Мастер-класс как эффективная форма развития технологической компетентности педагогов ДОО во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.
учебно-методический материал по физкультуре
Одной из эффективных форм работы с педагогами является мастер-класс. Об особенностях его организации и проведения рассказывается в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_master-klass.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс как эффективная форма
развития технологической компетентности педагогов ДОО
во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.
Дошкольное учреждение и семья –две основные социальные структуры, которые, главным образом, определяют уровень здоровья ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Инструктор по физкультуре в силу специфики своей работы участвует в организации взаимодействия с родителями посредством взаимодействия с воспитателями. Как бы тесно мы не сотрудничали с родителями, без воспитателей привлечь родителей к активному сотрудничеству и взаимодействию по формированию основ ЗОЖ мы не сможем. Мы разрабатываем общую стратегию, а воспитатели доносят до родителей информацию. Поэтому очень важно вооружить воспитателей необходимыми знаниями в вопросах приобщения детей к ЗОЖ. Теми знаниями, которыми они смогут поделиться с родителями.
Одной из наиболее эффективных форм распространения педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Часто под мастер-классом понимают мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Исходя из этих определений, можно отметить, что мастер-класс имеет несомненные преимущества перед другими формами профессионального обучения. Основное его преимущество — уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.
Мастер-класс– это эффективная активная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс — одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения. Мастер-класс — двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю — главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).
Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его участников, а значит эта форма практикоориентированная и компетентностно ориентирована.
Цель п р о в е д е н и я мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
З а д а ч и м а с т е р - к л а с с а :
▪ создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
▪ продемонстрировать и обобщить опыт работы по определенной теме;
▪ передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
▪ совместно изучить методические подходы и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
▪ разработать авторские модели в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);
▪ оценить собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса;
▪ оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Проводя мастер-класс, педагог не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Успешное освоение темы происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников. В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса стоит реальная практическая задача — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта.
Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит и сам процесс, и его результат:
∙ равенство всех участников — мастер не должен быть над «учениками»;
∙ заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
∙ сравнение результатов без духа соревновательности;
∙ безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
∙ методически грамотное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.
Перед проведением мастер-класса необходима определенная подготовка. Это может быть ряд консультаций или семинар, или задание найти информацию по определенной теме.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
- Выделение проблемы - системообразующий элемент мастер-класса. Проблема должна волновать, быть интересной. Продумать способ подачи данной проблемы. Просто сообщение – скучно. Можно актуализировать проблему в виде интересного вопроса, исходя из темы мастер-класса, например, «Что вы знаете о зарядке?», или «Интеллект и движение – несовместимы?». Можно сформулировать в виде сценки или видеоролика, демонстрирующего, например, результаты неутешительного анкетирования. Здесь все зависит от творчества и фантазии педагога.
- Актуализация знаний в данной проблемной плоскости. Дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.
- Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться тем, кто проводит мастер-класс, образовываться стихийно, по инициативе участников).
Можно и нужно корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Можно разбить задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
- Работа с материалом
- Представление результатов деятельности участников мастер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
- Рефлексия — последний и обязательный этап — обсуждение и корректировка результатов работы, отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:
- Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
- Создание условий для включения всех в активную деятельность.
- Постановка проблемной задачи и решение ее.
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал всех участников мастер-класса.
- Формы, методы, технологии работы ПРЕДЛАГАЮТСЯ, а не навязываются участникам.
- Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
- Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие двигательного творчества посредством детских песен»
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов в развитии двигательного творчества дошкольников.
Задачи:
- Вовлечь педагогов в работу по развитию у детей двигательного творчества посредством использования детских песен
- Познакомить с видами «обыгрывания» детских песен
- Мотивировать к самостоятельному созданию двигательных комплексов вместе с детьми и применению их в ежедневной работе
- Внедрять полученные знания в работу с родителями по приобщению детей к основам ЗОЖ
Ход мастер-класса:
1.Выделение проблемы.
Часто в работе с родителями педагоги жалуются на нежелание родителей приходить на собрания, участвовать в мероприятиях и т.п. Обучающие мероприятия для них скучны. Много информации они черпают в интернете. С играми они, как им кажется, ознакомлены, правила ЗОЖ им известны. Словом, ничего нового мы им сообщить не можем.
Предложите им стать волшебниками, сказочниками, и вместе с детьми создавать свои сказки! Пусть у них будут свои персонажи, такие, каких они хотят увидеть! В этом нам поможет двигательное творчество. О комплексах физических упражнений по сказкам всем давно известно. Ритмическая, сюжетно-образная гимнастика – это интересно и увлекательно! Но… Комплексы надо разучивать, искать необходимую музыку. Иногда встречаются упражнения непонятные. Предложите самим придумать комплексы по любой детской песенке.
2. Актуализация. Занимаясь сюжетно-образной гимнастикой с детьми, я поняла, что детям интересно самим придумывать движения. Сначала попробовали под музыку придумывать движения, а затем под песенку из мультфильма «Львенок и Черепаха» мы с детьми придумали целый комплекс. Ребята с удовольствием придумывали и показывали, как лежит Львенок, что делает Черепаха. Это стало отправной точкой. Результат – 17 комплексов на разные детские песни, которые я использую на занятиях и досугах. В процессе работы по данной теме, сложилась своеобразная классификация песенок по возможностям их «проигрывания».
1. Песни, которые способствуют развитию чувства ритма. Это песни с четким ритмическим рисунком. Здесь главное – услышать ритмический рисунок и найти интересный способ его повторить. Кстати в паре со своим ребенком это сделать гораздо проще, чем с детьми всей группы. Как это можно сделать? С помощью хлопков, топота, соединения хлопков и топота, шагов и т.д.
Когда можно использовать данные комплексы? (На физминутках и динамических паузах)
Пример «Дождик». «Там на неведомых дорожках».
2. Песенки с сюжетом, с героями, которых можно изобразить. Здесь важно, чтобы ребенок был знаком со сказкой, знал сюжет. Для создания комплекса важно обсудить образы и возможные движения. «Львенок и Черепаха».
3. Песенки- эмоции. Их тоже можно изобразить, если включить фантазию. «Песенка Леопольда».
Демонстрация комплексов (1 куплет).
3. Работа в группах. Составление комплекса «В город Изумрудный».
4. Представление комплекса.
5. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...
Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...
Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.
Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...
Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Актуальность заключается в том, что необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...
Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"
Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...
Презентация Мастер-класс «Web –квест - эффективная форма работы с семьей»
Квест с англ. «quest» — поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос. Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информ...
Статья Эффективные формы развития игровой компетентности педагога
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А. Сухомлинский...