Мастер-класс как эффективная форма развития технологической компетентности педагогов ДОО во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.
учебно-методический материал по физкультуре

Качалкина Лариса Николаевна

Одной из эффективных форм работы с педагогами является мастер-класс. Об особенностях его организации и проведения рассказывается в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_master-klass.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс как эффективная форма

развития технологической компетентности педагогов ДОО

во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.

Дошкольное учреждение и семья –две основные социальные структуры, которые, главным образом, определяют уровень здоровья ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

Инструктор по физкультуре в силу специфики своей работы участвует в организации взаимодействия с родителями посредством взаимодействия с воспитателями. Как бы тесно мы не сотрудничали с родителями, без воспитателей привлечь родителей к активному сотрудничеству и взаимодействию по формированию основ ЗОЖ мы не сможем. Мы разрабатываем общую стратегию, а воспитатели доносят до родителей информацию. Поэтому очень важно вооружить воспитателей необходимыми знаниями в вопросах приобщения детей к ЗОЖ. Теми знаниями, которыми они смогут поделиться с родителями.

Одной из наиболее эффективных форм распространения  педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Часто под мастер-классом понимают мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Исходя из этих определений, можно отметить, что мастер-класс имеет несомненные преимущества перед другими формами профессионального обучения.  Основное его преимущество — уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.

Мастер-класс– это эффективная активная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс — одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения. Мастер-класс — двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю — главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).

Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его участников, а значит эта форма практикоориентированная и компетентностно ориентирована. 

Цель п р о в е д е н и я мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

З а д а ч и  м а с т е р - к л а с с а :

создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

продемонстрировать и обобщить опыт работы по определенной теме;

передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместно изучить методические подходы и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

разработать авторские модели в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);

оценить собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса;

оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Проводя мастер-класс, педагог не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Успешное освоение темы происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников. В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса стоит реальная практическая задача — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта.

Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит и сам процесс, и его результат:

равенство всех участников — мастер не должен быть над «учениками»;

заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;

сравнение результатов без духа соревновательности;

безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

методически грамотное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.

Перед проведением мастер-класса необходима определенная подготовка. Это может быть ряд консультаций или семинар, или задание найти информацию по определенной теме.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • Выделение проблемы - системообразующий элемент мастер-класса. Проблема должна волновать, быть интересной. Продумать способ подачи данной проблемы. Просто сообщение – скучно. Можно актуализировать проблему в виде интересного вопроса, исходя из темы мастер-класса, например, «Что вы знаете о зарядке?», или «Интеллект и движение – несовместимы?». Можно сформулировать в виде сценки или  видеоролика, демонстрирующего, например, результаты  неутешительного анкетирования. Здесь все зависит от творчества и фантазии педагога.
  • Актуализация знаний в данной проблемной плоскости. Дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.
  • Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться тем, кто проводит мастер-класс, образовываться стихийно, по инициативе участников).

Можно и нужно корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Можно  разбить задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

  • Работа с материалом
  •  Представление результатов деятельности участников мастер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
  • Рефлексия — последний и обязательный этап — обсуждение и корректировка результатов работы, отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал всех участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы ПРЕДЛАГАЮТСЯ, а не навязываются участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.


Мастер-класс для воспитателей

«Развитие двигательного творчества посредством детских песен»

Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов в развитии двигательного творчества дошкольников.

Задачи:

  • Вовлечь  педагогов в работу по развитию у детей двигательного творчества посредством использования детских песен
  • Познакомить с видами «обыгрывания» детских песен
  • Мотивировать к самостоятельному созданию двигательных комплексов вместе с детьми  и   применению их в ежедневной работе
  • Внедрять полученные знания в работу с родителями по приобщению детей к основам ЗОЖ

           

Ход мастер-класса:

1.Выделение проблемы.

Часто в работе с родителями педагоги жалуются на нежелание родителей приходить на собрания, участвовать в мероприятиях и т.п. Обучающие мероприятия для них скучны. Много информации они черпают в интернете. С играми они, как им кажется, ознакомлены, правила ЗОЖ им известны. Словом, ничего нового мы им сообщить не можем.

Предложите им стать волшебниками, сказочниками,  и вместе с детьми создавать свои сказки! Пусть у них будут свои персонажи, такие, каких они хотят увидеть! В этом нам поможет двигательное творчество. О комплексах физических упражнений по сказкам всем давно известно. Ритмическая, сюжетно-образная гимнастика – это интересно и увлекательно! Но… Комплексы надо разучивать, искать необходимую музыку. Иногда встречаются упражнения непонятные. Предложите самим придумать комплексы по любой детской песенке.

2. Актуализация. Занимаясь сюжетно-образной гимнастикой с детьми, я поняла, что детям интересно самим придумывать движения. Сначала попробовали под музыку придумывать движения, а затем под песенку из мультфильма «Львенок и Черепаха» мы с детьми придумали целый комплекс.  Ребята с удовольствием придумывали и показывали, как лежит Львенок, что делает Черепаха. Это стало отправной точкой. Результат – 17 комплексов на разные детские песни, которые я использую на занятиях и досугах. В процессе работы по данной теме, сложилась своеобразная классификация песенок по возможностям их «проигрывания».

1. Песни, которые способствуют развитию чувства ритма. Это песни с четким ритмическим рисунком. Здесь главное – услышать ритмический рисунок и найти интересный способ его повторить. Кстати в паре со своим ребенком это сделать гораздо проще, чем с детьми всей группы. Как это можно сделать? С помощью хлопков, топота, соединения хлопков и топота, шагов  и т.д.

Когда можно использовать данные комплексы? (На физминутках и динамических паузах)

Пример «Дождик». «Там на неведомых дорожках».

2. Песенки с сюжетом, с героями, которых можно изобразить. Здесь важно, чтобы ребенок был знаком со сказкой, знал сюжет. Для создания комплекса важно обсудить образы и возможные движения. «Львенок и Черепаха».

3. Песенки- эмоции. Их тоже можно изобразить, если включить фантазию. «Песенка Леопольда».

Демонстрация комплексов (1 куплет).

3. Работа в группах. Составление комплекса «В город Изумрудный».

4. Представление комплекса.

5. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.

Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...

Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Актуальность заключается в том, что  необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...

Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"

Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...

Презентация Мастер-класс «Web –квест - эффективная форма работы с семьей»

Квест с англ. «quest» — поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос. Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информ...

Статья Эффективные формы развития игровой компетентности педагога

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А. Сухомлинский...