«Использование дидактических игр в коррекции словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация на тему

Полежайкина Лариса Алексеевна

Предварительный просмотр:

 «Использование дидактических игр в коррекции словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, реализуются через игровую задачу, игровые действия, правила, формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Однако дидактическая игра может иметь не только развивающее, но и коррекционное значение. Она широко применяется в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

Проблема общего недоразвития речи – одна из актуальных в современной логопедии. Общее недоразвитие речи – эта такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи. Одна из главных речевых проблем у детей с ОНР – недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Овладение словообразованием становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. У детей наблюдаются стойкие и грубые нарушения при образовании слов, выходящих за рамки повседневной речевой практики. Они изменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» - «руки» и т.п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» - «который едет велисипед»). Наблюдается невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Например, дети, умеющие образовывать названия детенышей хорошо известных в бытовом плане животных (кошка – котенок) не справляются с аналогичной словообразовательной операцией на материале названий более редких животных (моржонок – «маленький морж»). Также трудности возникают при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, глаголов с продуктивными приставками. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов. Недостаточность развития словообразовательных процессов самостоятельно не преодолевается. Коррекционная работа по формированию словообразовательных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня проводится на непосредственно образовательной деятельности. Поэтому на основе содержания программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, в своей коррекционной работе с детьми ОНР III уровня я поставила цель подобрать систему дидактических игр, направленных на коррекцию словообразовательных умений.

Весь набор игр систематизирован и вводился в работу с учетом последовательности формирования словообразования.

1. Обучение первоначальным навыкам словообразования. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2. Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3. Активизация словообразовательных процессов. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

1 этап. Обучение первоначальным навыкам словообразования. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Игра «Большой – маленький»

Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -к-, -ик-, -чик.

Оборудование: предметные картинки, с изображением больших и маленьких предметов.

Ход игры: Ребенок должен назвать предмет большого размера и предмет маленького размера. Например, мышь – мышка, дом – домик, огурец – огурчик и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Цель – совершенствовать умение использовать в самостоятельной речи наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (строит-построил, моет - помыл и т.д.)

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход игры: Ребенок называет, что делает мальчик, что сделал мальчик. Например, мальчик строит, мальчик построил.

Игра «Чья, чей»

Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов- от существительных (слоновая, львиная и т.д.)

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельные картинки с их частями.

Ход игры: Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке. Например, чья голова? Льва. Голова льва – какая? Львиная и т.д.

2. Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Игра «Назови ласково»

Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк, -иньк, -ышк (тумбочка, Ванечка, водичка, березонька, дяденька, перышко и т.д.).

Игра «Что для чего?»

Цель: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Оборудование: картинки, с изображением продуктов питания и посуды.

Ход занятия: Ребенку предлагается назвать предметы на картинках и посуду, в которой хранятся эти предметы.

Игра «Гараж»

Цель: образовывать глаголы с приставками на-, вы-, по-.

Оборудование: игрушки (гараж, машины, дорожки, светофор).

Ход игры: Ребенок выполняет игровые действия с машиной и комментирует их. Например: машина выехала из гаража, поехала по дороге и т.д.

Игра «Чья, чей, чье, чьи»

Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ья-, -ий-, -ье, -ьи- (лисья, лисий, лисье, лисьи).

Оборудование: картинки с животными, отдельные картинки с их частями.

Ход игры: Ребенок должен назвать, чья голова, чей хвост, чье туловище, чьи уши нарисованы на картинке. Например, чья голова? Лисы. Голова лисы – какая? Лисья и т.д.

Игра «Назови лист», Игра «Что из чего сделано», Игра «Назови сок, варенье»

Цель: образовывать относительные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев- -и-, -ан-, -ян-, -енн- со значением соотнесенности к растениям (лист дуба – дубовый), к различным материалам (кожаный, шерстяной, глиняный, серебряный и т.д.), к продуктам питания (каша из манки – манная, сок клюквы – клюквенный и т.д.).

Оборудование: предметные картинки с изображением листьев деревьев, различных материалов, ягод, продуктов питания.

Ход игры: Ребенок должен назвать листок дерева. Например, лист дуба (какой?) – дубовый, сок груши (какой?) – грушевый, стакан из стекла (какой?) – стеклянный и т.д.

Игра «Назови, какая погода?»

Цель: образовывать качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -лив- (холодная, дождливая и т.д.).

Оборудование: картинки с явлениями природы.

Ход игры: Логопед показывает картинки с явлениями природы и спрашивает: «Какая погода бывает осенью?» - осенняя, «Какая погода, если идет дождь?» - дождливая и т.д.

3. Активизация словообразовательных процессов. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Игра «Кто у кого»

Цель: образовывать названия детенышей животных и птиц.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.

Ход игры: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у кого?» А ребенок должен ответить: «У лисы лисенок» (лиса – лисенок, слон – слоненок, кот – котенок, волк – волчонок, белка – бельчонок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.).

Игра «Назови профессии по картинкам»

Цель: образовывать названия профессий.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий (-щик-, -чик-, -ниц-, -иц-, барабанщик, часовщик, стекольщик, летчик, грузчик, художница, учительница и т.д.).

Ход игры: Логопед задает вопрос: «Кто чинит часы?», а ребенок должен назвать картинку с изображением профессии.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом (наливает-выливае-поливает-обливает-переливает и т.д.)

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Логопед называет действие, изображенное на картинке, а ребенок должен назвать действие с противоположным значением.

Игра «Большой – огромный»

Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Логопед называет предмет, а ребенок должен представить этот предмет огромного размера и назвать его, например, нос – носище, волк – волчище и т.д.

Игра «Фокусник»

Цель: совершенствовать умение употреблять названия, образованные за счет словосложения.

Оборудование: пара карточек с изображением предмета и слова (глагол, прилагательное) Ход игры: Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (называет логопед). Например, картинка – лист, слово – падает, получилось – листопад, картинка – сад, слово – водит, получилось – садовод, картинка – хвост, слово – длинный, получилось – длиннохвостый и т.д.

Таким образом, дидактические игры, применяемые на непосредственно образовательной деятельности повышают интерес, снижают напряженность, способствуют коррекции словообразовательных умений у дошкольников с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений....

Реферат " Использование дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи."

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игров...

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...