Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии
В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
Исходя из актуальности темы, можно сказать, что одной из основных задач коррекционной работы учителя-логопеда является формирование у детей с ОНР грамотной речи.
Для этого необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.
Рассмотрим одно из направлений грамматического строя речи - словообразование— раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Словообразование включает в себя:
- лексико-грамматические игры и упражнения, направлены на формирование умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.
Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа работы по формированию словообразования:
1-й этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2-й этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3-й этап: уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями наблюдается недоразвитие словообразовательных умений. Так, они часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велосипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случае когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (деревкин стул, мехная шапка, глинный кувшин и т.д.).
Формированию у детей с ОНР словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.
Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников. Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.
В воспитании и обучении детей с ОНР широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.:
Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у детей с ОНР дошкольного возраста
Существительные
Дидактическая игра «Веселые кубики»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к
Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.
Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.
Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Дидактическая игра «Винни-Пух»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.
Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.
Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.
Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.
Дидактическая игра «Поле чудес»
(«Детеныши животных»)
Цель: образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).
Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.
Дидактическая игра "Кто у кого?"
Цель: закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуду.
Дидактическая игра "Папа, мама, детеныш"
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец. В среднем дошкольном возрасте проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах В этом возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи. Особое внимание в играх.
Дидактическая игра «Кого не стало»- учить употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
Дидактическая игра «Поле чудес»
(«Большой — огромный»)
Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .
Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар).
Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами.
Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.
Дидактическая игра «Поле чудес»
(«Посуда»)
Цель: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.
Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп).
Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка.
Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д.
Глаголы
Дидактическая игра «Чей голос?» уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает).
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).
Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д.
Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Дидактическая игра «Гараж»
Цель: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .
Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.).
Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.
Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
Дидактическая игра «Спасение Принцессы»
Цель: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом.
Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце).
Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме.
Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д.
Прилагательные
Дидактическая игра «Поле чудес»
(«Листья»)
Цель: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан).
Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка.
Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д.
Дидактическая игра «Ателье»
Цель: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.
Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.).
Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос.
Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д.
Дидактическая игра «Головы и хвосты»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого).
Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке.
Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост.
Дидактическая игра «Фокусник»
Цель: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.
Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова.
Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед).
Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования через такие игры, как «Кто что делает?», «Добавь слово» - использование в речи глаголов с приставками.
Игры на развитие правильного употребления предлогов
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа "что находиться на, под, около, за, в, над".
Таким образом для нормализации словообразовательных навыков у детей с ОНР необходима систематическая целенаправленная работа и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи....
Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...
"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"
Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...
Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новы...