Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"
учебно-методический материал (средняя группа)
Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodmcheskayarazrabotkamuzyikal-nyieigryi.docx | 14.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Воспитатель:Гирина.А.В.
Краснодар
2021г
Данная учебно-методическая разработка предназначена для развития ритмического восприятия у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В данном разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОО,педагогам дополнительного образования.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него. Игры можно использовать в режимных моментах, на занятиях
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ЧУВСТВА РИТМА
«ПРОГУЛКА В ЛЕС»
На ребёнка одевается шапочка зайца и предлагается пойти в лес погулять. Педагог.«Пока мы гуляем, будет стучать барабан и предупреждать нас об опасности. Когда барабан стучит громко, все спокойно - можно прыгать, а когда барабан стучит тихо, рядом медведь - надо ходить тихонечко, на носочках».
Как на горке - снег, снег, (бьём громко в барабан - ребенок скачет) Как под горкой - снег, снег. И на елке - снег, снег!
А под горкой спит медведь, (тихо ударяем в барабан - ребёнок ходит на носочках)
Тише, тише, не шуметь.
«ГРЕЕМ РУЧКИ»
Ты смотри, зима настала,
Снега выпало немало.
Ну, скорей беги за мной,
Поиграй в снежки и .. .СТОЙ.
Предлагаем детям поиграть в снежки: кидать снежки из ваты друг в друга. Говорим, что промокли рукавички. Ручки озябли, стали холодными. Предлагаем погреть ручки. Для этого сначала потрите их друг о друга ладошками. Нет, ручки не согрелись, тогда попросите детей похлопать в ладоши, тогда ручки быстрее согреются. «Мы будем греть ручки и играть».
Я похлопаю в ладошки,
Вы послушайте немножко, (педагог хлопает)
А потом вы поспешите.
И хлопки повторите,
(дети повторяют хлопки в заданном ритме).
«МАМА СПИТ»
Мама спит, она устала, Ну, и я играть не стала. Я волчка не завожу. А уселась и сижу.
Предлагаем детям поиграть: «Когда я буду стучать в бубен тихо, ходи на носочках, потому что мама спит. Когда громко - бегай. Прыгай. Потому что мама проснулась».
Усложнение: показываем карточку с танцующим ребёнком и просим детей показать, как должен «петь» бубен (громко или тихо); показываем карточку, где ребёнок идет на носочках, и просим показать, как сейчас должен «петь» бубен (тихо или громко).
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Педагог.
Сегодня к нам «пришли» в гости комнатные растения. (Показываем картинки с изображением) Давайте возьмем лейку и польём их. Когда мы поливаем, капельки поют свои песенки. Давайте послушаем их и попробуем повторить. Возьмите лейку и «полете» цветы, при этом отстукивая ритм. Просим детей повторить за нами песенку капелек.
«ВЕСЕННИЙ ДОЖДИК»
Оборудование: ширмочка, капельки из бумаги голубого цвета, барабан, палочка.
1 часть: Читаем стихотворение и одновременно в такт с чтением вместе с детьми бьём в барабан и выполняем движения:
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва, (медленные удары палочкой по барабану) А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, (быстрые удары палочкой по барабану) Мы зонты свои раскрыли, (руки в стороны)
От дождя себя укрыли. ( соединяем руки полукругом над головой)
2 часть:
Говорим: «Я капелька, я люблю петь песенки: кап-кап. Я хочу с вами поиграть. Я сейчас спрячусь за ширмочку и начну петь, если вы услышите мою песенку, то положите перед собой мой портрет (капельку из бумаги). Положите столько капелек, сколько раз вы услышите мою песенку». Педагог произносит звукоподражания, а ребёнок выкладывает перед собой столько капелек, сколько раз он услышал её песенку ( для четвертого года -от 2 до 5, для пятого года от 3 до 6)
Примеры звукоподражаний: кап, куп; кап, коп, кап; кып, кап, куп, кап, кап.
«ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ»
Предлагаем детям вспомнить, какое сейчас время года и что происходит на улице: «Пришла весна, пригрело солнышко, с крыш капает капель, поёт свои песенки, а песенки у неё разные. Давай попробуем спеть песенки весны». Отстукиваем ритмы на музыкальном треугольнике (от простого к сложному), Попросив ребёнка повторять за нами (отхлопывать или отстукивать).
«ЗОВЁМ ВЕСНУ»
Рассказываем, что наступила весна, солнышко ярко светит и греет, но иногда налетают тучки, тогда надо бежать на улицу и просить его вернуться. Скажите: «Я буду читать стихотворение и ударять в треугольник. Когда я буду ударять часто, вы бегайте по комнате, а когда редко (нечасто) -прыгайте в такт с ударами». Солнышко, ведрышко.
Выгляни в окошко! (часто ударяем по треугольнику - дети бегают)
Твои детки плачут,
По камушкам скачут! (нечасто ударяем по треугольнику - дети прыгают в соответствии с ритмом)
«КТО КАК ПОЁТ»
Рассказываем, что настала весна, снег начал таять и превращаться в воду. А вода собирается в ручейки. Ручейки веселые, озорные. И наш ручеек решил нами поиграть. Он попросил внимательно слушать то, что он скажет, и помочь ему отстукать на барабане то, что он увидел: по-ле, до-ма, тра-ва и т.д. Произносим двухсложные слова по слогам, отстукивая каждый слог на барабане. Ребенок должен повторять слова и отхлопывать слоги.
«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»
Оборудование: чашка, ложки, тарелка, кастрюля.
Сегодня мы будем играть на инструментах, но не на музыкальных. А на «домашних», и даем детям посуду.
«Вы оркестр, а я дирижер. Я буду показывать. Как играть. А вы повторяйте за мной».
Отстукиваем ритмы, а дети повторяют.
«ПОМОЖЕМ ЦВЕТОЧКАМ СПЕТЬ ПЕСЕНКУ»
Оборудование: бубен, картинки с изображением травы. Ромашки, вырезанные по контуру.
Мы водицей поливаем
Наш зеленый уголок.
Вырастай, трава густая,
Расцветай скорей, цветок.
Педагог «В нашем уголке выросли травка и цветок ромашка. Они очень любят петь песенки, но песенки у них разные. Травка поёт: «А-АА», а ромашка поёт: «АА-А». Помоги спеть им свою песенку, а то у них очень тихий голосок. Они хотят, чтобы их все услышали».
Поем песенку травки: «А-АА» и просим ребенка повторить за нами. Поем «АА-А» Ребенок должен повторить.
Усложнение: предлагаем ребенку повторить ритм, отстучав его на бубне.
«ПРИСКАКАЛ ИЛИ ПРИШЕЛ?»
Оборудование: бубен, шапочки с изображением медведей и зайцев, «волшебная палочка».
Показываем детям «волшебную» палочку, и говорим, что сегодня мы отправимся в волшебный лес. Взмахиваем палочкой и переносимся в лес. «В волшебном лесу должны жить волшебные животные». Они двигаются только под звуки бубна. Когда бубен стучит быстро, зайчики прыгают вместе с ударами, когда медленно, медведи идут вразвалку». Медведь на полянке:
Топ-топ-топ! (медленные удары в бубен)
А заинька по горочке:
Скок-скок-скок! (быстрые удары в бубен)
Дети двигаются в соответствии с темпом ударов бубна: на быстрые удары «зайчики» скачут, на медленные - по «поляне» идет «медведь».
Усложнение: на картоне нарисовать «шаги» (следы) медведя и «прыжки» (следы) зайца. Предложить детям в соответствии с текстом стихотворения «пошагать» пальчиками, как медведь, по нарисованным точкам или «поскакать», как зайчик.
Можно соотносить движения пальчиков с ударами бубна.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ.
«СНЕГ»
Снег, снег, снег кружится. Белая вся улица! Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок! Во время чтения стихотворения делаем круговые движения кистями рук. Затем предлагаем детям превратиться в снежинку - даём белые платочки или ленточки. При чтении стихотворения ребёнок выполняет движения по тексту.
«ГРЕЕМ РУЧКИ»
Ты смотри, зима настала,
Снега выпало немало.
Ну, скорей беги за мной,
Поиграй в снежки и .. .СТОЙ.
Предлагаем детям поиграть в снежки: кидать снежки из ваты друг в друга. Говорим, что промокли рукавички. Ручки озябли, стали холодными. Предлагаем погреть ручки. Для этого сначала потрите их друг о друга ладошками. Нет, ручки не согрелись, тогда попросите детей похлопать в ладоши, тогда ручки быстрее согреются. «Мы будем греть ручки и играть».
Я похлопаю в ладошки,
Вы послушайте немножко, (педагог хлопает)
А потом вы поспешите.
И хлопки повторите, (дети повторяют хлопки в заданном ритме).
«МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ "
Оборудование: бубен, шапочки с изображением медведей и зайцев, «волшебная палочка».
Показываем детям «волшебную» палочку, и говорим, что сегодня мы отправимся в волшебный лес. Взмахиваем палочкой и переносимся в лес. «Вот закончилась зима, пробуждается земля. и медведь в лесу проснулся. после спячки потянулся. зайчик вышел погулять. В волшебном лесу должны жить волшебные животные». Они двигаются только под звуки бубна. Когда бубен стучит быстро, зайчики прыгают вместе с ударами, когда медленно, медведи идут вразвалку». Медведь на полянке:
Топ-топ-топ! (медленные удары в бубен)
А заинька по горочке:
Скок-скок-скок! (быстрые удары в бубен) Дети двигаются в соответствии с темпом ударов бубна: на быстрые удары «зайчики» скачут, на медленные - по «поляне» идет «медведь». Усложнение: на картоне нарисовать «шаги» (следы) медведя и «прыжки» (следы) зыйца. Предложить детям в соответствии с текстом стихотворения «пошагать» пальчиками, как медведь, по нарисованным точкам или «поскакать», как зайчик.
Можно соотносить движения пальчиков с ударами бубна.
«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»
А в эту музыкальную игру можно играть в любое время года!
Оборудование: чашка, ложки, тарелка, кастрюля.
Сегодня мы будем играть на инструментах, но не на музыкальных. А на «домашних», и даем детям посуду.
«Вы оркестр, а я дирижер. Я буду показывать. Как играть. А вы повторяйте за мной».
Отстукиваем ритмы, а дети повторяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как педагогическое средство всестороннего развития дошкольника
В статье представлены функции игры в педагогическом процессе, виды игр, педагогические условия для проведения игры с ребенком...
Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.
В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....
Логические игры и упражнения как средство математического развития дошкольников
В статье описывается роль логических игр в математическом развитии дошкольников....
Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"
Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....
памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"
рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...
Игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольников
Среди подвижных и спортивных игр особое место занимают игры с мячом. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную....
Дидактические игры и пособия - как средство всестороннего развития дошкольников.
29 марта в нашем детском саду проходил форум PROОбразование, на котором я поделилась с коллегами своими методическими находками и разработками на тему "Дидактические пособия как средство всесторо...