Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы и приёмы, используемые при реализации данной работы, раскрыты условия и критерии её эффективности. В ней описан опыт создания и использования технологии диагностики речевого развития дошкольников с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Она предназначена для оптимизации использования своего рабочего времени и пространства логопедического кабинета при проведении диагностики, обработки, анализа и учета полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_diagn_eksel.docx | 422.24 КБ |
sokrashchen_fotekova_elektron.xls | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 Красносельского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Методическая разработка
по созданию и оптимизации методической среды учителя-логопеда
Разработала
Зиниченко Юлия Борисовна
учитель-логопед
2021
Аннотация
В данной методической разработке представлен опыт создания
электронного альбома логопедического обследования детей
старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы и приёмы, используемые при реализации данной работы, раскрыты условия и критерии её эффективности. В ней описан опыт создания и использования технологии диагностики речевого развития дошкольников с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Она предназначена для оптимизации использования своего рабочего времени и пространства логопедического кабинета при проведении диагностики, обработки, анализа и учета полученных результатов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 4
I. Основная часть……………………....................................................................
1.1. Основные недостатки методик для качественного обследования детей с нарушениями речи..................................................................................................5
2.1. Отбор материала и критерии оценки.............................................................5
2.2. Исследование связной речи.........................................................................6
2.3. Исследование звукопроизношения, речевой моторики...............................7
2.4. Состояние фонематической стороны речи…………………………………7
2.5. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи…..8
2.6. Исследование неречевых психических функций…………………………...8
2.7. Процедура диагностики и обработка результатов………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................11
ВВЕДЕНИЕ
Одной из насущных проблем в работе учителя - логопеда является
проблема нехватки рабочего времени. Работа логопеда расписана по минутам. В начале учебного года на диагностику детей отводится 3 недели рабочего времени. За это время нужно качественно обследовать детей, поставить правильные логопедические диагнозы. В век информационных технологий использование компьютера при диагностике уровня речевого развития дошкольников расширяет возможности в работе учителя – логопеда и позволяет получить результат в более короткие сроки.
Компьютерные технологии еще только внедряются и не достаточно применяются в процессе педагогической диагностики, в том числе логопедической. А ручная обработка данных по понятным причинам не вызывает энтузиазма педагогов.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью
оптимизировать систему диагностических средств речевого развития, с
одной стороны, и недостаточностью методических, диагностических,
технологических и материально-технических средств, с другой. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов была отобрана и адаптирована программа Microsoft Office Excel. Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, в плане ведения и заполнения документации.
Целью данной методической разработки является обобщение
имеющегося опыта по оптимизации системы диагностики речевого развития и учета полученных результатов с помощью программных средств.
Данная цель была реализована путем решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы в научно-методической
литературе.
2. Описать основные условия, необходимые для оптимизации процесса логопедической диагностики.
3. Систематизировать используемые в практической работе методы и
приемы диагностического исследования и отобрать наиболее значимые и показательные.
4. Разработать методические рекомендации по применению
представленных в работе методических материалов.
Новизной представленной работы, является автоматизация всего процесса диагностики речевого развития дошкольника, включая обработку, анализ и учет полученных данных с помощью программных средств, доступных любому современному педагогу. Описанный опыт разработки и применения технологии экспрессдиагностики речевого развития дошкольника также может быть полезен и значим для других педагогов, включая логопедов, работающих в различных образовательных организациях, при разработке ими и описании собственных методических технологий диагностики и учета полученных результатов.
I. Основная часть
1.1. Основные недостатки методик для качественного обследования детей с нарушениями речи.
Традиционно при осуществлении логопедической диагностики специалисты используют схему обследования речевых функций ребенка в соответствии с речевой картой, принятой в регионе или учреждении. Однако, критерии для того или иного логопедического заключения по-разному определяются в различных регионах, городах, организациях. Вопросы диагностики нарушений речи изучались в работах В. А. Ковшикова, А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной, JI. B. Лопатиной, О. А. Токаревой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Основными методами исследования большинства авторов являлись логопедические и психолого-педагогические методы, которые позволяют выделить лишь уровень речевого развития. Е. Ф. Архипова в своих работах предложила оценивать все линии речевого развития ребёнка не только качественно, но и количественно. Т. А. Фотекова совместно Л. И. Переслени для диагностики речевого развития детей младшего школьного возраста была разработана балльно-уровневая оценка.
Педагоги и методисты с энтузиазмом подхватили эту идею и начали работать
над созданием аналогичных систем диагностики для детей дошкольного
возраста.
2.1. Отбор материала и критерии оценки
Изучив и систематизировав диагностические задания, предлагаемые
различными авторами для логопедического обследования, было выбрано и дополнено полное логопедическое обследование, предлагаемое О. Б. Иншаковой, а также обследование проводилось по альбому О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» . Для обработки полученных результатов используется компьютерная программа Microsoft Excel.
Все задания были сгруппированы по 8 блокам:
I. Исследование неречевых психических функций
II. Состояние мелкой и общей моторики
III. Речевая моторика
IV. Состояние звукопроизношения
V. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова, предложения.
VI. Состояние фонематической стороны речи.
VII. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
VIII. Исследование связной речи.
Для оценки успешности выполнения заданий была применена
балльная система:
1 балл - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;
0,5 балла - правильно и точно воспроизводит после повтора, в медленном темпе или самостоятельно исправляет ошибки; 0,25 балла - первый слог воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;
0 баллов - невозможность выполнения пробы.
Это значительно сокращает как время подготовки педагога к диагностике (не нужно запоминать или держать на виду критерии оценки того или иного
задания), так и время самой процедуры.
Общий процент успешности выполнения всех заданий диагностики не может служить основанием для постановки логопедического заключения, так как критериями для постановки того или иного заключения служат показатели различных сторон речевого развития. Поэтому, оценку успешности выполнения заданий (в процентах) было решено проводить по каждому блоку в отдельности, на фоне показателей успешности остальных блоков. Таким образом, постановка логопедического заключения стала, более обоснованной и корректной.
2.2. Исследование связной речи
Для исследования связной речи ребенку часто предлагается составить
пересказ и (или) описательный рассказ. Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. (Рассказ предъявляется не более двух раз). Далее, с 6 лет, ребёнку предлагается составить рассказ по картинке и по серии картинок.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 1 балл – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 0,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 0,25 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 1 балл – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 0,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 0,25 балла – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 1 балл – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 0,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 0,25 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2.3. Исследование звукопроизношения, речевой моторики.
Для проверки звукопроизношения испытуемому предлагается
отраженно повторять слова и предложения за педагогом. Каждый звук (в том числе звуки раннего онтогенеза, гласные) представлен в разных позициях: в начале, середине и конце слова, а также в предложении. Максимальное количество баллов за правильное произношение звуков – 26.
1 балл - безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях;
0,5 балла - изолированно и отражённо произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению; 0,25 балла - изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован;
0 баллов - в любой позиции звука нет, он искажается или заменяется.
Максимальный процент успешности произнесения всех звуков каждой
группы согласных звуков составляет 13,5%, группы гласных 4,5%.
Кроме того, при обследовании звукопроизношения использован
материал различной слоговой структуры, что позволяет одновременно
оценить и ее степень ее сформированности.
Для диагностики артикуляционной моторики использовались
функциональные пробы. Оценивались способность удерживать статические
позы и динамические движения губ и языка. Сформированность просодической стороны речи оценивается при проведении обследования связной речи по следующим показателям: выразительность, темп речи, сила голоса и сформированность дыхания.
2.4. Состояние фонематической стороны речи.
Для исследования фонематического стороны речи использовались две
серии, содержащие оппозиционные фонемы:
− в слогах (звонкие и глухие, носовые губные и переднеязычные,
заднеязычные и переднеязычные, носовые и ротовые, мягкие и
твердые),
− в словах.
1 балл - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;
0,5 балла - замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла - искажает структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов - отвечает неправильно.
2.5. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие
употребляемых частей речи: глагольный словарь, существительные, в т.ч. обобщающие слова, часть и целое, прилагательные, наречия. Оценивалось состояние номинативного словаря, атрибутивного словаря и предикативного словаря.
Одной из задач логопедического исследования является вопрос о
выявлении у ребенка сформированности грамматических систем. Для оценки навыков словообразования ребенку предлагаются задания для образования:
− существительных-названий детенышей,
− существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
− относительных прилагательных,
− наречий,
− притяжательных прилагательных.
Для диагностики способности словоизменения также предлагается
несколько заданий. Проверяется владение падежными формами существительных, навык образования множественного числа
существительных, в т.ч. в родительном падеже, умение согласовывать
прилагательные с существительными разного рода.
2.6. Исследование неречевых психических функций.
Для оценки состояния уровня сформированности неречевых психических функций, проводится диагностика: слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия; зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
2.7. Процедура диагностики и обработка результатов.
Результаты обследования воспитанников, переведённые в цифровой
формат, заносятся в специально разработанную электронную таблицу (в данном случае это – MS Excel). В саму таблицу может быть введено столько разделов, сколько требуется специалисту, но была задача максимально придерживаться соответствия речевой карте и оценки динамики коррекции устной речи, используемой в нашем учреждении (так удобнее сверять результаты, при переводе их в цифры).
Технически всё выполняется достаточно просто:
Подписывается лист, ФИ ребёнка, вводятся его показатели (Рис. 1). После каждого блока считается % и переносится в таблицу второго
листа, автоматически строится диаграмма по всем блокам. Это итоговая диаграмма на каждого ребёнка (Рис. 2). Также, автоматически переносятся данные в сводную таблицу-диаграмму (Рис. 3), собираются данные о всех детях, считается и строится сводная диаграмма. С помощью прокрутки в столбцах, можно выделять данные за любой период: начало, середина, конец года.
Рис. 1. Автоматически формируемые отчеты
Рис. 2. Итоговая таблица
Рис. 3. Сводная таблица
Заключение.
Таким образом, представленный опыт создания электронного
логопедического обследования детей дошкольного возраста позволяет сократить сроки обработки данных, это позволит оптимизировать коррекционно-образовательный процесс в своей работе, а также сэкономит трудовые ресурсы педагога.
Список литературы
1. Вербицкая Т.Л. Технология экспресс-диагностики речевого развития
старших дошкольников в логопедическом пункте ДОО: методическая
разработка по созданию и оптимизации методической среды учителялогопеда. Кемерово, 2014.
2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми
нарушениями / В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 77с.
(Сердце отдаю детям).
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
М.: Айрис-Пресс; Арис-Дидактика, 2007.
4. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых
нарушений / под редакцией Г.В.Чиркиной. М.: Аркти, 2003.
5. Психолого-логопедическое обследование детей и организация
логопедической работы в условиях ДОУ. СПб., 2000.
6. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой
психического развития. М.: ГНОМ и Д, 2005. 80 с.
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. М.: Сфера, 2010.
8. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая
диагностика в дошкольном возрасте. СПб.:Питер, 2008.
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М., 2002.
10.Микляева О.Е. Диагностика языковой способности у детей
дошкольного возраста.
11.Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников (5-6 лет).
СПб.: Каро, 2002.
12.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.:
Детство-Пресс, 2000.
13.Косинова Е.Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. ЛиссЭксмо, М., 2006.
14.Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического
обследования. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике кор...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Современное общество требует от человека хорошо развитой коммуникативной функции,...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...
Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...
«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»
laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...
Методическое пособие «Диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
Методическое пособие состоит из сборника различных диагностик, с помощью которых можно определить уровень тревожности у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям и психологам, а такж...