Проект "Мальчики и девочки - два разных мира"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка»
Утверждаю заведующая МБДОУ
«Детский сад «Алёнушка»
Полетаева Е.В. __________
Приказ № _____
От «__» августа 2015 г.
Долгосрочный проект «Мальчики и девочки – два разных мира игры» в средней группе «Теремок»
Составитель: Медведева С.И.
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Алёнушка»
Ромоданово 2015 – 2016 г.г.
Проект «Мальчики и девочки – два разных мира »
Раздел 1. Паспорт проекта
Раздел 2. Содержание проекта
2.1. Актуальность
Мы работаем по программе «Истоки», которая ориентирует нас на рациональную организацию жизнедеятельности детей в детском саду, предполагающую удовлетворение потребностей ребенка в игре, движениях, познании и в обучении.
В основе всей программы лежит игра, так как авторский коллектив считает, что преобладание игровой деятельности в течение всего дня поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.
В рамках опытной педагогической деятельности мы создали модель оздоровительного режима, в котором нашли место для детской игры.
Разработали циклограмму игровой деятельности, где определено место для сюжетно-ролевой игры.
В каждом возрастном периоде в игре решаются особые задачи, связанные с возможностями детей. Игра детей пятого года жизни обеспечивает условия для создания у ребенка положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у детей появляется способность самостоятельно занять себя игрой. В этот период интенсивно развивается в игре воображение, внимание, произвольное поведение, происходит усвоение представлений об отношениях между людьми.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Известные психологи А.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сердцем игры является роль. Занимая ее ребенок действует и общается, как взрослые люди. Д.Б. Эльконин считает, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом, действовать, как они.
Многими педагогами и психологами подчеркивается то, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются.
Мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизиологических процессов по разному усваивают и присваивают социальный опыт, по разному познают мир человеческих взаимоотношений, по разному в него входят.
Первый опыт социальных отношений познается в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых. Взрослые, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентируют ребенка на игры, характерные для мальчиков или для девочек.
Мы видим какие игрушки обычно получают в подарок наши дети. Мальчикам достаются машинки, солдаты, роботы и самолеты. Девочкам – куклы, кукольная утварь, мягкие игрушки, сумочки. И возникшая игра мальчика отличается от игры девочки.
Девочки с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры на семейно-бытовую тематику, мальчики охотнее всего играют в игры со строительным материалом и берут на себя второстепенные роли, или переводят сюжетно-ролевую игру в подвижную.
2.2. Постановка проблемы
При наблюдениях за игровой деятельностью девочек и мальчиков нами было установлено, что их игры в большинстве случаев отличаются бедностью сюжетов, однообразием игровых действий. Анализ предметно-развивающей среды показал, что очень мало атрибутов для сюжетно-ролевых игр мальчиков.
Таким образом, нами была выявлена проблема: диапазон тем и содержания сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек 5-го года жизни однообразен. Анализ ситуации позволил выявить причины:
- низкий уровень представлений детей о профессиях мужчин и женщин;
- отсутствует система в руководстве развитием игровых навыков мальчиков и девочек;
2.3. Исходя из этого, мы определили цель нашей проектной деятельности: обогащение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр детей среднего возраста, отражающих формирование полоролевых моделей.
2.4. Задачи:
Систематизировать работу, направленную на обогащение опыта детей представлениями о профессиях и увлечениях мужчин и женщин.
- Обеспечить педагогическое руководство развитием игровых умений мальчиков и девочек.
- Выстроить взаимодействие педагогов и родителей воспитанников для реализации цели проекта.
2.5. Объект исследования: развитие сюжетно-ролевой игры детей пятого года жизни.
2.6. Предмет: работа педагога, направленная на процесс развития игровых умений девочек и мальчиков в сюжетно-ролевых играх
2.7. Гипотеза: предполагаем, что обогащение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр детей пятого года жизни, отражающих формирование полоролевых моделей поведения, возможно при реализации следующих условий:
- учет индивидуальных (половых) и возрастных особенностей детей;
- компетентное педагогическое руководство развитием игровых умений детей;
- сотрудничество педагогов и родителей воспитанников.
2.8 Стратегия и механизм реализации проекта
1 этап - подготовительный
2 этап – проектировочно-внедренческий
2.9. Предполагаемый результат
Качественное изменение уровня развития навыков сюжетно-ролевой игры:
-разнообразие игровых замыслов девочек и мальчиков;
-развитие ролевого взаимодействия;
- самостоятельность в создании предметно-игровой ситуации /обстановки/ мальчиками и девочками;
- высокий уровень развития навыков сюжетно-ролевой игры – 11 детей, средний уровень – 12 детей.
2.10. Перспектива проекта
- Возможность использования проекта воспитателями детских садов, занимающихся проблемой развития детей в игровой деятельности.
- Использование проекта для повышения качества выполнения государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие игровой деятельности».
- Разработка нового проекта «Развитие игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста».
2.11.
2.12. Ресурсное обеспечение
Примерный диапазон интересов по сюжетно-ролевым играм для детей 5-го года жизни
Сентябрь
- «Дочки-матери»: мама заботится о семье, готовит еду, кормит дочку, папу. Идет в больницу, лечит дочку (болит голова, кашляет). Папа – строитель.
- «Парикмахерская»: мастер стрижет, бреет, причесывает, вежливо и приветливо разговаривает (женский и мужской зал).
- «Строители»: строят гараж, шоферы привозят стройматериалы, ставят машины в гараж.
- «Машины»: шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию (указано в правах и путевке).
Октябрь
- «Поликлиника»: врач прослушивает, смотрит язык, выписывает рецепт, медсестра ставит градусник, делает уколы, прогревает грелкой.
- «Аптека»: готовят лекарства, выдают по рецепту.
- «Дочки-матери»: мама стирает белье, гладит его, готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр.
- «Кукольный театр»: показ детьми знакомых сказок.
Ноябрь
- «Аптека»: готовят лекарства и выдают по рецепту, деньги платят кассиру.
- «Пожарные»: тушат пожары, спасают людей. Машины заправляют бензином, ставят в гаражи.
- «Детский сад»: проводят занятия, гуляют, показывают кукольный театр.
- «Парикмахерская»: мастер причесывает, стрижет. Деньги платят в кассу.
Декабрь
- «Больница для зверей»: лечат животных, поят лекарствами, ухаживают за ними.
- «Строители»: строят дорогу через реку. Потом по дороге и мосту едут машины. Вводится светофор.
- «Дочки-матери»: бабушка приехала в гости, покупают продукты, готовят обед.
- «Корабль»: рыболовы взяли сети, поехали ловить рыбу (вся команда дружно работает).
Январь
- «Магазин»: продает молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдает чеки.
- «Дочки-матери»: дети наряжают елку, готовят угощения, празднуют Новый год.
- «Корабль»: ловят рыбу, привозят в магазин, продают людям.
- «Детский сад»: жизнь детей (гимнастика, музыкальные занятия, рисование, игры).
Февраль
- «Автобус»: шофер ведет автобус, кондуктор продает билеты, люди ездят домой, на работу, в гости.
- «Парикмахерская для детей»: стригут, причесывают на специальных стульчиках.
- «Столовая»: повар готовит еду, кормит моряков, шоферов, парикмахеров. Все его благодарят.
- «Корабль»: изучение морского дела (растения, рыбы).
Март
- «Магазин»: продавец взвешивает продукты, отбивает чеки, отпускает товары, получает деньги. Продавец вежливо разговаривает с покупателями.
- «Скорая помощь»: врач приезжает по вызову, прослушивает, смотрит горло, ставит градусник, выписывает рецепт.
- «Прогулка на теплоходе»: на теплоходе едут туристы, капитан управляет судном, делает остановки.
- «Столовая»: повара готовят еду, кормят строителей, врачей, продавцов.
Апрель
- «Строители»: строят гараж, зоопарк, строители работают дружно, строят красиво.
- «Поликлиника»: врач осматривает больного, назначает лечение, медсестра делает уколы, смазывает рану, забинтовывает, ставит грелки.
- «Теплоход»: едут по реке, на остановках в разных городах выходят, ходят на экскурсию, в магазины, парикмахерскую.
- «Больница»: кладут больного, лечат, ухаживают за ним.
- «Кукольный театр»: выезд артистов в больницу, так как у больных должно быть хорошее настроение.
Май
- Строят зоопарк для животных, ставят их в клетки, моют их, заботятся о них.
- «Автобус»: водитель едет по городу, развозит людей (в лес).
- «Скорая помощь»: врач едет к больному.
- «Дочки-матери»: день рождения.
Мониторинг проекта
Диагностическое обследование уровня гендерного развития детей среднего дошкольного возраста навыков показало, что на начало года:
5 детей имеют - высокий уровень развития
12 детей показали - средний уровень
4 ребенка – низкий уровень
Диагностическое обследование уровня гендерного развития детей среднего дошкольного возраста навыков показало, что на конец года:
14 детей имеют - высокий уровень развития
5 ребенка показали - средний уровень
2 ребенка – низкий. уровень
Полученные данные говорят о том, что у большинства детей однообразные игровые замыслы, преобладает использование чужого сюжета, ролевые действия однообразны, их логика легко нарушается, ролевой диалог чаще появляется по инициативе взрослого.
Список литературы
- В.А Недоспасова «Растем, играя», М.: Просвещение, 2003.
- Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
- Д.Б. Менджерицкая «Развитие детского творчества и игрового замысла», М.: Просвещение, 1983.
- Программа «Радуга», М.: Просвещение,2005.
- Журнал «От А до Я»:
«Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве», №2, 2004 г.;
«Мальчики и девочки – разные пути воспитания», №1, 2005 г.;
«Полоролевое воспитание дошкольников», №6, 2006 г.;
«Половое воспитание детей дошкольного возраста», №6, 2006 г.;
«Полоролевая ориентация детей в предметном мире», «Что такое гендер?», №2, 2006 г.
- Журнал «Игра и дети»:
«Играть, играть и играть!», №2, 2004 г.;
«Чтобы ребенок играл», «Играю в то, что под рукою и не ищу себе другое!», «Детские игры и игрушки расскажут о характере взрослого», №4, 2004 г.;
«Мы играем в магазин», «Девочки в розовом, мальчики в голубом!», №1, 2004 г.;
«Игры мальчиков и девочек», №4, 2007 г.;
«Зачем родителям играть», №3, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Мальчики и девочки два разных мира"
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"
В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....
Мальчики и девочки - два разных мира
В статье дана характеристика основных гендерных особенностей детей дошкольного возраста....
Мальчики и девочки - два разных мира.
Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игр...
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...
Консультация "Мальчики и девочки два разных мира"
Консультация для родителей...
"Растим девочку". "Роль отца в жизни сына". " Мальчики и девочки два разных мира".
Этот материал можно использовать как консультации, рекомендации, а также для информационно-стендового материала для родителей. Темы посвящены гендерному воспитанию детей....
- Мне нравится (1)