Деятельностный подход как ведущая форма развития родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А.
статья по коррекционной педагогике

Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности и может оказывать им необходимую помощь в воспитании.Решение данной проблемы для повышения родительской компетентности я нашла в использовании деятельностного подхода, который способствует установлению более тесных доверительных контактов между детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход как ведущая форма формирования (развития) родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А. 

Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности и может оказывать им необходимую помощь в воспитании.

В практике работы образовательных организаций, по мнению Дороновой Т. Н. и др.,  сложились формы работы с родителями по повышению их родительской компетентности, но в большинстве своем направлены на информационную составляющую компетентности, на преобладание монологической ориентации в общении педагогов с родителями, впрочем, аналогичная ситуация наблюдалась и в нашем ДОУ.  Решение данной проблемы для повышения родительской компетентности я нашла в использовании деятельностного подхода, который способствует установлению более тесных доверительных контактов между детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья». Родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.  

Я стараюсь сделать родителей своими партнёрами, привлекая их к активному участию в воспитательно- образовательном процессе, даю возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы.

Китайские мудрецы говорят: "Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь". Стандарты нового поколения и есть тот инструмент, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу» через овладения универсальными учебными действиями. Именно в действии рождается знание. Таким образом, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений развития образования во всём мире.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -детский сад комбинированного вида № 95 посещают дети с разной зрительной патологией, с различной степенью тяжести. Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), у части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей- дети с остротой зрения 0,05 до 0.4. Они  могут работать с помощью зрения  при соблюдении определённых гигиенических требований.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций- световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всём этом  у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трёх нарушений развития (зрения и речи, зрения- речи- психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

           Дети с нарушением зрения и их родители нуждаются в специальной помощи, суть которой заключаются в её комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагога и родителей. Конфуций говорил: «Скажи мне – и я может быть, услышу. Покажи мне – и я может быть, запомню. Вовлеки меня – и я пойму».  Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого тифлопедагогом проводятся для них мастер- классы, открытые мероприятия для родителей. Предлагаю вам фрагмент видео одного из мастер-класса для родителей, где родители сами на себе ощутили особенности своих детей, в чём состоит нарушение зрения ребёнка.  Конечно, я могу сказать, что у ребенка «выпадение центрального поля зрения вследствие отслойки сетчатки», но чаще всего подобного рода объяснения не приносят желаемого понимания. Здесь наиболее уместным будет подход, соответствующий пословице «лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». Мне прекрасно помогли  специально подготовленные  предметы «симуляторы» различных функциональных нарушений зрения. Предлагалось одному из родителей надеть очки, демонстрирующее какое-либо нарушение зрения, и выполнить несложные действия. Такой опыт помог родителям решить многие вопросы о том, как преподнести ребенку наглядный материал, организовать среду и т. п. Родители были разделены на три группы: первая группа – амблиопия и косоглазие, 2 – слабовидение, 3 – тотальная слепота. Родители сразу же делились своими впечатлениями, рассказывали какие испытывали трудности. Это очень эффективный метод работы по повышению родительской компетентности, дав родителю возможность войти в роль незрячего ребенка. У родителей формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться,  меняться самим. После таких показов я попросила родителей использовать все полученные навыки на ребенке в естественной обстановке и со стороны понаблюдать. А потом можно обсудить происходящее.       Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к педагогу, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Любовь к родным местам, знакомство с ними, бережное отношение к природе   провожу через экскурсии, наблюдения  и вне стен детского сада. Приглашаю к активному участию всех родителей. Так, согласно тематической неделе «Весна шагает по планете», совместно с родителями выходили на экскурсию  в ближайший парк и искали «Первые следы в природе».  Такие мероприятия могут проводиться в любое время года, так как они формируют у детей и родителей: экологические знания о живой и неживой природе весной в ходе беседы, экспериментирования; умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы; навыки самостоятельного использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни.

После завершения экскурсии дети с родителями создавали:  модели лодочки и грача (в технике оригами), скворечник, картину на песке (песочная терапия), цветочную композицию из бумагопластики,  объемные сюжетные картинки о весне; выращивали  «огород на окне»; сочиняли стихотворение (синквейн) на весеннюю тематику; составляли описательные и сравнительные рассказы о весенних месяцах. Специально подобранные виды активности позволяют создать условия для формирования эмоционального, положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное с помощью средств  литературных  музыкальных и художественных произведений. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

        Овладение детьми с нарушениями зрения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, осуществляется в нашем саду во всех видах детской деятельности, однако центральным, доминирующим является обучение на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально- бытовой ориентировке, развитию осязания и мелкой моторики. Представления о предмете и способе деятельности с ним будут утрачены, если не будут закрепляться вне коррекционных занятий, в специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности. Поэтому важно организовать работу детей и дома.  По  просьбам  родителей я посчитала целесообразным дать  методические рекомендации в помощь родителям. Содержание заданий, предложенных в рекомендациях, позволяет не только познакомить ребёнка с нарушением зрения с предметами окружающего мира, но и сформировать и расширить представления о себе, дать представления о различных профессиях, приобщать к труду взрослых, знакомить с явлениями общественной жизни, формировать навыки безопасного поведения в помещении и на улице. Задания подбираются в соответствии с изучаемой темой («Краски осени»,  «Транспорт» и т. п.) и предполагают выполнение детьми заданий в папках, альбомах, изготовление поделок. Наблюдений в быту, на улице и т. п. Перед тем как раздать рекомендации возникла необходимость провести с родителями групповой тренинг, где решались   частные задачи –  совершенствование  продуктивной деятельности, развитие умения ребёнка организовывать своё восприятие, развитие мелкой моторики у детей.  Для начала педагог доступно рассказала какие есть особенности  правильного выполнения упражнений, а потом  родители разбившись на пары, самостоятельно  показали приёмы выполнения рекомендаций.       

Родители могут согласовывать тематику заданий с тифлопедагогом или получать информацию об изучаемой теме на информационном стенде для родителей. Материал, предложенный в рекомендациях, рассчитан для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Каждое из заданий направлено на обогащение и уточнение представлений ребёнка в рамках заявленной темы. С каждым годом материал рекомендаций усложняется, идёт углубление и обогащение знаний по темам. Родители всегда ждут новых рекомендаций, делятся между собой опытом, рассказывают:- А как это дело обстоит в Вашей семье, уважаемая   А.Б.? А как вы выполнили? - Как вы думаете В.Г.,  каким образом можно улучшить состояние этого вопроса? - и пр.: - Возможно, у кого-то из вас  эта проблема решается  иначе? Расскажите об этом, пожалуйста. В сочетании выше изложенных форм работы с родителями, применив деятельностный подход, следует отметить положительные результаты в работе коррекционно-образовательного процесса ДОУ. Родители, воспитывающие ребёнка с нарушениями зрения, заинтересованы в его развитии, интересуются его успехами, пытаются понять, чем обусловлены трудности, возникающие у ребёнка. Часто обращаются с вопросами о том, как организовать помощь ребёнку в домашних условиях, как подготовить его к обучению в школе, а также  активно включаются в работу детского сада, и понимают значимость коррекционно-образовательного процесса нашего учреждения. В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

рекомендации родителям воспитывающим детей с нарушением зрения

В рекомендациях предлагается краткое описание некоторых , встречающихся наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудности возникающие у ребёнка в связи с этим ....

Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения - 2

Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей  среднего и старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения

Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения...