«Портфолио педагога ДОУ - творческая форма развития компетентности»
методическая разработка по теме
Структура портфолио педагога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_pedagoga_kak_tvorcheskaya_forma_razvitiya_kompetentnosti_pedagoga.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портфолио педагога как творческая форма развития компетентности педагога»
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями.
Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце XX века идея применения портфолио в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нём один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос внешней экспертизы на самооценку.
Понятие портфолио различно, чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности, однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что этот способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.
Причем, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Цель портфолио:
Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Портфолио предназначается для:
- самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации)
Основные принципы формирования и ведения Портфолио:
- Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
- Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
- Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
- Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
- Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Классификация моделей.
По принадлежности (авторству)
- По направленности
- По целеполаганию
- По времени создания
- По оформлению
- По содержанию
По принадлежности (авторству) – портфолио как показатель достижений:
- Портфолио дошкольника;
- Портфолио педагога;
- Портфолио дошкольного учреждения;
- Портфолио семьи;
- Портфолио коллектива ( детского, педагогического, творческого).
По направленности:
Портфолио – собственность – сбор материала для себя;
- Портфолио – отчет – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы.
По целеполаганию - портфолио как отражение поставленных задач:
- портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
- аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ;
- накопительный – содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др., для её дальнейшей обработки и систематизации;
- тематический – отражает опыт деятельности педагога, ДОУ, коллектива в рамках определенной темы;
- проблемный – предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога, ДОУ, отражает цели, процесс и результаты решения поставленной проблемы;
- оценочно –диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
- конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
- рефлексивный- демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.
По времени создания:
- краткосрочный;
- среднесрочный;
- долгосрочный.
Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов, необходимости.
По оформлению:
- печатный вариант – в виде папок, карточек, портфелей;
- электронное портфолио;
- раскраска – странички ксерокопитуются, предлагаются детям для раскрашивания.
Портфолио – это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при едином требовании – удобство хранения
По содержанию:
- портфолио документов – сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения;
- портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.;
- портфолио отзывов – характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и её результатов;
- комплекс материалов.
Требования к оформлению портфолио
- систематичность и регулярность;
- полнота и конкретность представленных сведений;
- структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- презентабельность.
Структура портфолио.
- Портрет.
Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.
- Коллектор.
Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом деятельности автора.
- Рабочие материалы.
Копилка различных видов работ, выполненная самим автором портфолио.
- Достижения.
Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио демонстрируют его прогресс в развитии.
Алгоритм работы над портфолио
- Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определить вид портфолио.
- Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
- Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
- Презентация портфолио.
Аттестационное портфолио
В период подготовки к аттестации целесообразно оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Можно по желанию включать разные рубрики, которые, наиболее ярко покажут профессионализм, творчество.
Примерное содержание:
Портрет
- Общие сведения о педагоге Фамилия, имя, отчество, год рождения
- Презентации Автобиография;
- Резюме;
- Эссе «Моя педагогическая философия»
- Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога):
- Образование: ВУЗ (копии документов)
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность)
- Повышение квалификации – учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)
- Наличие учёных и почётных званий и степеней.
- Аттестация Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат
Коллектор
Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым:
- Образовательные программы и комплекты учебно-методической литературы;
- Используемые образовательные технологии;
- Средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- Тематические подборки литературы;
- Списки прочитанных за год книг с аннотациями.
Рабочие материалы
- Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога
- Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;
- Конспекты (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.
- Участие в методической работе ДОУ (организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.)
- Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.) ;
- Аудио- видеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.
- Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)
- Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;
- Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.
- Участие в конференциях и семинарах (Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия);
- Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.
- Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ
- Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.
- Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.
- Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.
- Другие документы.
Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)
- Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.
- Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях
- Копии дипломов различных конкурсов
- Подготовка воспитанников к участию в конкурсах Победители конкурсов, соревнований и др. Копии дипломов, грамот, полученных детьми.
- Отзывы детей, коллег, родителей и др.
- Диагностика Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
Материалы аттестационного портфолио можно оформить в виде таблиц, например,
Самообразование
Программа самообразования
Тема самообразования
Цель
Задачи
Содержание
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | |||||
Организационный | |||||
Этап реализации | |||||
Итогово-обобщающий |
Курсы повышения квалификации
№ | Курсы повышения квалификации, семинары (указать вид, тему) | Место обучения | Результат (полученное свидетельство, удостоверение, сертификат, др.) | Количество часов | Сроки |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении курсовой подготовки
Аттестация
Должность | Имеющаяся квалификационная категория | Форма аттестации | Присвоенная квалификационная категория | Дата аттестации | Срок следующей аттестации |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении аттестации (заявление на аттестацию, представление на должность, аттестационный лист).
Достижения (грамоты, благодарности, награды, звания, др.)
№ | Название документа | Содержание | Кем выдан | Когда выдан |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о достижениях педагога (специалиста).
Распространение опыта
Выступления на семинарах, конференциях, методических объединениях и др.
№ | Дата, место | Название мероприятия, уровень (муниципальный, региональный, др.) | Тема выступления | Категория слушателей |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются материалы выступлений, тексты докладов на семинарах, МО и др.
Публикации
№ | Наименование работы (ее вид) | Выходные данные издания | Соавторы | Объём (кол-во стр.) |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются тексты публикаций.
Авторские рабочие программы
№ | Название программы | Базовая программа (на основании какой программы разработано) | Адресат (указать, для кого предназначена программа, возраст детей) | Год составления (написания) программы |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются программы.
Конспекты открытых занятий с самоанализом
№ | Дата | Тема занятия | Вид занятия (коррекционно-развивающее, тренинг, др.) | Адресат (возраст детей) | Категория слушателей (для кого показывали) |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются конспекты занятий с самоанализом, отзывы о проведении занятий.
Методические разработки
№ | Название методических разработок | Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) | Адресат (кому предназначены) | Год разработки |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
Мультимедийные разработки (презентации)
№ | Название методических разработок | Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) | Адресат (кому предназначены) | Год разработки |
1. |
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
Участие в инновационной деятельности (проблемные, творческие группы)
№ | Время работы | Направления работы (вид, название) | Результат |
1. |
Педагогический портфель
Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его – сформировать банк данных о нём. Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал
Содержание
- Визитная карточка (Информация о педагоге)
- Повышение уровня педагогической квалификации (Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.)
- Диагностика профессионального мастерства педагога (Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников)
- Педагогическая копилка (Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудио- и видеоматериалы, фотографии)
- Показатели в работе (Награды, поощрения, сертификаты)
- Отзывы (Заключения, рецензии, резюме)
Портфолио ДОУ
Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.
Портфолио ДОУ отражает достижения ДОУ за определённый период.
Содержание
- Информационно-аналитические материалы.
- Сведения об инновационной деятельности
- Участие педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях.
- Документы, подтверждающие участие детей в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, выставках, проводимых в ДОУ, городе, области, России
- Публикации материалов из опыта работы педагогов в городских, областных, всероссийских изданиях.
- Сведения о наградах (или копии наградных свидетельств) .
- Фотоматериалы
- Видеоматериалы
- Результаты диагностики детей по освоению Программы
- Отзывы, пожелания коллег, родителей, публикации материалов о деятельности детского сада в СМИ.
Портфолио Семьи
Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям
систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.
Рубрики
- Портрет Герб семьи
- Генеалогическое древо
- Семейные традиции
- Коллектор «Советы» - статьи, публикации
- Рабочие материалы История семьи в картинках
- Наши увлечения
- Достижения
- Наши успехи
Полезные ссылки
- "Национальный конкурс Портфолио учителя" http://rkodm.chita.ru/file/konkurs/pologenie_nazional_ticher2.htm (рус.)
Примеры портфолио учителей. Лучшие портфолио, выдвигаемые на премию Президента Российской Федерации. - "Методический центр "Развивающее обучение"" http://www.centr-ro.ru/opt/bak_06.html (рус.)
Наиболее типичные ошибки при составлении портфолио. Назначение портфолио. - ""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ" http://portfolio.1september.ru/index.php (рус.)
Здесь можно ознакомиться с общими требованиями к составлению портфолио, посмотреть примеры. Имеется литература в помощь для создания портфоли - Портфолио педагога http://buryatia.fio.ru/work/29/PolyanskyaTV/main.htm (рус.)
Назначение портфолио. Его составляющие. - "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов" http://libraryschool.narod.ru/gazeta/volna/ayhac_4.htm (рус.)
На данном сайте представлены приблизительные разработки портфолио. Освещены вопросы: "С чего нужно начать, какие материалы использовать?« - 6."Библоитечно-информационный центр" http://bookoliki.gmsib.ru/library/index.php?resource=10178&id_site=11 (рус.)
Примеры составления портфолио. Актуальные вопросы. Методические указания. - 7. "Информационный сайт" http://www.yubileyny.ru/index.php?id=news&sub=2005/050820/050820j (рус.)
Значение слова "портфолио". Особенности. Назначение. - 8. "Конференция" http://www.acis.vis.ru/9/1_6/birukova.htm (рус.)
Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии.
Литература
- Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. «Портфолио в ДОУ» - ООО « Издательство «Скрипторий 2003», 2008 год, г. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...
Творческая форма развития корпоративной культуры в ДОУ: театрализованный концерт "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! "
В современном трудовом коллективе вопрос о повышении мотивации к выполнению непосредственных трудовых обязанностей сегодня наиболее актуален.Корпоративная культура формирует определенный имидж организ...
Деятельностный подход как ведущая форма развития родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А.
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит пробле...
«Аттестация. Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ компетентности педагога»
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...
Мастер-класс как эффективная форма развития технологической компетентности педагогов ДОО во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.
Одной из эффективных форм работы с педагогами является мастер-класс. Об особенностях его организации и проведения рассказывается в данном материале....
Онлайн - консультация по теме: «Аттестация. Электронное портфолио - как творческая форма развития ИКТ компетентности педагога»
В рамках моего выступления, я предложу вам свои рекомендации о том, как создать электронное портфолио педагога....
Семейный клуб "Доверие" как форма развития родительской компетентности
Описание опыта работы...