Дополнительная услуга "Пластилинография"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная услуга "Пластилинография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная услуга "Пластилинография" | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «Алёнушка»,
филиал Детский сад «Светлячок №_______от__________ _________________Р.В.Худышкина
«_____»________________2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография»
для детей 3-х лет
Составитель: Романова Е.Е., воспитатель
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..3
2.Учебно - тематический план программы……………………………………………………………………………...…5
3.Содержание программы………………………………………………………………………………...13
3.Список литературы………………………………………………………………………………..
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности «Пластилинография»– основной идей которой является рисование картин – пластилином, пластилинография.
Цель программы: Научить детей создавать пластилиновые картины
Задачи программы :
1.Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, основных приёмов пластилинографии.
2. Развитие изобразительные умения посредством пластиллинографии, тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
3.Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий всего | Количество занятий теории | Количество занятий практики |
1 | Воздушные шары | 2 | 1 | 1 |
2 | Бусы для Люси | 2 | 1 | 1 |
3 | Овощи для засолки | 1 | 0 | 1 |
4 | Созрели яблочки в саду | 2 | 1 | 1 |
5 | Варим варенье | 1 | 0 | 1 |
6 | Чудо грибочки | 2 | 1 | 1 |
7 | Осеннее дерево | 2 | 1 | 1 |
8 | Птичка | 2 | 1 | 1 |
9 | Ёжик | 2 | 1 | 1 |
10 | Клубочки для котёнка | 2 | 1 | 1 |
11 | Вырастала ёлка на горе | 4 | 1 | 3 |
12 | Снеговик | 3 | 1 | 2 |
13 | Украсим ёлочку игрушками | 3 | 1 | 2 |
14 | Украсим Кате чашку | 2 | 1 | 1 |
15 | Рыбки в аквариуме | 6 | 3 | 3 |
16 | Украсим торт | 2 | 1 | 1 |
17 | Мы делили апельсин | 2 | 1 | 1 |
18 | Утка с утятами | 2 | 1 | 1 |
19 | Мышка-норушка и золотое яичко | 2 | 1 | 1 |
20 | Украсим платье Кате | 2 | 1 | 1 |
21 | Веточка мимозы в подарок маме | 2 | 1 | 1 |
22 | Украсим туфельку | 2 | 1 | 1 |
23 | Вышла курочка гулять | 2 | 1 | 1 |
24 | Самолёт летит | 2 | 1 | 1 |
25 | Разноцветный светофорчик | 2 | 1 | 1 |
26 | Улитка, выпусти рога | 2 | 1 | 1 |
27 | Черепаха | 2 | 1 | 1 |
28 | На лугу насекомые | 2 | 1 | 1 |
29 | Цветик - семицветик | 2 | 1 | 1 |
30 | Радуга дуга | 4 | 2 | 2 |
Всего занятий: | 68 | 31 | 37 |
Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
сентябрь | Воздушные шары | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы; развивать мелкую моторику рук. | Рассматривание воздушных шаров; игра с шариком «Какой шарик»; дидактическая игра: «Назови форму». |
сентябрь | Бусы для Люси | Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы(бусинки) близко друг к другу, чередуя их по цвету; Уточнить знания детей о круглой форме предмета, закрепить умение лепить шарики малого размера; Закреплять знания о цвете. | Игра на развитие ассоциативного мышления «Цвет как…»; «Опиши предмет»; Упражнение «Кто наблюдательнее». |
октябрь | Овощи для засолки | Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; Закреплять умение расплющивать шарики (помидоры), произвольно располагать их на поверхности; Развивать мелкую моторику. | Дидактическая игра: «Фрукты – овощи»; Настольно – печатная игра: «Что где растёт»; Пальчиковая игра: «Этот овощ огурец, этот овощ помидор» |
октябрь | Созрели яблочки в саду | Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху; Закреплять знание о красном цвете; Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания. | Дидактическая игра: «Собери фрукты в ряд»; Беседа с детьми на тему: «Как отличить фрукт от овоща» Подвижная игра: «Размести яблочко по цвету». |
октябрь | Варим варенье | Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; Расплющивать шарики – ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности; Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего. | Игровое упражнение: «Собери ягодки»; Хороводная игра: «Варила бабушка варенье» |
октябрь | Чудо - грибочки | Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ёжике и грибах; Развивать креативное мышление детей(путём решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение; Воспитывать интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в деятельности пластилинография. | Беседа с использованием мультимедийного проектора: «Что нам осень принесла»; Музыкальная игра: «Грибочки»; Дидактическая игра: «Дары осени» |
октябрь | Осеннее дерево | Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки; Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. | Рассматривание иллюстраций на тему: «Осенние деревья»; Дидактическая игра: «Собери дерево из палочек»; Беседа о временах года |
ноябрь | Птичка | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином; Воспитывать любознательность, интерес к познанию. | Отгадывание загадок о приметах осени; Ситуативный разговор на тему: «Птицы осенью»; Наблюдение за тем, как птицы улетают в тёплые края. |
ноябрь | Ёжик | Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание; Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. | Сюжетная игра: «Ёжик и белочка»; Дидактические игры: «Опиши ёжика»; «Когда это бывает» |
ноябрь | Клубочки для котёнка | Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали; Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины; Продолжать развивать интерес к новым методам лепки. | Дидактическая игра: «Кому это нужно»; Игровое упражнение: «Порадуем кошечку»; Музыкальная игра: «Кошечка мурлычет». |
ноябрь | Вырастала ёлка на горе | Формировать умения детей передавать характерные особенности внешнего строения ели(пирамидное строение, ветки, направление вниз); Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; Развивать умение наносить стекой штрихи(иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. | Рассматривание иллюстраций с ёлочками; Дидактическая игра: «Собери ёлочку из палочек»; Речевое упражнение: «Ёлка и иголки» |
декабрь | Снеговик | Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости; Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму; Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. | Игровая ситуация на площадке: «Лепим снеговика»; Игровое упражнение на закрепление геометрических форм; Чтение рассказа Михаила Садовского «Мороз выручил» |
декабрь | Украсим ёлочку новогодними игрушками | Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, упражнять в раскатывании спиралевидной колбаски; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно – зелёного цвета ели с яркими цветами украшений | Разучивание стихотворения: «Ёлочка нарядная»; Рассматривание слайдов на проекторе «Яркие новогодние ёлочки» |
декабрь | Украсим Кате чашку | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином; Развивать внимание, наблюдательность. | Сюжетная игра: «Угадайте, что я делаю»; «Любимая кукла» Игра на закрепление цвета « Что такого же цвета». |
январь | Рыбки в аквариуме | Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разном направлении; Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание; Формировать умение передачи характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму: плавник, хвост, чешуя. | Рассматривание иллюстраций аквариума; Математическая игра: «Сколько рыбок»; Ситуативная беседа: «Как живут рыбки» |
январь | Рыбки в аквариуме (продолжение) | Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камушков, дна аквариума; Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. | Дидактическая игра: «Что за предмет»; Настольно – печатная игра: «Разложи рыбок по величине»; «Собери картинку» |
февраль | Украсим торт | Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге; Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями; Вызывать радость от проделанной работы. | Игра на развитие мелкой моторики «Рисуем без карандашей и красок»; Дидактическая игра: «Угадай, что это» |
февраль | Мы делили апельсин | Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов; Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов; Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете. | Беседа с иллюстрациями: «Откуда берутся фрукты»; Речевая игра: «Мой любимый апельсин»; Чтение рассказа Е. Чарушиной «Как фрукты с овощами поссорились» |
февраль | Утка с утятами | Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер его отдельных частей; Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную; Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму. | Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утёнок» Дидактическая игра: «Домашние птицы»; Звукоподражательное упражнение: « Я умею говорить как…» |
февраль | Мышка норушка и золотое яичко | Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев; Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание; Развивать сюжетно – игровой замысел. | Театрализация «Курочка Ряба»; Подвижная игра: «Найди яичко»; Отгадывание загадок о сказках |
март | Украсим платье Кате | Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания; Развивать согласованность в работе обеих рук; Закрепить знания о цвете. | Сюжетная игра: «Кукла Катя»; Упражнение на развитие речи: «Моё настроение»; Дидактическая игра на закрепление цвета: «Цветик – семицветик» |
март | Веточка мимозы в подарок маме | Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятно маме; Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. | Беседа о женском празднике 8 марта; Игра: «Ласковое слово для мамочки»; Рассматривание иллюстрации мимозы |
март | Украсим туфельку | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму; Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. | Дидактическя игра: «Найди пару», «Слова наоборот», «Потерянные имена» |
март | Вышла курочка гулять | Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине; Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела; Учить составлять композицию из нескольких предметов. | Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Курочка – Рябушечка»; Просмотр слайдов об образе жизни домашних птиц; Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» |
апрель | Самолёт летит | Формировать умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; Закреплять знания о голубом и синем цветах. | Дидакическая игра: «Какой цвет»; Рассматривание картинок на тему: «Транспорт» |
апрель | Разноцветный светофорчик | Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов; Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; Развивать аккуратность в работе с пластилином. | Рассматривание макета Светофор; Подвижная игра: «Стой, иди»; Настольно – печатная игра: «Собери светофор» |
апрель | Улитка, выпусти рога | Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали; Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик); Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. | Дидактическая игра: «Кто где живёт»; Беседа с детьми: «Что я знаю про улитку»; Словесная игра: «Он такой, как…» |
апрель | Черепаха | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи; Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. | Развивающая игра: «Кто такая черепашка»; Дидактическая игра: «Какому животному это принадлежит» |
май | На лугу насекомые | Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения; Закрепить приёмы лепки: раскатывание шара, колбаски;, сплющивание; Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку,спички;, для хоботка - зубочистки, для глаз – бусинки; Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. | Просмотр слайдов «Насекомые»; Дидактическая игра: «Отличи животное от насекомого»; Чтение рассказа о насекомых |
май | Цветик - семицветик | Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости; Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, умение пользоваться стекой. | Развивающая игра: «Цветы на лугу», Дидактическая игра: «Расскажи по цвету» |
май | Радуга - дуга | Формировать умение изображать дугообразную форму радуги и спектр цветов в ней; Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета одной толщины, разной длины прямыми движениями рук; Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. | Рассматривание картины «Разноцветная радуга» и последующая беседа; Подвижная игра: «Встань по цвету»; Развивающая игра: «Сложи по порядку» |
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 19.09.2016 - 31.05.2017 |
Продолжительность образовательного процесса | 34 недели |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | 01.01.2017г. – 11.01.2017г. |
Педагогическая диагностика | 25.05.2017г. – 31.01.2017г. |
Количество занятий | В неделю: 2 В месяц: 8 В год: 68 |
Организационно –педагогические условия реализации программы:
Программа кружка «Пластилинография» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15-20 минут. Общее количество 64 занятия. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Групповая форма работы.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные: наблюдение, показ, образец;
Словесные: беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические: показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином:
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Планируемые результаты:
- Реализация познавательной активности.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- Обогащение словаря.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
- Развивие сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
- Развитие тактильных и термических чувств пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
- Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.
Оценочные и методические материалы:
Формы контроля по кварталам:
1 квартал (ноябрь) – открытая деятельность: «Вырастала ёлка на горе»
2 квартал (февраль) - выставка пластилиновых картин
3 квартал(май) – отчётная выставка за учебный год
Критерии отслеживания усвоения программы:
Условия реализации программы:
Наличие материально – технического обеспечения:
Наглядные пособия | Материалы | Инструменты |
плакаты | бумага, картон | карандаш |
шаблоны | пластилин | |
мультимедийные слайды | декоративный материал(бусы, бисер,пуговицы и т.д) | |
иллюстрации | крупа | |
салфетки |
Список литературы:
1. Абрамова, Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры [Текст] / Л.П. Абрамова. - М.: Карапуз, 2003. – 89 с.
2. Агаян, Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры [Текст] / Г.Г. Аганян. - М.: Карапуз, 2004. – 123 с.
3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / - М.: ТЦ Сфера ,2009. – 98 с.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Скрипторий, 2003. -111 с.
5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 144 с.
6.Шницкая, И.О. Аппликация из пластилина [Текст] / И.О. Шницкая. - Д.: Феникс, 2011. – 89 с.
7.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. - 170 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...