Семейный клуб "Доверие" как форма развития родительской компетентности
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»
Пушмина Кристина Геннадьевна, воспитатель
Семейный клуб «Доверие» как форма развития родительской компетентности
Согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя, способного развивать компетенции своего ребенка. Понимание значения семьи ставит перед нами вопрос о готовности родителей к воспитанию детей, об уровне их педагогической компетентности.
В связи с этим актуальной является проблема повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Выстраивая взаимодействия с родителями, педагоги используют как традиционные формы (родительские собрания, лекции, круглые столы, мастер-классы), так и внедряют современные формы — такие как дистанционное взаимодействие, квесты, деловые игры и т. п. Но современные родители требуют и современных подходов к этому взаимодействию.
Одной из таких инновационных форм на сегодняшний день является семейный клуб. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Для того что работа клуба проходила наиболее эффективно, важно учитывать запросы и потребности родителей. Для этого был проведён опрос родителей средней группы №6.
Мы выявляли, на сколько развит когнитивный, эмоциональный и поведенченский компоненты. Для этого мы выбрали опросник «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой.
Результаты исследования показали что когнитивный компонент развит на низком уровне. Так 60 % родителей – не знают индивидуальных особенностей детей и не стараются их узнать, ссылаясь на занятость. 30% – осознают, что им не хватает знаний и пытаются их пополнить через интернет источники или педагогическую литературу и только 10% – имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента.
Эмоциональный компонент так же развит на низком уровне у 50 % родителей, 20% имеют высокий уровень – они могут контролировать себя при общении с детьми. 30 % – проявили себя на среднем уровне.
Поведенческий компонент оказался на высоком уровне лишь у 10 % родителей, 40 % – показали средний уровень, 50 % не умеют общаться с ребёнком адекватно, слишком строги или наоборот, все позволяют ему, т.е. на низком уровне.
На основании полученных данных была разработана программа семейного клуба «Доверие».
Работа семейного клуба проводится 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. Привлечённые специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Срок реализации проекта: долгосрочный – 2 года (с сентября 2020 года по май 2022 года).
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители средней группы №6
Цель проекта: развитие педагогической компетентности родителей в процессе деятельности семейного клуба.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
2.Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
3. Пропагандировать положительный опыт работы семейного воспитания;
4. Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
5. Сплотить родительский коллектив;
Работа клуба строится по трем блокам:
1 блок информационный.
По запросам родителей в информационном блоке задействовано следующее содержание:
Информационные буклеты; консультации традиционные и в онлайн формате; панельная дискуссия; онлайн лектории; кейс технология; родительские чтения; сетевое взаимодействие.
2 блок практический
В данный блок входят активные формы взаимодействия с родителями :
Деловая игра; квест игра; мастер классы; практикумы; встречи с интересными людьми; родительские вечера.
3 блок Личностный
Данный блок направлен на самоанализ себя как родителя. Для этого использованы различные рефлексивные приёмы и методики:
Сочинение в дистанционном формате « какой я родитель»; письмо к моему ребенку; методика «Линия жизни»; портрет идеального родителя; методика «Неоконченное предложение»; блиц опрос; анонимный совет.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа клуба в основном строится в онлайн формате. Но не стоит забывать что живое общение нельзя заменить виртуальным.Большую роль при общении в живую играют невербальные языковые средства: жесты, мимика, так как мы не только слышим собеседника, но и видим его, а поэтому сразу реагируем на его радость, боль, страдание, счастье.
В мае 2022 мы подводим итоги работы над проектом, определяем перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.
Выводы:
Подводя итоги хочется ещё раз подчеркнуть что семейный клуб это форма свободного общения родителей и педагогов, которая строится на доверии, взаимопонимании и уважении.
В результате работы клуба у родителей повысилась педагогическая компетентность. Сформировались определённые модели поведения со своим ребёнком. Благодаря тому, что родители самостоятельно искали материал для проведения очередного заседания клуба, у них повысился уровень необходимых знаний и умений, появилось позитивное мышление, помогающее им преодолевать трудности во взаимоотношениях со своими детьми, трудности в воспитании детей.
Доклад по данной теме можно посмотреть по ссылке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития родительской компетентности
В программе представлены занятия для работы с родителями, которые хотят ответить на вопросы "Какой я родитель?", "В каком направлении я двигаюсь?", "Что и как я могу изменить к лучшему в общении со св...
Деятельностный подход как ведущая форма развития родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А.
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит пробле...
«Аттестация. Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ компетентности педагога»
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...
Мастер-класс как эффективная форма развития технологической компетентности педагогов ДОО во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.
Одной из эффективных форм работы с педагогами является мастер-класс. Об особенностях его организации и проведения рассказывается в данном материале....
«Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности ДОУ и школы»
Повышение родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе....
Онлайн - консультация по теме: «Аттестация. Электронное портфолио - как творческая форма развития ИКТ компетентности педагога»
В рамках моего выступления, я предложу вам свои рекомендации о том, как создать электронное портфолио педагога....
Статья Эффективные формы развития игровой компетентности педагога
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А. Сухомлинский...