«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.78 КБ |
![]() | 119 КБ |
![]() | 83.5 КБ |
![]() | 17.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35
Краснодарский край Усть-Лабинский район
Ст. Кирпильская
Доклад
«Диагностика музыкального
развития ребенка
старшего дошкольного
возраста».
Из опыта работы
музыкального руководителя
Полбиной О.А.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.
Различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию сознания ребенка. Понимание музыки, ее эмоциональное переживание, доступно даже маленьким. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и навыков в различных видах исполнительства.
Руководство процессом музыкального воспитания дошкольников невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в группе, а также без внимания к индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка.
С этой целью мы периодически (обычно в начале и в конце года) проводим диагностику уровня музыкального развития детей, предлагая им выполнить определенные задания, позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.
Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем.
Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает в себя:
а) развитие музыкальных способностей;
б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;
в) развитие творческих способностей.
Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности.
Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты (смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку «Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.
- Высокий уровень – 3 балла;
- Средний уровень – 2 балла;
- Низкий уровень – 1 балл.
Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:
- Диагностика музыкальных способностей
- Диагностика обученности детей
- Диагностика творческих способностей
Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития ( смотрите папку «Таблицы»).
Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.
Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляю графики уровня по развитию музыкальных способностей, отмечаю изменения развития. В конце года результаты диагностического исследования представляю на педсовете.
Несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.
Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.
Наличие такой диагностики позволит музыкальным руководителям организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах детской музыкальной деятельности и общении.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта №1
по определению уровня музыкальных способностей детей
старшей группы.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Ладовое чувство: определяет законченность мелодии на тонике. | №1 | Чувствует законченность мелодии на тонике. Не уверенно определяет законченность мелодии на тонике. Не определяет законченность мелодии на тонике. | Высокий Средний Низкий |
2.Музыкально-слуховое представление: подбирает мелодию или попевку по слуху. |
№2 | Подбирает всю мелодию или попевку. Затрудняется в подборе мелодии или попевки по слуху. Не способен подобрать по слуху мелодию или попевку. | Высокий Средний Низкий |
3.Чувство ритма: повторяет ритмический рисунок хорошо знакомой попевки в хлопках, притопах, на ударных инструментах. | №3 | Точное повторение ритмического рисунка. Повторение ритмического рисунка с помощью педагога. Неверное повторение ритмического рисунка. | Высокий Средний Низкий |
Диагностическая карта №2
по определению знаний, умений и навыков в области
восприятия музыки детей старшей группы.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке. | №4 | Различает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их при восприятии. Различает простейшие жанры при восприятии, но делает это не всегда уверенно. Допускает ошибки в определении жанров или не отвечает вообще. | Высокий Средний Низкий |
2.Определяет характер музыкального произведения. | №5 | Адекватно определяет характер музыкального произведения. Определяет характер произведения при помощи педагога, дает 2-3 определения (веселая, бодрая). Неверно определяет характер музыкального произведения. | Высокий Средний Низкий |
3.Определяет форму музыкального произведения (2-3 частную). | №6 | Правильно определяет форму музыкального произведения (запев, припев в песне; вступление, заключение; части в 2-3 частном произведении). Форму музыкального произведения может определить только при помощи педагога. Неверно определяет форму музыкального произведения. | Высокий Средний Низкий |
Диагностическая карта №3
по оценке знаний умений и навыков в области исполнительской музыкальной деятельности детей
старшей группы.
Пение.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни. | №7 | Точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая дикция. Интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст. Плохо владеет навыками пения. | Высокий Средний Низкий |
2.Умение петь выразительно, передавая характер песни, темповые и динамические особенности. | №8 | Поет выразительно, используя нюансировку, передает характер музыки. Поет недостаточно выразительно, без эмоций. Поет плохо или отказывается петь. | Высокий Средний Низкий |
3.Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него. | №9 | Самостоятельно исполняет песню или попевку с сопровождением и без него. Исполняет песню или попевку с поддержкой голоса педагога. Не может петь без поддержки педагога, интонирует неверно. | Высокий Средний Низкий |
Диагностическая карта №4
по оценке знаний, умений и навыков в области исполнительской музыкальной деятельности детей
старшей группы.
Музыкально-ритмическая деятельность.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром. | №10 | Верно передает характер музыки и ее жанровые особенности в движении. Передает характер музыки в движении по подсказке педагога. Движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки. | Высокий Средний Низкий |
2.Владеет достаточным для своего возраста объемом движений. | №11 | Использует достаточное количество танцевальных движений. Использует 2-3 знакомых танцевальных движений. Использует однообразные движения или не проявляет интереса к музыкально-ритмической деятельности. | Высокий Средний Низкий |
3.Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей. | №12 | Точно реагирует на изменения в музыке. Реакция на смену музыкальных фраз и частей музыки не всегда точная. Не реагирует на смену музыкальных фраз и частей в музыке. | Высокий Средний Низкий |
Диагностическая карта №5
по оценке знаний, умений и навыков в области исполнительской музыкальной деятельности детей
старшей группы.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Знает названия инструментов, владеет навыками игры на них (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракас). | №13 | Владеет знаниями об инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения. Представления о музыкальных инструментах ограничены. Плохо владеет знаниями о музыкальных инструментах. | Высокий Средний Низкий |
2.Различает по тембру звучание музыкальных инструментов. | №14 | Узнает по тембру звучания детских музыкальных инструментов, называет их. Узнает изображение инструментов по картинкам, определяет по тембру 2-3 музыкальных инструмента. Узнает несколько музыкальных инструментов по картинкам, плохо различает тембровое звучание инструментов. | Высокий Средний Низкий |
Диагностическая карта №6
по определению уровня творческих способностей детей
старшей группы.
Основные показатели музыкального развития ребенка | Задания | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Творчество в пении: умеет дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. | №15 | Уверенно воспроизводит голосом импровизированную мелодию. Исполняет певческие импровизации при помощи педагога. Не проявляет интереса к певческой импровизации. | Высокий Средний Низкий |
2.Творчество в танце: сочинение танцевальных композиций на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов. | №16 | Подбирает движения к танцевальной композиции. Сочиняет танцевальную композицию на основе 2-3 танцевальных элементов. Затрудняется в сочинении танцевальных композиций. | Высокий Средний Низкий |
3.Творчество в муз. - игр. деятельности: проявляет творческое воображение и фантазию в передаче игровых образов. | №17 | Точно передает игровой образ. Недостаточно выразительно передает игровой образ. Плохо и неверно передает игровой образ. | Высокий Средний Низкий |
4.Творчество в игре на ДМИ: проявляет фантазию в составлении ритмического аккомпанемента. | №18 | Способен к импровизации ритмического аккомпанемента. Подбирает аккомпанемент при помощи педагога. Не может выполнить задания. | Высокий Средний Низкий |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания.
(старшая группа)
Задание №1.
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).
Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Задание №2.
Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.
Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».
Задание №3.
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».
Задание №4.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:
- П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
- П.И.Чайковский «Полька»;
- Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
- Произведение какого жанра прозвучало?
- Что можно под него исполнять?
- Характерные особенности.
Задание №5.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.
Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный - красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический - зеленый.)
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.
Задание №6.
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)
ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
- В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- Д.Кабалевский «Клоуны».
Задание №7.
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Задание №8.
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.
Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).
Задание №9.
Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.
Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.
Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.
Задание №10.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.
Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Задание №11.
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.
Задание №12.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.
Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.
Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».
Задание №13.
Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.
Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.
Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.
Задание №14.
Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.
Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.
Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.
Задание №15.
Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.
Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:
Муз. рук.: Как тебя зовут?
Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.
Муз. рук.: Какое у тебя настроение?
Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.
Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.
Задание №16.
Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.
Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).
Задание №17.
Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.
Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.
Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.
Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.
Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.
Задание №18.
Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.
Репертуар:
- р.н.п. «Ах вы, сени»,
- П.И.Чайковский «Полька»,
- П.И.Чайковский «Утренняя молитва».
Предварительный просмотр:
Таблица №1
Уровни развития музыкальных способностей детей.
№ | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховое представление | Чувство ритма | Количество баллов | Уровень |
Высокий уровень – 8-9 баллов;
Средний уровень – 5-7 баллов;
Низкий уровень – 1-4 балла.
Таблица №2
Оценка знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей.
№ | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения ребенка | Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмическая деятельность | Игра на ДМИ | Количество баллов | Уровень музыкального развития | |||||||
Номер задачи | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||
Высокий уровень – 28-30 баллов; средний уровень – 17 -27 баллов; низкий уровень – 11-16 баллов.
Таблица №3
Уровни развития творческих способностей.
№ | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения ребенка | Творчество в пении | Творчество в танце | Творчество в музыкально-игровой деятельности | Творчество в игре на ДМИ | Количество баллов | Уровень |
Высокий уровень – 11-12 баллов;
Средний уровень – 7-10 баллов;
Низкий уровень – 4-6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-299513-1509377782.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593992-1423997865.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993093-1515544376.jpg)
Карта индивидуального развития ребенкастаршего возраста
В данном материале представлены критерии для мониторинга уровня индивидуального развития детей страшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1229369-1584980644.png)
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-788615-1555351293.jpg)
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...