Проект "Я мальчик, я девочка"
проект на тему
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starshiy_vozrast.docx | 549.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
Подготовила: Карочкина Е. А.
Воспитатель МБДОУ д/с № 32 «Теремок»
Кулебаки 2015 г.
Аннотация.
Проект «Я – мальчик, я – девочка» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Введение в проект.
Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта. Познавательно-творческий.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта. Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи проекта:
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
- Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
- Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
- Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник
открывает для себя свой пол ( физический, социальный ,поведенческий, ролевой и т.д.),ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
- желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок –своеобразная детская речь.
У родителей
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности ,закреплению связей между членами семьи ;
- разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
- разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают»
Этапы реализации проекта
Этапы | Цели этапа | Предполагаемый результат | Содержание |
Вводный | 1. Проживание с детьми проблемной ситуации: | 1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка. | 1.Анкетирование для родителей |
Основной | 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки), | 1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни. | 1. Моделирование ситуаций «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце». |
Итоговый | Презентация проекта. | Подведение итогов | 1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки» |
Реализация содержания проекта.
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. « Я – мальчик (девочка)», был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.
Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
Итогом реализации проекта явилась круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин праздник», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношению друг к другу.
На наш взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол , его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).
Литература:
1.Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» /под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез, 2014.
3.Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М.: Педагогика, 1975.
4.Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. - 1971. - № 2 6.http://doshvjzorast/ru Обруч-2009-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мальчики и девочки".
Создание ситуаций для объединения детей, улучшения их взаимодействия....
Проект "Мальчики и девочки-два разных мира игры"
Проект "Мальчики и девочки-два разных мира игры"...
Проект “Мальчики и девочки – похожие и разные”
Проект по гендерному развитию...
Проект "Мальчики и девочки - два разных мира"
в средней группе...
ПРОЕКТ «Мальчики и девочки – чем они отличаются»
ПРОЕКТ «Мальчики и девочки – чем они отличаются»...
Проект "Мальчики и девочки"
Гендерный проект по теме "Мальчики и девочки""...
Проект "Мальчики и девочки"
Цель проекта: Создание условий для социально – личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меня...