Методическая разработка «Музыкально-ритмическая деятельность - путь к творчеству детей»
методическая разработка по теме

Музыкально-ритмическая деятельность -  яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний,  возможности детей выразить свои чувства в движении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Музыкально-ритмическая   деятельность - путь

к  творчеству  детей»

Дремина Людмила Михайловна

музыкальный руководитель МБОУ «НШ-ДС «Надежда»

г.Вязьмы Смоленской области

Психологические  особенности  детей  дошкольного  возраста  таковы, что  одновременно  с  интеллектуальным  постижением  окружающего их  мира  требуют  так  называемого  «эмоционального  насыщения». Такой  эмоциональный  комфорт  детям  могут  обеспечить  занятия  музыкальным  искусством – пение, слушание  музыки, творческая  импровизация  и  музыкально- ритмическая  деятельность.

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий,  эмоциональный  путь  передачи  музыкально-эстетических переживаний. Возможность  выразить  свои  чувства  в  движении, внимательно  слушая  музыку,  влияет  на  способность  ребенка  контролировать    свои  движения  и  делать  их  более  гармоничными.

Приобретение  первичных  ритмико-двигательных  навыков, умения  правильно    и  красиво  двигаться  приносит  ребятам  истинную  радость. При  этом  простые   и  привычные  действия  преображаются  в  танцевальные  и  становятся  имитацией    поведения  нужного  художественного  образа, который  воплощается  в  том  или  ином  виде  музыкальной  деятельности.

Обычные, всем хорошо знакомые  прыжки, приседания,  подскоки,  движения  руками,  получая  соответствующие  музыкальное  оформление,  приобретают  окраску  и  тем  самым  трансформируются  в  эмоциональные  процессы  и  становятся  для  детей  источником  эстетического  удовольствия.

Занятия ритмикой способствует  физическому  развитию  детей: совершенствуется  координация  движений,  улучшается  осанка,  повышается  жизненный  тонус,  что  создает  у  ребенка  бодрое, радостное  настроение и  благоприятно  сказывается  на состояние  организма  в    целом.

Все виды музыкально-ритмической деятельности  способствуют  правильному  выполнению  основных  движений,  повышает  их  четкость,  выразительность.  Под  влиянием  музыкально-ритмической деятельности развиваются  положительные   качества   личности  ребенка: дети  ставятся  в  такие  условия,  когда  они  должны  проявить  активность, инициативу, находчивость,  решительность. Совершенствуются  музыкально-эстетические  чувства  детей,  ребенок  встречается  с  богатым  разнообразием  музыки,  радуется  тому, что  может  движением  передать  свое  отношение  к  музыкальному  образу,  т.е.  можно  говорить  о  становлении  творческого  воображения.

              Развивается  также  познавательный  интерес. Умело  подобранные  упражнения,  пляски,  игры, воспитывают  у  детей  правильное  отношение к  окружающему  миру,  углубляют  представления  о  различных  явлениях  природы. Каждое   музыкально - ритмическое  задание  ребенку  нужно  понять,  осмыслить,  быть  внимательным,  собранным. Эта  деятельность  развивает  память,  совершенствует  творческую  активность.

             Таким  образом,  музыкально-ритмическая  деятельность  направлена  на  воспитание  у  каждого  ребенка   эстетических,  физических,  нравственных  и  умственных  качеств.  Все  это  возможно  только  при  правильной  организации  этого  процесса,  умелом  планировании  при  подборе  художественного,  доступного  репертуара.  

             Малыши  3-4 лет  чувствуют  смену  частей  в  двухчастном  произведении, а  к  концу  года  различают  трехчастную  форму,  слышат  громкую и  тихую,  разнохарактерную  музыку. Дети  способны  самостоятельно  изменять  движения  в соответствии  с  характером  музыки  (марш,  плясовая, колыбельная),  легко  передают  ритмический  рисунок (хлопками),  со  сменой  частей  и  динамики  меняют  движения. На  занятиях  с  детьми  3-4 лет  широко  используются  игровые  приемы,  которые  направляют  внимание  детей  на  восприятие  характера  музыки,  улучшают  выразительность  исполнения  движений,  активизируют  каждого  ребенка.  Это  внесение   игрушек,  различных   атрибутов  и  действие  с  ними.

             В   играх,  плясках  и  упражнениях  с  малышами  педагог  нередко  обращается  к  игровому  образу («полетели,  как  птички,  «прыгаем,  как  зайчики», «мячики», «скачем,  как  лошадки»). Создание   игровой  ситуации,  вызывает  у  детей  интерес  к  выполнению  того  или  иного  задания.

        В  работе  с  малышами  необходимо  создавать  условия,  при  которых  каждый,  воспринимая  музыкальный  образ,  самостоятельно  бы  его  передавал,  по-своему  проявляя  свое  отношение. Игры,  хороводы,  пляски  наиболее  близки  детям, именно  в  них  заключается  вероятность  первых  творческих  проявлений.

             На  шестом  году  жизни  ребенок  физически  крепнет,  становится  более  подвижным,  успешно  овладевает  основными  движениями,  у  него  хорошая  координация  движений  в  ходьбе,  в  беге,  в  прыжках.

         В  «Программе воспитания и обучения в  детском  саду» под редакцией Васильевой М.А.  выдвигаются  следующие  задачи  музыкально-ритмической  деятельности  детей   5-6 лет:

  • научить  ритмично  двигаться  в  соответствии  с  различным  характером  музыки,  динамикой,  регистрами;
  • переходить  от  умеренного  к  быстрому  или  медленному  темпу;
  • отмечать  в  соответствии  с двух и  трехчастной  формой   сильную  долю  такта,  ритмический  рисунок  в  хлопках;
  • менять  движения  фразами.  

         В   танцевальных  движениях  согласовывать  с  музыкой  приставной  шаг  с  приседанием,  движение  в  парах,  шаг  всей  ступней  на  месте  и  в  кружении,  плавное  движение  рук.

В  музыкальных  играх  учить  детей  действовать  самостоятельно,  искать  выразительные  движения,  не  подражая  друг  другу,  в  свободных  плясках  творчески  использовать  знакомые  элементы.

         Таким  образом,  дети  приобретают  музыкально-ритмические  навыки  и  навыки  выразительного  движения.  Необходимо  добиваться  не  просто  усвоения  какого-либо  движения, а  качественного  выразительного  его  исполнения.

Большое  значение  в  этом  возрасте  уделяется  упражнениям.  Они  помогают  ребенку  научиться  владеть  своим  телом,  координировать   движения,  учат пространственной  ориентировке,  укрепляют  основные  виды  движений,  способствуют    освоению  элементов  плясок,  танцев,  игр.

         В  старшей  группе  для  развития  танцевально-игрового  творчества  детям  предлагаются  творческие  задания. С  этой  целью используются фольклорный песенно-игровой,  танцевальный  материал.  

С целью  развития  танцевальных  импровизаций  хорошо  использовать  различные  переплясы.  Дети  с  большим  увлечением  соревнуются  в  нахождении  новых  сочетаний  знакомых  плясовых  движений.  К  концу  года  дети 5-6 лет имеют  большой  запас  основных  танцевальных  движений,  устойчивых  музыкально-ритмических  навыков.            «Программа  воспитания и обучения  в  детском  саду» под редакцией Васильевой М.А.  выдвигает   следующие  задачи  по  музыкально-ритмической  деятельности для детей 6-7лет (подготовительной к школе группы):

  • учить детей  выразительно  и  непринужденно  двигаться  в  соответствии  с  музыкальными  образами,  разнообразным  характером  музыки;
  • ускорять  и  замедлять  движение;
  • отмечать  в  движении  метрическую  пульсацию, акценты,  ритмический  рисунок;
  • менять  движение  в   соответствии  с  музыкальными  фразами,  самостоятельно  начинать  движение  после  музыкального  вступления.

             Необходимо  добиваться,  чтобы  у  детей  седьмого  года  жизни  движения  были  естественными,  непринужденными,  выразительными,  необходимо  выработать  активную  реакцию  на  музыку умение  эмоционально,  образно  передать  в  движениях   настроение, чувства,  ребята  должны  не  просто  передать  образ  лисы,  зайца,  медведя  отдельными  движениями,  а  уметь  показать  характер  персонажа, наиболее  яркие  его  повадки.  В  этом  возрасте  детей  знакомят  с  различными  жанрами  музыкальных  произведений  (пляска,  вальс,  полька,  марш).

В  этом  возрасте  дети  способны  самостоятельно  определить  музыку  танца  и  подобрать  соответствующий  характер  движений.

             У   детей  подготовительной  к  школе  группы  значительно  расширяется  объем  упражнений,  особенно  гимнастических  и  танцевальных.  Наиболее  сложными  из  них  являются  движения  рук,  следует  тщательно  работать  над  мягкостью, плавностью  и выразительностью  движений.  К  сложным  движениям,  требующим  длительного  времени  разучивания,    относятся  также  боковой  галоп,  пружинящий  шаг,  шаг  польки,  многие  элементы  различных  плясок.  Необходимо  научить  каждого  ребенка  не  механически  подходить  к  выполнению  разных  заданий,  не  копировать  движения  товарищей,  а  действовать  творчески,  проявить  активность    в  нахождении  новых  вариантов.

              В  работе  с  детьми  6-7лет  по  разучиванию  и  совершенствованию  музыкально-ритмических  движений  необходимо  пользоваться  разнообразными  методическими  приемами,  учитывая  возрастные  особенности  старших  дошкольников.  Методические  приемы  варьируются   в  зависимости  от  используемого  музыкально-ритмического  материала  (игра,  пляска,  упражнения,  хоровод  и т.д.),  его  содержания,  этапа  разучивания  материала,  индивидуальных  способностей  каждого  ребенка.   Все  приемы  и  методы  должны  быть  направлены  на  то,  чтобы  музыкально-ритмическая  деятельность  детей  была  исполнительской  и  творческой.

              Особое место  в  музыкально-ритмической  деятельности  уделяется  танцевальным  движениям и  разучиванию  танцев.

               Танец – это  музыкально-пластическое  искусство,  это  один  из  наиболее  эмоциональных,  доступных  и  любимых  детьми  видов  двигательной  деятельности. Танец  способствует ритмичности и координации,  моторной  памяти,  формированию  у  детей  правильной  осанки,  красивой  походки,  культуры  движений.   Систематические  занятия  соразмерно  развивают  фигуру,  могут  помочь  в  устранении  некоторых  физических  недостатков.

        Темп,  ритм,  пульс  нашей  жизни  находят  у  детей  свое  воплощение  в  движениях,  танцах.  Ритмичный  и  веселый,  спокойный  и  плавный  танец,  как  и  песня  содержит  в  себе  мысли,  чувства,  душу,  характер,  образ  и  движения.

        Детское  танцевальное творчество  носит  импровизационный  характер,  т.е. придумывание  и  исполнение  танца  происходит  одновременно.  Одним  из  главных  условий  развития  у  дошкольников  творчества  в  танце  является  осмысленное  отношение  детей  к   средствам  музыкально-двигательной  выразительности,  овладение  языком  движений  (танцевальных  и  пантомимических).  Для  этого  дети  должны  не  только  иметь  навыки  выполнения  отдельных  движений,  но  и  понимать  их  значение,  суметь  с  помощью  этих  движений  выражать  отношение и   настроение.

        На  занятиях  следует  закреплять  все  навыки, выработанные  раньше,  повторять  пройденные  движения  и  фигуры,  уточнять  освоенное  не  до  конца.

Разучивание  танцев  проводится  в  такой  последовательности:

  •   вводное  слово  педагога    (перед  разучиванием  танца  нужно  сообщить  некоторые  сведения  об  истории  его  возникновения, стиле  исполнения  в  эпоху  возникновения,  истории  костюма);
  • прослушивание  музыки  (определить  характер,  темп,  ритмический  рисунок);
  • разучивание  элементов  танца,  танцевальных  движений.

        Дети  выполняют  движения  вместе  с  педагогом,  а  затем  самостоятельно.  Движения  разучиваются  под  музыку  или  под  счет.

        Существует  несколько  методов  разучивания  танцевальных  движений.  Метод  разучивания  по  частям  сводится  к  делению  движения  на  простые  части  в  нужной  последовательности  (шаг  польки, вальса).

        Целостный  метод  разучивания  заключается  в  разучивании  движения  целиком  в  замедленном  темпе.  Этим  методом  удобно  разучивать  простые  движения.

        Для  разучивания  особенно  сложных  движений  может  быть  применено  временное  упрощение.  Затем  движение  усложняется.

        Разучивая танец,  необходимо  работать  над  движениями  рук, корпуса,  головы,  следя  за  соблюдением  гармонии  движения.

        Когда  основные  движения, рисунок  разучены  приступаем  к  соединению  их  в  танцевальную  комбинацию;  комбинации  разучиваем    и  отрабатываем.  Затем  комбинации  собираем  в  фигуры  танца,  а  фигуры  в  целый  танец.  Еще  важно  сформировать  у  детей  представление  о  танцевальном  образе.  Первое  представление   о танцевальном  образе  дети  получают,  прослушивая  музыку.  Основная  работа  над  танцевальным  образом  начинается  с  разучивания  движений  танца.

        Детям  5-7 лет  для  развития  танцевально-игрового  творчества  предлагаются  творческие  задания,  привлекается  фольклорный  песенно-игровой  материал.  С  целью  развития  танцевальных  импровизаций  хорошо  использовать  различные  переплясы.  Дети  с  большим  удовольствием  соревнуются  в  нахождении  новых  сочетаний  знакомых  плясовых  движений,  они  могут  достаточно  выразительно  передать  в  танце  характер, настроение,  проявить  артистизм  и  индивидуальность.

        Существующая  методика  музыкального  воспитания  в  детском  саду  использует  пляски  и  музыкальные  игры, композиции  которых  включают  наряду  с  танцевальными -  подражательные (изобразительные)  движения,  а  также  жесты  (прощания,  приветствия,  примирения,  приглашения  на  танец  и  др.)  Дети,  как  правило,  с  удовольствием  исполняют  такие  композиции,  так  как  в  них  можно  общаться  между  собой,  выражать  свое  отношение  друг  к  другу.  Нужно  отметить,  что  ощущается  потребность  в  специальном  обучении  дошкольников  элементам  пантомимы,  выразительности  жестов.  Например,  жесты: «прошу», «не  надо», «иди  сюда», «уходи»,  жесты  плача,  ласки,  клича (в  пространство),  шептания (на  ухо)  и  прислушивания,  освоение  которых  и  составляет  основные  «блоки»  обучения  детей  элементам  пантомимы.  Эти  движения  дополняют  положения  корпуса,  некоторые  изобразительные  движения  рук.  А  также  жесты,  выражающие  согласие,  несогласие,  приглашение,  благодарность,  приветствие  и др.

        

Упражнение «Дружба  начинается  с  улыбки» (с 4лет)

Дети   становятся  в  круг,  берутся  за  руки, смотрят  соседу  в  глаза  и  молча  дарят  ему  свою  улыбку,  самую  добрую.  Улыбаются  по  очереди.

        

Упражнение  «Комплименты»

        Дети  стоят  в  кругу,  берутся  за  руки. Глядя  в  глаза  соседу,  надо  сказать  ему  несколько  добрых  слов,  за  что-то  похвалить.  Принимающий   кивает  головой  и  говорит: «Спасибо,  мне  очень  приятно!»  Затем  он  дарит  комплимент  своему  соседу.  Упражнение  проводится  по  кругу.

        Упражнение «Тренируем  эмоции» (для  детей  с  4лет)

Попросить  ребенка:

Нахмуриться  как

-осенняя  туча;

-рассерженный  человек;

-злая  волшебница;

Улыбнуться  как:

-кот  на  солнце;

-само  солнце;

-как  хитрая  лиса;

-как  радостный  ребенок;

-как  будто  ты  увидел  чудо;

Испугаться  как:

-ребенок, потерявшийся  в  лесу;

-заяц,  увидевший  волка;

Уставать  как:

-папа,  мама  после  работы;

Отдохнуть  как:

-ребенок,  который  много  потрудился,  помог  папе,  маме.

Последовательная,  систематическая  работа  над  решением  задач  музыкально-ритмической  деятельности,  развивает  воображение  детей,  их  творческую  активность,  учит  осознанному  отношению  к  воспринимаемой  музыке,  к  эмоционально-динамическому  осмыслению  движений.  Это  осознанное  отношение  к  восприятию  музыки  наполняет  ребенка  радостью.

  Музыка  открывает  для  ребенка  богатый  мир  добра,  света  и  красоты,  учит  творческой  преобразовательной  деятельности.

Литература:

  1. «Программа воспитания  и  обучения в  детском  саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.-М.: Мозаика-Синтез, 2007г.
  2. Бекина С.И. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет),- М. Просвещение 1983;
  3. Бекина С.И. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет) - М. Просвещение 1984;
  4. Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика,- М.Глобус, 2009г.

1984

Музыка и движение : (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина, 208 с. нот. 20 см, М. Просвещение 1983

1984

Музыка и движение : ( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина, 288 с. нот. 20 см, М. Просвещение 1984

1983

Музыка и движение : (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С. И. Бекина и др., 208 с. нот 20 см, М. Просвещение 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка. Музыкально-ритмическая игра "В гости к солнышку"

Музыкально-ритмическая игра " В гости к солнышку"...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия на тему "Какие права имеют наши дети?" в подготовительной к школе группе детского сада.

В сценарии дети знакомятся со своими правами, которые им предоставляет общество. Вместе со сказочными героями дети путешествуют по  сказкам и  узнают о своих правах. Золушка, Айболит, Караба...

Методическая разработка "Планирование образовательной деятельности с использованием игрового оборудования программно-методического комплекса"Мозаичный ПАРК"

Период: 4 неделя маяТема месяца: Весна идет – навстречу лету!Тема недели: Город, в котором я живуВозрастная группа: подготовительная к школе группа...

Методическая разработка Музыкально-ритмическая игра

Цель: развитие музыкально ритмических движений у детей дошкольного возраста.         Задачи:1. Развитие двигательных навыков, умений, развитие координации, форм...

Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"

Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"...