Инновационный проект "Играем вместе"
проект (старшая группа) на тему
Сюжетно-ролевая игра это актуально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный документ содержит актуальный материал по работе с родителями | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Существенные изменения в связи с введением ФГОС и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу.
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений » и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.
Практика показывает: сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном отражает героев современных мультфильмов. Дома дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, родители занимают детей компьютерами, планшетами телевизором. Таким образом, у современных детей игровые действия недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.
Большинство дошкольников (65 % ) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляют неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
Актуальность в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры, как особой культуры жизни ребенка дошкольника. В современной культуре детства положение игры становиться все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН « О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено правом стремительно размываются.
Игрой называют все ( игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15лет, играми в первую очередь, конечно компьютерными захвачены подростки и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдаются изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.
Если говорить о современных детях, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало.
Актуальность вопроса определяется еще и тем, что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.
Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства ( как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость , агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.
Поэтому, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
1. Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей, а организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть),
мы способствуем развитию их общения
2. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.
3. Родители должны почаще играть со своими детьми дома в сюжетные игры, а не в компьютерные.
Новизна проекта - заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, стать партнером, помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем образовательном процессе.
В проекте представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования- в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Цель проекта : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.
Задачи:
- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.
- Формировать собственную позицию ребенка.
- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить родителей в изучение сюжетно – ролевых игр, то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Принципы работы по реализации проекта :
- Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры
- Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей
- Принцип творческого обучения и воспитания
- Принцип доступности
- Принцип личностной ориентации
- Принцип интеграции
- Принцип систематичности
- Принцип практической применимости
- Принцип динамичности и гибкого зонирования
- Принцип индивидуального подхода к детям
- Принцип педагогической поддержки.
- Принцип родительской поддержки
Методы реализации проекта:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;
- диагностика развития детей;
- включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
- анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия реализации пректа:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели сюжетной игры;
- необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
- выбор темы и разработка проекта;
- изучение методической литературы;
- подбор информации для родителей;
Диагностический этап:
- выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе через наблюдение и оформление результатов в картотеке;
- выявление уровня знаний о структуре сюжетно-ролевых игр, о значении их в развитии ребенка у родителей путем анкетирования.
Основной этап:
- составление перечня сюжетно-ролевых игр;
- проведение занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у детей старшей группы;
- теоретическое обоснование детям целесообразности использования атрибутов, предметов-заместителей для предметно-игровой среды;
- проведение бесед на тему: «Все профессии важны!»;
- дидактическая игра «Кому что нужно для работы.»;
- систематическое проведение сюжетно-ролевых игр;
- составление картотеки по восприятию детьми сюжетно-ролевых игр;
- проведение семинара-практикума для родителей «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру» с домашним заданием для родителей: организовать оснащение игровой зоны (сшить одежду, постель к кукольную кроватку), изготовление атрибутов и игрушек – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки);
- проведение акции «Играем дома»
4. Обобщающий этап:
- подведение итогов по выполнению проекта на вечере «Веселые посиделки» с показом сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», «У папы в мастерской»;
- организация фотовыставки «Игра и жизнь наших звездочек»;
- повторное проведение анкетирование родителей.
Предполагаемый результат
- проявление у детей собственной инициативы в использовании предметов- заместителей.
- формирование эмоционального мира детей, построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
- желание родителей самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
- создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
- сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями.
- развитие речевой активность детей в разных видах деятельности.
- возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
- повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития сюжетно-ролевых игр;
- вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).
- участие родителей в обогащении предметно-игровой среды;
- участие родителей в играх детей дома
Вывод: Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.
В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей, как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.
В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т.д.
Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но после бесед и индивидуальных консультаций родители согласились поучаствовать в семинаре-практикуме по теме «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру». После этого семинара родители с удовольствием стали помогать организовать оснащение игровой зоны (шили дома одежду для кукол при этом играя, в сюжетно-ролевую игру «Ателье», изготавливали атрибуты для игр и игрушки – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки). У родителей появилось желание самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
Список литературы.
- Л.Ф. Островская «Игрушки и пособия для детского сада».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2012г.
- Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.
- Аникиева Н.П. «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г.
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.
- Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду».
- БодалеваА.А., Спиваковский А.С. «Популярная психология для родителей». М., 1998г.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект «Вместе дружная семья»
Инновационно-образовательный проект о построение единой линии взаимодействиямеджду семьей, детским садом и школой. Материал включает в себя: концепцию проекта,ресурсное обеспечение, этапы работы....
Паспорт проекта инновационного подхода к работе с родителями "Мы вместе"
Воспитывает ребенка все: люди,вещи, явления, но прежде всегои дольше всего – люди.Из них на первом месте –родители и педагоги.А. С. Макаренко...
Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...
Рабочая учебная программа по инновационной деятельности "Мы вместе"
Учебная программа...
Отчёт по рабочей учебной программе по инновационной деятельности "Мы вместе"
Отчёт по программе...
Разработка просветительского мероприятия для воспитанников и их родителей направленная на формирования культуры безопасного поведения на дорогах у детей и взрослых: тематический день на тему «Изучаем ПДД вместе» с использованием инновационной техно
Цель: Изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...