Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике на тему

Гришанова Галина Ивановна

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?                                                                             

                                                                                                                       Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.i.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школа родителей

как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и

образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

                                             Гришанова Галина Ивановна,

                                             воспитатель по труду,

                                             высшая квалификационная категория

                                             Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

                                             «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

                                             с ограниченными возможностями здоровья»,

                                             г.Нижнекамск

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?                                                                              

                                                                                                                       Л.Н.Толстой

В настоящее время государственные образовательные учреждения перешли на новые стандарты образования. Введение единого Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) открывает новые возможности для активизации работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Так, одна основных из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.п. 1.6).

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. По данным медико статистического анализа в Татарстане проживает  более 15 тысяч    детей-инвалидов. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.

          Сегодня особую актуальность приобрела социальная поддержка и психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2009: «Одним из приоритетных направлений … является организация обучения родителей (или законных представителей) или родственников (далее – родители) детей-инвалидов методикам и технологиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми…». Часто особая позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к тому, что значительная часть родителей  проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность воспитания, обучения, приспособленность  семьи к жизни. Они не готовы и не  способны изменяться во времени и изменять условия своей жизни, а, следовательно, и социализацию.

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребенка-инвалида, являются:

•        воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

•        заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

•        вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

•        вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

•        постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются, интересы семьи сосредоточены на инвалиде.  Родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям.

Школа родителей в МАУО «Надежда» как форма взаимодействия с родительской общественностью ставит своей целью активизацию родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-реабилитационной работе с детьми и повышение адаптивности семьи.

При проведении «Школ родителей» мы используем различные методы:

информационные стендовые материалы; устные  сообщения, родительские собрания, семинары-практикумы,  лекции-диалоги, круглые столы, деловые  игры, детско-родительские мероприятия.

        При организации школы родителей  применяются следующие формы работы:

•        Первичная беседа, анкетирование;

•        Консультация, в т. ч. рекомендации по реализации индивидуальной программы развития, оценка уровня развития ребенка;

•        Индивидуальное занятие;

•        Фронтальное занятие;

•        Групповое занятие.

Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Педагоги, психологи, медицинские работники нашего учреждения  помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть. Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Школа родителей проводится не реже 2-х раз в месяц.

Родители объединяются, исходя из возраста детей, диагноза и интересов. Время и дата обсуждается дополнительно.

План мероприятий обучения родителей составляется совместно специалистами образовательного учреждения и педагогами МАУО «Надежда» и опирается на запросы родителей, поэтому перед составлением планирования очередной «Школы» проводится  анкетирование семей детей-инвалидов. Анкетирование помогает выявить наиболее трудные в психологическом и педагогическом плане моменты в жизни семей, определение приоритетных направлений для рассмотрения их с родителями.

На семинарах-практикумах с родителями рассматриваются вопросы, как психологического содержания,  так и педагогического. Родителей волнуют: психологические кризисы детского возраста, страхи, магические «можно и нельзя», психологические правила занятий с ребенком дома, психологическая подготовка детей с ОВЗ к школе. Для родителей детей раннего возраста важно правильно формировать предметно-практическую деятельность, о которой по этапам дефектолог расскажет и научит,  как сформировать сенсорные эталоны (цвет, величина, форма). Часто наши школы проводятся в виде деловых игр, родители разучивают и практически воспроизводят игры, которые лечат, поют песенки, которые будут петь с детьми дома. На  занятиях родители практикуются в лепке соленым тестом, что можно из него слепить с ребенком дома, какие картины можно сделать из рваной бумаги, жатой бумаги, какие игрушки можно сделать на скорую руку «Игрушки из кармана».

Родителей знакомим с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, и даем рекомендации,  как осуществлять работу в домашних условиях.

Примерные темы бесед и занятий с родителями:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.

2. Поведение «особых»  детей.

3. Учимся играть и общаться.

4. Десять психологических правил занятий с ребенком дома.

5..Игра – это искусство, которому надо учиться.

6..Речевые  и пальчиковые игры для малышей.

7Основные приемы логопедического массажа лица ребенка.

8.Игры, которые лечат (работа над дыханием)

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.

Литература:

1.Виноградова А. В. Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015г.

2.Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...