Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
методическая разработка
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество, организации работы с семьей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.
На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
-обеспечить открытость дошкольного образования;
-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
-способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
-знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
-повышать психолого-педагогическую культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму;
-оказание помощи семьям в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
6. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
7. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
8. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
Ожидаемые результаты:
Внедрение программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:
- Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли.
- Образование родителей: лекции, семинары, проведение мастер-классов, тренингов, создание наглядной информации в виде папок-передвижек, ширмочек, буклетов, библиотеки консультаций и советов воспитателей.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, концертов, интерактивных игр, прогулок, экскурсий, выставок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Сроки реализации программы:
3 года: от средней группы до подготовительной к школе группы (2018-2021гг.)
Основными исполнителями реализации программы являются
воспитатели группы ДОУ. Так же еѐ участниками являются воспитанники и
их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.
Содержание программы представлено двумя блоками:
1блок. «Педагогическое просвещение родителей»
Это консультационная помощь семье. В основу тематического планирования информационно-консультативной работы положены возрастные особенности развития дошкольника во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Письменные консультации размещаются в приѐмной группы в «Родительском уголке». Для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации. Групповые консультации можно проводить в форме «Круглого стола», родительского собрания, проведение интервью, практические семинары, мастер-классы, встречи в дискуссионном клубе и
т. д.
2блок. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»
Это могут быть трудовой десант, фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребенком творчества, детские утренники, совместные спортивные праздники, спектакли, экскурсии, досуговые или образовательные мероприятия с привлечением родителей, проекты, тематические занятия и др.
Учебно-методический план:
Средняя группа
1 блок «Педагогическое просвещение родителей»
Месяц | Добрые советы воспитателей | Советы психолога и логопеда | В союзе с Природой | Школа Айболита |
Сентябрь | «Задачи воспитания и образования детей 5 лет» | «Психологические особенности ребѐнка 5 года жизни» | «Народные приметы осени» | «Осторожно – Высокопотогенный вирус гриппа H1N1» |
Октябрь | «Безопасность ребѐнка в доме» | «Игры и упражнения, способствующие развитию речи» | «Воспитываем у ребѐнка эстетическое восприятие природы» | «Любимый напиток моего ребѐнка» |
Ноябрь | «Как отвечать на детские вопросы» | «Как воспитать в детях честность» | «Воздух в доме» | «10 советов родителям как вырастить ребѐнка здоровым» |
Декабрь | «Домашний кукольный театр» | «Домашний кукольный театр» | «Музыка природы в душе ребѐнка» | «Как укрепить иммунитет ребѐнка» |
Январь | «Побольше чуткости и внимания» | «Девочек и мальчиков воспитываем по- разному» | «Читайте книги о природе» | «Домашняя аптечка» |
Февраль | «Чему ребѐнок обучается в сюжетно ролевой игре» | «Больше общения» | «Энциклопедия животного мира для детей» | «Компьютер и зрение» |
Март | «Во что играют наши дети» | «Овладение детьми 4-5 лет правильным звукопроизношени ем» | «Берегите воду!» | «Советы по закаливанию детей в домашних условиях» |
Апрель | «Искусство хвалить» | «Игры для формирования связной речи у детей 4-6 лет» | «Знакомим детей с природными особенностями родного края» | «Лесная опасность - клещевой энцефалит!» |
Май | «Ознакомление дошкольника с элементарными правилами перехода проезжей части дороги» | «Ребѐнок в зазеркалье» (что такое леворукость) | «Воздух в доме» | «Нужны ли ребѐнку солнцезащитные очки?» |
2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»
Мероприятия | дата проведения |
«Выставка поделок из природного материала» Задачи: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребѐнком, способствовать развитию эстетического восприятия природы. | Сентябрь |
Проект «День рождения – праздник детства» Цель: Способствовать повышению активности родителей по обмену опытом организации и проведению детского дня рождения в домашних условиях. Задачи: ∙ Формировать у родителей воспитанников чѐткие представление об особенностях детских праздников и роли взрослых в их организации и проведении. ∙ Развивать навыки познавательно-поисковой деятельности, умение делиться имеющимся опытом с другими родителями. ∙ Воспитывать у детей дошкольного возраста культуру поведения. | Октябрь |
Проект «Моя коллекция» Цель: поддержание познавательного интереса дошкольников к окружающему миру; формирование педагогической компетентности родителей в вопросах расширения представлений ребѐнка о предметах окружающего мира. | Ноябрь |
Театрализованная постановка с участием детей и родителей «Новогодняя сказка» Цель: способствовать развитию актѐрских умений у детей, сплочению родительского коллектива; вовлечению родителей в педпроцесс. | конец декабря |
Оформление выставки «Моя коллекция» Цель: поддержание познавательного интереса дошкольников к окружающему миру; формирование педагогической компетентности родителей в вопросах умственного развития ребѐнка. | Январь |
Спортивный досуг в субботний день «Зимние забавы» Цель: укреплять физическую выносливость детей, воспитывать интерес к спорту; способствовать сплочению родительского коллектива. | Февраль |
Праздничный утренник в честь 8марта! Цель: создание эмоционально-радостной атмосферы праздника, возможности выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам. | Март |
Трудовой десант по озеленению прогулочного участка. Цель: приобщение дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. | Апрель |
Старшая группа
1 блок «Педагогическое просвещение родителей»
Месяц | Добрые советы Воспитателей | Советы психолога и логопеда | В союзе с природой | Школа Айболита |
Сентябрь | «Задачи воспитания и образования детей 6 года жизни» | Психологические особенности ребѐнка 6 года жизни» | «О экологическом празднике -День журавля» | «Как научить ребѐнка сохранять правильную осанку » |
Октябрь | «Ваш ребѐнок в межнациональном коллективе» | «Игры для обогащения и активизации словарного запаса старшего дошкольника» | «Воспитываем у ребѐнка эстетическое восприятие природы» | «В чѐм выражается угроза для здоровья детей при работе за компьютером» |
Ноябрь | «Нормативные основы защиты прав детства» | «Произношение у детей старшего дошкольного возраста» | «Поэтические строки о природе» | «Ротавирусные энтериты» |
Декабрь | «Новый год - время исполнения желаний» | «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет» | «Ребѐнок рисует природу» | «Прогулка ребѐнка зимой» |
Январь | «Учить алфавит легко и весело» | «Воспитываем самостоятельность с малых лет» | «Рассказы о природе Виталия Бианки для детей» | «Домашняя аптечка» |
Февраль | «Рецепты составления домашней библиотечки» | «Тревожен ли ваш ребѐнок? Как снять тревожность у ребѐнка» | «Евгений Чарушин для детей» | «Смена молочных зубов» |
Март | «Как организовать детский праздник дома» | «Хорошая память - какая она» | «Семьѐй на природу» | «Укрепляем мышцы спины - формируем правильную осанку» |
Апрель | «Нужно ли отдавать ребѐнка в спортивную секцию и в какую» | «Нравственное воспитание в семье» | «Загадки о растениях» | «Лесная аптека» |
Май | «Будьте бдительны на улицах города» | «Пробуем сочинять стихи и рифмы» | «Лето - время для сбора коллекций природного материала» | «Лето - время набираться сил и энергии» |
2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»
Мероприятия | дата проведения |
Родительское собрание «Речевое развитие старшего дошкольника» с предварительным выступлением детей с инсценировкой по мотивам сказки. | сентябрь |
Проект «Мы умеем отгадывать загадки» Цель развивать у детей умения выделять характерные особенности объектов окружающего мира, сравнивать, логически мыслить; приобщать родителей к участию в совместной работе направленной на умственное развитие детей. | октябрь |
Проект «День матери» Цель: уточнить представления о социальной роли матери, формировать стойкое трепетное любящее отношение к своей маме, к родителям и семье в целом. У родителей воспитанников формировать более ответственное отношение к своим детям и семье. | ноябрь |
Экологический проект «Новогодний ѐлочный базар» Цель: расширить знания детей о хвойных деревьях; привлечь детей и родителей к проблеме ежегодной вырубке хвойных массивов, вызвать желание принять участие в природоохранной деятельности. | декабрь |
Проект «Школа волшебников» Цель: развитие у старших дошкольников пытливости, стремления к познанию и экспериментированию. Приобщение родителей к развитию у детей навыков экспериментирования, актѐрских способностей. | январь |
Спортивный досуг «Богатырская наша сила» Цель: укреплять физическую выносливость детей, воспитывать интерес к спорту; способствовать сплочению родительского коллектива. | февраль |
Цикл занятий с участием родителей «Традиции и обычаи разных народов» Цель: расширять представления детей о народах разных национальностей, формировать у родителей активную позицию участника образовательно-воспитательного процесса в группе детского сада, которую посещают их дети. | март |
Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зелѐного ландшафта для детей. | апрель |
Праздничный конкурс домашних любимцев «Мисс-Кис-кис» Цель: Создать условия для объединения семей в клуб «Любителей кошек». Воспитывать ответственное отношение детей к домашним питомцам. | май |
Подготовительная к школе группа
1 блок «Педагогическое просвещение родителей»
Месяц | Добрые советы воспитателей | Советы психолога и логопеда | В союзе с природой | Школа Айболита |
Сентябрь | «Задачи воспитания и образования детей 7 года жизни | «Психологические особенности ребѐнка 7 года жизни» | Об экологическом образовании | «Ещѐ раз о фруктах и овощах» |
Октябрь | «Скоро в школу!» | «На подступах к тетради» | «Рисуем с ребѐнком природоохранные знаки» | «Первые признаки гриппа» |
Ноябрь | «Отгадай мою загадку» | «Профилактика нарушений письма у будущих первоклассников» | Первое знакомство ребѐнка с «Красной книгой» | «Вреден ли компьютер?» |
Декабрь | «Учить алфавит легко и весело» | «Правила обучения чтению» | «Жизнь замечательных зверей» | «Профилактика плоскостопия» (домашние тренажеры) |
Январь | «Счѐтные палочки для игры и для учѐбы» | «Готовность ребѐнка к школе - что это?» | «Повести и рассказы о природе М.Пришвина для детей» | «Мороз и солнце - день чудесный!» |
Февраль | «Устройте вечер воспоминаний о своей учебе в школе» | «Роль родителей в формировании мотивационную готовности ребѐнка к учѐбе в школе» | «Лыжные прогулки» | «Гимнастика для глаз» |
Март | «Кем быть?» (ещѐ раз о профессиях) | «Мама, пойдѐм в библиотеку» | «Огород на подоконнике руками ребѐнка» | «Что ребѐнку можно знать о лекарствах» |
Апрель | «Путешествие в историю» | «О фонематическом слухе» | «Осторожно - ледоход!» | «Факторы здоровья» |
Май | «Юный велосипедист на улицах города» | «Микроклимат семьи и психическое здоровье ребѐнка» | «Любимое время года» | «Здоровье первоклассника» |
2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»
Мероприятия | дата проведения |
Оформление выставки рисунков «Наш любимый город» Цель: воспитывать у детей чувства патриотизма к малой Родине; приобщить родителей к совместному с ребѐнком рисованию любимого места в городе. | Сентябрь |
Досуг ко Дню пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщины» Цель: способствовать приобщению старшего поколения к жизнедеятельности внуков в ДОУ, воспитывать у детей представление о том, что старики, это мудрые люди, которые стараются многому научить молодѐжь, но они, из-за слабого здоровья, нуждаются в опѐке родных. | Октябрь |
Проект «Красная книга в картинках» Цель: формирование представлений у детей о негативном воздействии человека на природу, о «Красной книге», о животных и растениях занесѐнных в Красную книгу; у родителей формирование более ответственного отношения к экологическому воспитанию детей. | Ноябрь |
Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, семейных отношений, активной позиции родителей в благоустройстве жизненного пространства детей в детском саду. | Декабрь |
Цикл занятий с участием родителей «Знакомство с профессиями» Цель: расширять представления детей о профессиях родителей, формировать у родителей активную позицию участника образовательно-воспитательного процесса в группе детского сада, которую посещают их дети. | Январь |
Круглый стол с детьми и родителями «Как ходили в школу наши родители» Цель: формирование положительной мотивации у детей к предстоящей учебе в школе. | Февраль |
Чаепитие в честь 8 марта! «Для вас любимые девочки, мамы, бабушки и сѐстры» Цель: способствовать укреплению семейных уз; возможность проявления заботы и внимания представителей сильного пола к близким женщинам. | Март |
«Конкурс-выставка «Герб семьи» Цель: способствовать укреплению семейных уз. | апрель |
Выпускной бал «До свидания детский сад» Цель: создание обстановки радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу. | май |
Положительными итогами реализации данной программы
предполагается следующее:
∙ Семьи получат квалифицированную консультативную помощь
педагогов в области дошкольного воспитания и образования в течение всего
периода пребывания детей в ДОУ.
∙ У родителей будут чѐткие представления о содержании
воспитания и образования детей в детском саду.
∙ Родители проявят себя сторонниками создания и поддержания
единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и
образованию дошкольников.
∙ Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей
и родителей в присутствии детей, обеспечит лѐгкое расставание с мамой
утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника
в детском саду.
∙ Укрепятся родственные отношения внутри семей.
∙ В организуемых воспитателями группы мероприятиях будут
проявлять желание участвовать бабушки и дедушки и старшие сѐстры с
братьями.
∙ Повысится педагогическая компетентность родителей,
раскроется их творческий потенциал и более ответственное отношение к
воспитанию ребѐнка.
∙ Родители осознают значимость создания атмосферы
психологического комфорта в семьях, будут способствовать накоплению
ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, раскрытию
возрастного потенциала, что обусловит возникновение психологических
новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах
воспитанников.
∙ У воспитанников сформируются чѐткие представления о
социальной роли матери, отца; сформируется стойкое трепетное любящее
отношение к своим родителям, братьям и сѐстрам к семье в целом.
∙ Высокий уровень готовности к школьному обучению
воспитанников и их успешная адаптация в начальной школе.
∙ У воспитанников накопятся позитивные воспоминания о
дошкольном детстве.
∙ Воспитатели смогут более рационально распределять свои
усилия в организации тех или иных мероприятий.
∙ Программа вдохновит педагогов на разработку и внедрение
новых идей по налаживанию контакта с семьями для обеспечения
полноценного развития дошкольников.
∙ Список рекомендуемой литературы поможет воспитателям
ознакомиться с опытом работы коллег из разных уголков страны.
Формы подведения итогов: на родительских собраниях, по итогам учебного
года воспитатели группы сообщают общий результат усвоения детьми
содержания общеразвивающей программы, дают общие рекомендации,
выражают устную благодарность или награждают грамотами наиболее
активные семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровьесберегающей деятельности».
В данном материале отображена деятельность педагога для решения самой главной задачи - сохранения и укрепления здоровья дошкольника....
Социальный проект "Использование инновационных форм работы во взаимодействии с семьями воспитанников"
Инновационные формы...
Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.
Инновационные формы работы с семьями воспитанниковПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...