Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
методическая разработка

Ефименко Светлана Николаевна

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество, организации работы с семьей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;

-обеспечить открытость дошкольного образования;

 -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи: 

-способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;

-знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;

-повышать психолого-педагогическую культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму;

-оказание помощи семьям в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе.

Принципы взаимодействия с родителями: 

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

6. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

7. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

8. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

Ожидаемые результаты:

Внедрение программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.

Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:

  • Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли.
  • Образование родителей: лекции, семинары, проведение мастер-классов, тренингов, создание наглядной информации в виде папок-передвижек, ширмочек, буклетов, библиотеки консультаций и советов воспитателей.
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, концертов, интерактивных игр, прогулок, экскурсий, выставок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Сроки реализации программы:

3 года: от средней группы до подготовительной к школе группы (2018-2021гг.)

Основными исполнителями реализации программы являются

воспитатели группы ДОУ. Так же еѐ участниками являются воспитанники и

их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

Содержание программы представлено двумя блоками: 

1блок. «Педагогическое просвещение родителей» 

Это консультационная помощь семье. В основу тематического планирования информационно-консультативной работы положены возрастные особенности развития дошкольника во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Письменные консультации размещаются в приѐмной группы в «Родительском уголке». Для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации. Групповые консультации можно проводить в форме «Круглого стола», родительского собрания, проведение интервью, практические семинары, мастер-классы, встречи в дискуссионном клубе и

т. д.

2блок. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»

Это могут быть трудовой десант, фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребенком творчества, детские утренники, совместные спортивные праздники, спектакли, экскурсии, досуговые  или образовательные мероприятия с привлечением родителей, проекты, тематические занятия и др.

Учебно-методический план:

                 Средняя группа

1 блок «Педагогическое просвещение родителей»

Месяц

Добрые советы

воспитателей

Советы психолога

и логопеда

В союзе с

Природой

Школа

Айболита

Сентябрь

«Задачи

воспитания и

образования детей

5 лет»

«Психологические

особенности

ребѐнка 5 года

жизни»

«Народные

приметы

осени»

«Осторожно –

Высокопотогенный

вирус гриппа

H1N1»

Октябрь

«Безопасность

ребѐнка в доме»

«Игры и

упражнения,

способствующие

развитию речи»

«Воспитываем

у ребѐнка

эстетическое

восприятие

природы»

«Любимый напиток

моего ребѐнка»

Ноябрь

«Как отвечать на

детские вопросы»

«Как воспитать в

детях честность»

«Воздух в

доме»

«10 советов

родителям как

вырастить ребѐнка

здоровым»

Декабрь

«Домашний

кукольный театр»

«Домашний

кукольный театр»

«Музыка

природы в

душе ребѐнка»

«Как укрепить

иммунитет

ребѐнка»

Январь

«Побольше

чуткости и

внимания»

«Девочек и

мальчиков

воспитываем по-

разному»

«Читайте книги

о природе»

«Домашняя

аптечка»

Февраль

«Чему ребѐнок

обучается в

сюжетно ролевой

игре»

«Больше общения»

«Энциклопедия

животного

мира для

детей»

«Компьютер и

зрение»

Март

«Во что играют

наши дети»

«Овладение

детьми 4-5 лет

правильным

звукопроизношени

ем»

«Берегите

воду!»

«Советы по

закаливанию детей

в домашних

условиях»

Апрель

«Искусство

хвалить»

«Игры для

формирования

связной речи у

детей 4-6 лет»

«Знакомим

детей с

природными

особенностями

родного края»

«Лесная опасность

- клещевой

энцефалит!»

Май

«Ознакомление

дошкольника с элементарными

правилами

перехода

проезжей части

дороги»

«Ребѐнок в

зазеркалье» (что такое леворукость)

«Воздух в доме»

«Нужны ли

ребѐнку солнцезащитные

очки?»

2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»

                                    Мероприятия

дата

проведения

«Выставка поделок из природного материала»

Задачи: активизировать родителей для занятий

совместным творчеством с ребѐнком, способствовать

развитию эстетического восприятия природы.

Сентябрь

Проект «День рождения – праздник детства»

Цель: Способствовать повышению активности

родителей по обмену опытом организации и

проведению детского дня рождения в домашних

условиях.

Задачи:

∙ Формировать у родителей воспитанников чѐткие

представление об особенностях детских праздников

и роли взрослых в их организации и проведении.

∙ Развивать навыки познавательно-поисковой

деятельности, умение делиться имеющимся опытом

с другими родителями.

∙ Воспитывать у детей дошкольного возраста

культуру поведения.

Октябрь

Проект «Моя коллекция»

Цель: поддержание познавательного интереса

дошкольников к окружающему миру; формирование

педагогической компетентности родителей в вопросах

расширения представлений ребѐнка о предметах

окружающего мира.

Ноябрь

Театрализованная постановка с участием детей и

родителей «Новогодняя сказка»

Цель: способствовать развитию актѐрских умений у

детей, сплочению родительского коллектива;

вовлечению родителей в педпроцесс.

конец

декабря

Оформление выставки «Моя коллекция»

Цель: поддержание познавательного интереса

дошкольников к окружающему миру; формирование

педагогической компетентности родителей в вопросах

умственного развития ребѐнка.

Январь

Спортивный досуг в субботний день

«Зимние забавы»

Цель: укреплять физическую выносливость детей,

воспитывать интерес к спорту; способствовать сплочению родительского коллектива.

Февраль

Праздничный утренник в честь 8марта!

Цель: создание эмоционально-радостной атмосферы

праздника, возможности выразить любовь и нежное

отношение детей к своим мамам.

Март

Трудовой десант по озеленению прогулочного участка.

Цель: приобщение дошкольников и родителей к

коллективному социально-значимому труду.

Апрель

                      Старшая группа

1 блок «Педагогическое просвещение родителей»

Месяц

Добрые советы

Воспитателей

Советы психолога

и логопеда

В союзе с

природой

Школа

Айболита

Сентябрь

«Задачи воспитания

и образования

детей 6 года

жизни»

Психологические

особенности ребѐнка

6 года жизни»

«О

экологическом

празднике -День

журавля»

«Как научить

ребѐнка

сохранять

правильную

осанку »

Октябрь

«Ваш ребѐнок в

межнациональном

коллективе»

«Игры для

обогащения и

активизации

словарного запаса

старшего

дошкольника»

«Воспитываем у

ребѐнка

эстетическое

восприятие

природы»

«В чѐм

выражается

угроза для

здоровья детей

при работе за

компьютером»

Ноябрь

«Нормативные

основы защиты

прав детства»

«Произношение у

детей старшего

дошкольного

возраста»

«Поэтические

строки о

природе»

«Ротавирусные

энтериты»

Декабрь

«Новый год - время

исполнения

желаний»

«Интеллектуальное

развитие детей 5-6

лет»

«Ребѐнок рисует

природу»

«Прогулка

ребѐнка

зимой»

Январь

«Учить алфавит

легко и весело»

«Воспитываем

самостоятельность с

малых лет»

«Рассказы о

природе Виталия

Бианки для

детей»

«Домашняя

аптечка»

Февраль

«Рецепты

составления

домашней

библиотечки»

«Тревожен ли ваш

ребѐнок? Как снять

тревожность у

ребѐнка»

«Евгений

Чарушин для

детей»

«Смена

молочных

зубов»

Март

«Как организовать

детский праздник

дома»

«Хорошая память -

какая она»

«Семьѐй на

природу»

«Укрепляем

мышцы спины

- формируем

правильную

осанку»

Апрель

«Нужно ли

отдавать ребѐнка в

спортивную секцию

и в какую»

«Нравственное

воспитание в семье»

«Загадки о

растениях»

«Лесная

аптека»

Май

«Будьте бдительны

на улицах города»

«Пробуем сочинять

стихи и рифмы»

«Лето - время

для сбора

коллекций

природного

материала»

«Лето - время

набираться сил

и энергии»

2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»

                                    Мероприятия

дата

проведения

Родительское собрание «Речевое развитие старшего

дошкольника» с предварительным выступлением детей

с инсценировкой по мотивам сказки.

сентябрь

Проект «Мы умеем отгадывать загадки»

Цель развивать у детей умения выделять характерные

особенности объектов окружающего мира, сравнивать,

логически мыслить; приобщать родителей к участию в

совместной работе направленной на умственное

развитие детей.

октябрь

Проект «День матери»

Цель: уточнить представления о социальной роли

матери, формировать стойкое трепетное любящее

отношение к своей маме, к родителям и семье в целом.

У родителей воспитанников формировать более

ответственное отношение к своим детям и семье.

ноябрь

Экологический проект

«Новогодний ѐлочный базар»

Цель: расширить знания детей о хвойных деревьях;

привлечь детей и родителей к проблеме ежегодной

вырубке хвойных массивов, вызвать желание принять

участие в природоохранной деятельности.

декабрь

Проект «Школа волшебников»

Цель: развитие у старших дошкольников пытливости,

стремления к познанию и экспериментированию.

Приобщение родителей к развитию у детей навыков

экспериментирования, актѐрских способностей.

январь

Спортивный досуг «Богатырская наша сила»

Цель: укреплять физическую выносливость детей,

воспитывать интерес к спорту; способствовать

сплочению родительского коллектива.

февраль

Цикл занятий с участием родителей «Традиции и

обычаи разных народов»

Цель: расширять представления детей о народах разных

национальностей, формировать у родителей активную

позицию участника образовательно-воспитательного

процесса в группе детского сада, которую посещают их

дети.

март

Трудовой десант

«Озеленение территории детского сада»

Цель: создать условия для проявления творческого

потенциала родителей в оформлении зелѐного

ландшафта для детей.

апрель

Праздничный конкурс домашних любимцев

«Мисс-Кис-кис»

Цель: Создать условия для объединения семей в клуб

«Любителей кошек». Воспитывать ответственное

отношение детей к домашним питомцам.

май

Подготовительная к школе группа

1 блок «Педагогическое просвещение родителей»

Месяц

Добрые советы

воспитателей

Советы психолога

и логопеда

В союзе с

природой

Школа

Айболита

Сентябрь

«Задачи

воспитания и

образования

детей 7 года

жизни

«Психологические

особенности

ребѐнка 7 года

жизни»

Об экологическом

образовании

«Ещѐ раз о

фруктах и

овощах»

Октябрь

«Скоро в

школу!»

«На подступах к

тетради»

«Рисуем с

ребѐнком

природоохранные

знаки»

«Первые

признаки

гриппа»

Ноябрь

«Отгадай мою

загадку»

«Профилактика

нарушений письма

у будущих

первоклассников»

Первое знакомство

ребѐнка с

«Красной книгой»

«Вреден ли компьютер?»

Декабрь

«Учить алфавит

легко и весело»

«Правила обучения

чтению»

«Жизнь

замечательных

зверей»

«Профилактика

плоскостопия»

(домашние

тренажеры)

Январь

«Счѐтные

палочки для

игры и для

учѐбы»

«Готовность

ребѐнка к школе -

что это?»

«Повести и

рассказы о

природе

М.Пришвина для

детей»

«Мороз и солнце

- день

чудесный!»

Февраль

«Устройте вечер

воспоминаний о

своей учебе в

школе»

«Роль родителей в

формировании

мотивационную

готовности ребѐнка

к учѐбе в школе»

«Лыжные

прогулки»

«Гимнастика для

глаз»

Март

«Кем быть?»

(ещѐ раз о

профессиях)

«Мама, пойдѐм в

библиотеку»

«Огород на

подоконнике

руками ребѐнка»

«Что ребѐнку

можно знать о

лекарствах»

Апрель

«Путешествие в

историю»

«О

фонематическом

слухе»

«Осторожно -

ледоход!»

«Факторы

здоровья»

Май

«Юный

велосипедист на

улицах города»

«Микроклимат

семьи и

психическое

здоровье ребѐнка»

«Любимое время

года»

«Здоровье первоклассника»

2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ»

                                    Мероприятия

дата

проведения

Оформление выставки рисунков

«Наш любимый город»

Цель: воспитывать у детей чувства патриотизма к малой

Родине; приобщить родителей к совместному с

ребѐнком рисованию любимого места в городе.

Сентябрь

Досуг ко Дню пожилых людей «Согреем ладони,

разгладим морщины»

Цель: способствовать приобщению старшего поколения

к жизнедеятельности внуков в ДОУ, воспитывать у

детей представление о том, что старики, это мудрые

люди, которые стараются многому научить молодѐжь,

но они, из-за слабого здоровья, нуждаются в опѐке

родных.

Октябрь

Проект «Красная книга в картинках»

Цель: формирование представлений у детей о

негативном воздействии человека на природу, о

«Красной книге», о животных и растениях занесѐнных в

Красную книгу; у родителей формирование более

ответственного отношения к экологическому

воспитанию детей.

Ноябрь

Трудовой десант «Постройка снежного городка на

участке для прогулок»

Цель: способствовать сплочению родительского

коллектива, семейных отношений, активной позиции

родителей в благоустройстве жизненного пространства

детей в детском саду.

Декабрь

Цикл занятий с участием родителей «Знакомство с

профессиями»

Цель: расширять представления детей о профессиях

родителей, формировать у родителей активную

позицию участника образовательно-воспитательного

процесса в группе детского сада, которую посещают их

дети.

Январь

Круглый стол с детьми и родителями «Как ходили в

школу наши родители»

Цель: формирование положительной мотивации у детей

к предстоящей учебе в школе.

Февраль

Чаепитие в честь 8 марта! «Для вас любимые девочки,

мамы, бабушки и сѐстры»

Цель: способствовать укреплению семейных уз;

возможность проявления заботы и внимания

представителей сильного пола к близким женщинам.

Март

«Конкурс-выставка «Герб семьи»

Цель: способствовать укреплению семейных уз.

апрель

Выпускной бал «До свидания детский сад»

Цель: создание обстановки радости для детей и

гордости для родителей от того, что дети уже совсем

самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу.

май

Положительными итогами реализации данной программы

предполагается следующее:

∙ Семьи получат квалифицированную консультативную помощь

педагогов в области дошкольного воспитания и образования в течение всего

периода пребывания детей в ДОУ.

∙ У родителей будут  чѐткие представления о содержании

воспитания и образования детей в детском саду.

∙ Родители проявят себя сторонниками создания и поддержания

единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и

образованию дошкольников.

∙ Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей

и родителей в присутствии детей, обеспечит лѐгкое расставание с мамой

утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника

в детском саду.

∙ Укрепятся родственные отношения внутри семей.

∙ В организуемых воспитателями группы мероприятиях будут

проявлять желание участвовать бабушки и дедушки и старшие сѐстры с

братьями.

∙ Повысится педагогическая компетентность родителей,

раскроется их творческий потенциал и более ответственное отношение к

воспитанию ребѐнка.

∙ Родители осознают значимость создания атмосферы

психологического комфорта в семьях, будут способствовать накоплению

ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, раскрытию

возрастного потенциала, что обусловит возникновение психологических

новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах

воспитанников.

∙ У воспитанников сформируются чѐткие представления о

социальной роли матери, отца; сформируется стойкое трепетное любящее

отношение к своим родителям, братьям и сѐстрам к семье в целом.

∙ Высокий уровень готовности к школьному обучению

воспитанников и их успешная адаптация в начальной школе.

∙ У воспитанников накопятся позитивные воспоминания о

дошкольном детстве.

∙ Воспитатели смогут более рационально распределять свои

усилия в организации тех или иных мероприятий.

∙ Программа вдохновит педагогов на разработку и внедрение

новых идей по налаживанию контакта с семьями для обеспечения

полноценного развития дошкольников.

∙ Список рекомендуемой литературы поможет воспитателям

ознакомиться с опытом работы коллег из разных уголков страны.

Формы подведения итогов: на родительских собраниях, по итогам учебного

года воспитатели группы сообщают общий результат усвоения детьми

содержания общеразвивающей программы, дают общие рекомендации,

выражают устную благодарность или награждают грамотами наиболее

активные семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей в здоровьесберегающей деятельности».

В данном материале отображена деятельность педагога для решения самой главной задачи - сохранения и укрепления здоровья дошкольника....

Внедрение инновационных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников в детском саду.

Инновационные формы работы с семьями воспитанниковПривлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Семья...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию  с семьями воспитанников  «Воспитываем вместе»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию  с семьями воспитанников  «Воспитываем вместе»...