к нему речь;
- Увеличение словаря до 3000 – 3500 слов из основного фонда родного языка;
- Формирование умения широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- Развитие умения верно употреблять грамматические конструкции родного языка;
- Формирование привычки говорить грамматически правильно;
- Формирование умения правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки;
- Формирование умения понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы;
- Содействие переходу ситуативной речи в связную, а затем объяснительную;
- Формирование умения говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно;
- Содействие развитию речетворчества.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики (мониторинга) проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в коррекционно-образовательном процессе.
Принцип доступности диагностических методик. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора(построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками). Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников (по Л.С Выготскому).
В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает
Принцип системного анализа, разработанной Р.Е. Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обусловливают друг друга.
В связи с этим, логопедическое обследование включает в себя изучение следующих разделов:
- Фонематическое восприятие;
- Звукопроизношение;
- Словарный запас (лексика);
- Грамматический строй речи;
- Связная речь;
- Обучение грамоте.
Прежде чем приступить к обследованию речи ребёнка, необходимо:
- Изучить медицинскую документацию;
- Собрать сведения о семье, речевой среде;
- Уточнить данные о его раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребёнок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;
- Проанализировать данные психолого-педагогического обследования.
Педагогические условия проведения логопедического обследования:
- Обследование может проводиться при условии эмоционально положительного отношения ребёнка к изучению;
- Обследование проводится в специально оборудованном помещении;
- Форма обследования индивидуальная;
- Стимульный материал подбирается с учётом возрастных особенностей детей;
- Время выполнения заданий определяется особенностями психофизического речевого развития ребёнка.
Результаты углублённого логопедического обследования фиксируются в
«Речевой карте». Уровень выполнения заданий оценивается в баллах ( 1балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень). Заключение по результатам углублённой диагностики носит аналитико-описательный характер и содержит конкретные рекомендации к коррекционной работе, ориентированные на структуру данного нарушения.
Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в сводную таблицу уровня развития по разделам программы с вычерчиванием графика. Это даёт возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребёнка. По результатам мониторинга логопедом составляется аналитическая справка (отчёт) с выводами и рекомендациями.
В коррекционной группе мониторинг проводится 3 раза в год: в сентябре, в феврале и мае.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
Высокий уровень ( от 101 до 153 баллов).
Ребёнок употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывает существительные с прилагательными и местоимения с существительными. Образует (по образцу) существительные с суффиксами. Называет уменьшительно-ласкательную форму существительных. Образовывает множественное число существительных, а также Р.П. существительных во множественном числе. Правильно называет детёнышей животных. Умеет образовывать притяжательные прилагательные. Понимает и употребляет в речи сложные и простые предлоги. Понимает и различает такие понятия, как «звук», «согласный звук», «гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Умеет делить слова на слоги и предложения на слова. Правильно называет согласные и гласные звуки в начале, середине и в конце слова. Хорошо определяет звуковой состав слова. Выделяет слово с определённым звуком, также придумывает слово с определённым звуком. Умеет образовывать однокоренные слова. В речи использует предложения разных видов. Владеет диалогической и монологической речью. Самостоятельно, выразительно, без повторов передаёт содержание литературных текстов. Составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта. Владеет всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Средний уровень. ( от 52 до 102 баллов).
Ребёнок допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но исправляет их с помощью взрослых. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Допускает ошибки в согласовании существительных с прилагательными. Образует с помощью взрослого существительные с суффиксами. Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, множественного числа существительных, а также Р.П. существительных во множественном числе. Самостоятельно или с помощью взрослых исправляет свои ошибки в назывании детёнышей животных, в образовании притяжательных прилагательных. Хорошо . Понимает и различает такие понятия, как «звук», «согласный звук», «гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Но не может без посторонней помощи правильно назвать согласные и гласные звуки в начале, середине и в конце слова. Ошибается при делении слов на слоги и предложений на слова. Определение звукового состава слова
тоже вызывает затруднения, как и выделение слова с определённым звуком и придумывание слова с определённым звуком. Не всегда может подобрать достаточно однокоренных слов. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. В построении предложений не затрудняется, но в речи использует не все типы предложений. В речи звучат, в основном простые предлоги. Владеет диалогической речью. Монологической речью пользуется неактивно. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна.
Низкий уровень. ( от 25 до 51 балла).
Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознаёт. Испытывает затруднения при выполнении всех заданий. Требуется активная помощь взрослого. Часто допускает грамматические ошибки . Имеются серьёзные дефекты звукопроизношения. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Имеет слабое представление о таких понятиях, как «звук», «согласный звук», «гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Не умеет определять звуковой состав слова, делить слова на слоги, предложения на слова. Допускает большое количество ошибок при назывании согласных и гласных звуков в начале, середине и в конце слова. Допускает ошибки в словообразовании. Испытывает затруднения при составлении рассказов. Использует в речи только простые предлоги или совсем не пользуется ими. Затрудняется самостоятельно составить рассказ о предмете, картинке; серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Не проявляет речевую активность в общении.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 69
ЭМР Саратовской области.
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА
(учителя – логопеда)
УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Учитель – логопед
Капацкая О.А.
Предварительный просмотр:
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Для проведения обследования произношения использовался «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б.
Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей (С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р`, Л, Л`).
Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой.
Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.
В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. В основном это слова с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: Р. Л, Ш и т.д., так как не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям, где отсутствовали:
1)Звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук.
2) Другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
Задание 1.1. «Назови слово» (слова со звуком [C]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [C].
Материал: Иллюстрации: собака, сумка, усы, автобус, нос, снеговик.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C] на другие звуки (например, на звук [C`] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.2. « Назови слово» (слова со звуком [C`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [C`].
Материал: Иллюстрации: сеть, семь, синий, письма, гусь, апельсин.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C`] на другие звуки (например, на звук [C] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.3. «Назови слово» (слова со звуком [З]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [З].
Материал: Иллюстрации: зубы, замок, коза, ваза, зонт, звезда.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З] на другие звуки (например, на звук [З`] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.4. «Назови слово» (слова со звуком [З`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [З`].
Материал: Иллюстрации: узел, зелёный, газета, зебра, обезьяна, земляника.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З`] на другие звуки (например, на звук [З] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.5. «Назови слово» (слова со звуком [Ц]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ц].
Материал: Иллюстрации: цепочка, цветы, яйцо, пуговица, огурец, индеец.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ц] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ц] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ц] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ц] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.6. «Назови слово» (слова со звуком [Ш] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ш].
Материал: Иллюстрации: шапка, шахматы, машина, мешок, душ, шишка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ш] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ш] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ш] на другие звуки (например, на звук [С`] или на звуки [С], [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ш] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.7. «Назови слово» (слова со звуком [Ж] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ж].
Материал: Иллюстрации: жук, ежи, жёлудь, ножницы, ножи, жираф.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ж] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ж] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ж] на другие звуки (например, на звук [З`] или на звуки [З], [Ш]. Неправильное положение языка. Значит звук [Ж] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.8. «Назови ласково». ( слова со звуком [Ч] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: чайник, чемодан, мяч, ключ, очки, бабочка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ч] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ч] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ч] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ч] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.9. «Назови ласково». (слова со звуком [Щ] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: щётка, щука, ящик, овощи, плащ, щепки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Щ] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Щ] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Щ] на другие звуки (например, на звук [С`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Щ] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.10. «Назови ласково» (слова со звуком [Л] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Л].
Материал: Иллюстрации: лук, лампа, пила, молоток, дятел, белка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л] на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук [Л] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.11. «Назови ласково» (слова со звуком [Л`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Л`].
Материал: Иллюстрации: лейка, лев, лимон, телефон, улитка, пальто.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л`] на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук [Л`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.12. « Назови ласково» (слова со звуком [Р] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Р].
Материал: Иллюстрации: рыба, ведро, корова, помидор, топор, трактор.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р] на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук [Р] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.13. «Назови ласково» (слова со звуком [Р`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Р`].
Материал: Иллюстрации: репка, ремень, фонари, верёвка, дверь, брюки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р`] на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук [Р`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Предварительный просмотр:
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Задание 1. «Какого цвета солнце ?»
Цель: Выявление умения согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: Предметные картинки: ваза, море, мяч, брюки – синие; зонт, майка, яблоко, туфли – красные; бант, шляпа, колокольчики, солнце – жёлтые.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки, предлагая назвать предмет и определить его цвет.
Оценка результатов.
- правильно согласовывает прилагательные с существительными – 3 балла.
- допускает 3 -4 ошибки, но самостоятельно исправляет их – 2 балла.
- часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании прилагательных с существительными – 1 балл.
Задание 2 «Один – много»
Цель: Выявление умения образовывать существительные во множественном числе.
Материал. Картинки, на которых изображены один и много предметов: стол – столы, рука – руки, коза – козы, глаз – глаза, стул – стулья, ухо – уши, дерево – деревья, рот – рты, перо – перья, окно – окна, рукав – рукава, воробей - воробьи.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки.
Инструкция: « Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много». Например: « У Тани карандаш, у Пети карандаш. Что есть у ребят?».
- Карандаши – должен ответить ребёнок.
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок образовывает существительные во множественном числе. – 3 балла.
- Ребёнок допускает 3 – 4 ошибки, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 3 «Чего не стало?».
Цель: Выявление умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Материал. Картинки, на которых изображены много предметов: столы, руки, козы, глаза, стулья, уши, деревья, рты, перья, окна, рукава, воробьи.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки.
Задание. 1. Назови предметы, изображённые на картинке.
2. Логопед последовательно убирает картинки и спрашивает: « Чего не ста –
ло ?».
Ответ может быть таким : «Котят».
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок образовывает формы родительного падежа множественного числа существительных. – 3 балла.
- Ребёнок допускает 3 – 4 ошибки, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 4. «Ласковые слова».
Цель: Выявления умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительного.
Материал. Картинки, на которых изображены большой и маленький предметы: шапка, сумка, гнездо, ковёр, ваза, птица, ведро, трава, ухо, стул, дерево, воробей, дом, лист.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки. Дают задание: « Скажи ласково, например: Катя – Катенька – Катюша».
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок образовывает уменьшительно – ласкательные формы существительных. – 3 балла.
- Ребёнок допускает 4 – 5 ошибок, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 5. «Назови детёныша».
Цель: Выявление умения образовывать названия детёнышей животных.
Материал. Картинки, на которых изображены животное и его детёныш: кошка, собака, корова, коза, лошадь, курица, утка, волк, лиса, медведь.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки.
Инструкция: « У белки – бельчонок, а как называется детёныш кошки?».
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок называет детёнышей животных – 3 балла.
- Ребёнок допускает 2 - 3 ошибки, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 6. «Что из чего?».
Цель: Выявление умения образовывать прилагательные от существительных.
Материал. Предметные картинки: матрёшка, конверт, стакан, свитер, снеговик, замок, ручка, горка, шуба, ремень.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки.
Инструкция: «Стол из дерева, значит стол какой?»
Ответ может быть таким: «деревянный».
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок образовывает прилагательные от существительных – 3 балла.
- Ребёнок допускает 2 - 3 ошибки, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 7.«Чей хвост?»
Цель: Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал. Картинки, на которых изображены животные: кошка, собака, ёж, коза, лошадь, утка, волк, лиса, медведь, заяц.
Методика проведения.
Ребёнку поочерёдно показывают картинки.
Задание. 1. Назови животное. 2. « У белки – беличий хвост. Скажи, а у кошки чей хвост?»
Ответ может быть таким: «Кошачий».
Оценка результатов.
- Ребёнок самостоятельно и без ошибок образовывает притяжательные прилагательные – 3 балла.
- Ребёнок допускает 2 - 3 ошибки, но самостоятельно исправляет их. – 2 балла.
- Ребёнок часто допускает ошибки. Без активной помощи взрослого не может справиться с заданием – 1 балл.
Задание 8. «Найди котёнка».
Цель: Понимание и употребление в речи простых и сложных предлогов.
Материал.1. Сюжетная картинка с котятами.
2. Сюжетные картинки.
Методика проведения.
1. Логопед показывает картинку с котятами.
Задание: «Я буду спрашивать, а ты должен найти котёнка. Будь внимателен, котят на картинке много».
- Покажи котёнка, который сидит в доме.
- Покажи котёнка, который лежит под домом.
- Покажи котёнка, который находится около дома.
- Покажи котёнка, который вылезает из трубы.
- Покажи котёнка, который выглядывает из-за дома.
- Покажи котёнка, который идёт с цветами.
- Покажи котёнка, который стоит у дома.
- Покажи котёнка, который подходит к дому.
2. Логопед показывает поочерёдно картинки и задаёт вопросы.
- В чём стоят цветы? (цветы стоят в вазе).
- Где стоит ваза? ( ваза стоит на полке).
- Над чем летает ворона? (ворона летает над крышей).
- Куда закатился мячик? (мячик закатился под стол).
- Из-за чего встали дети? (дети встали из-за стола).
- Откуда вылезает кошка? (кошка вылезает из-под кресла).
- Откуда упала ручка ? ( ручка упала со стола).
- За что спрятался мальчик? (мальчик спрятался за дерево).
- Где лежит линейка? (линейка лежит между тетрадью и книгой).
Оценка результатов.
- Ребёнок понимает обращенную к нему речь. Правильно показывает объект.
Легко и без ошибок отвечает на вопросы. Ответы полные. – 3 балла.
- Ребёнок хорошо понимает обращенную к нему речь. Иногда неверно показывает объект, но самостоятельно исправляет ошибки. При ответе на вопросы ребёнок 2 – 3 раза заменяет предлоги. Ответы неполные. – 2 балла.
- У ребёнка очень слабое представление о понятии «предлог» , поэтому часто не понимает обращённую к нему речь. Ребёнок, показывая объект, делает 4 – 6 ошибок. При ответе на вопросы у ребёнка только 2 – 3 правильных ответа. При этом он заменяет предлоги или совсем их пропускает. – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.
Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕАНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСК...
Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе.В диагностике приведены следующие параметры:1 Развитие речи2. Звукопроизношение.3. Фонетическое восприятие4. Граммат...
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)
Из опыта работы...
Методическое пособие «Диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
Методическое пособие состоит из сборника различных диагностик, с помощью которых можно определить уровень тревожности у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям и психологам, а такж...
Комплексно-целевая программа муниципальной опорной площадки «Повышение уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-эстетической деятельности»
Комплексно-целевая программа....
Методики для проведения диагностики уровня когнитивного развития детей в возрасте 3-4 лет
Методики на определение уровня развития памяти, внимания, воображения и мышления....