Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя – дефектолога
материал на тему

 

Тема самообразования:  «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения»

 

Творческие замыслы: участие в городских и региональных семинарах, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, составление презентаций, показ занятий, методических разработок, дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.plan_shadrina_e.a.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 48 «Винни-Пух», г. Набережные Челны

Индивидуальный план работы

на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

учителя – дефектолога

высшей квалификационной категории

Шадриной Эльвиры Алмасовны

2012 / 2016 гг.

Тема самообразования:  «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения»

Творческие замыслы: участие в городских и региональных семинарах, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, составление презентаций, показ занятий, методических разработок, дидактических игр.

Содержание

1.Пояснительная записка

2. План самообразования

  • Задачи
  • Предполагаемый результат
  • Форма отчета

Пояснительная записка: сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорный опыт ребенка обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму, цвет предмета.

Развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В связи с выше сказанным, одно из центральных мест в общей системе воспитательно – образовательной работы в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений и навыков.

Наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации  коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.

План самообразования:

Задачи:

  • Проанализировать развитие  восприятия дошкольников с нарушением зрения через изучение научной литературы;
  • Раскрыть значение сенсорного развития детей с нарушением зрения;
  • Проанализировать основные методы и формы работы по сенсорному развитию детей с нарушением зрения;
  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Ожидаемый результат:

1. Положительная динамика сенсорного развития.

2. Разработать и реализовать программу.

3. Пополнен фонд методических, наглядно – иллюстративных материалов.

4. Созданы условия для сенсорного развития, а именно: предметно-развивающая среда, отвечающая современным требованиям и направленная на развитие у детей внутреннего потенциала.

5. Разработка и проведение открытых занятий, обобщение опыта по исследуемой теме, выступления, участия в конкурсах и конференциях.

Содержание работы

1.

2.

3.

4.

2012 год

Изучение специальной литературы:

Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Под ред. Е.Н. Подколзиной.  -М.: Город Детства, 2007

Развитие навыков общения у слабовидящих детей. –СПб.: Речь, 2005.

Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников с нарушением зрения. –Казань: РИЦ «Школа», 2009.

Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения/ под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Методические рекомендации/ под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2007.

Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной. –Волгоград: Учитель, 2012.

Изучение материалов на сайтах:

  • Детский портал "Солнышко"
  • Журнал"Дефектология" 
    uchkopilka.ru ; doshkolnik.ru.

Профессионально - педагогическая деятельность:

Разработка и утверждение годового плана в соответствии с методической темой.

Разработка форм и методов работы с детьми и родителями по социальной адаптации.

Консультации для педагогов ДОУ по работе с детьми с амблиопией и косоглазием.

Выявить развитие у воспитанников способностей к   творческой  деятельности через участие в  российском  конкурсе поделок.

Распространение и обобщение педагогического опыта:

Участие в  городском конкурсе «Воспитатель года».

Участие  в региональном конкурсе педагогического мастерства «Площадка успешности», г. Елабуга.

Выступление на региональном семинаре учителей-дефектологов г. Елабуга.

Посещение МО учителей-дефектологов.

Публикация в сборнике Международной научно-практической конференции.

Публикация в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции.

Публикация  в сборнике материалов регионального семинара-практикума для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений, г. Нижнекамск.

1.

2.

3.

2013  год

Изучение специальной литературы:

Статьи в журналах: «Дефектология», «Коррекционная педагогика»

Профессионально-педагогическая деятельность:

Консультации с воспитателями по методической теме.

Систематизация материалов по методической теме.

 Распространение и обобщение педагогического опыта:

 Участие в Республиканском семинаре.

Публикация в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции.

1.

2.

3.

4.

2014  год

Изучение специальной литературы: 

Изучение  новинок   методической литературы на сайтах по проблеме.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду».

Профессионально-педагогическая деятельность:

Создание презентации по методической теме.

Изготовление демонстрационных пособий для НОД по развитию пространственных представлений; для индивидуальных занятий - по развитию зрительно – вербальных представлений у детей.

Распространение и обобщение педагогического опыта:

Проведение открытого занятия для студентов ГАОУ СПО «Мензелинского педагогического колледжа им. М.Джалиля» в рамках учебной практики.

 Участие во Всероссийском конкурсе «Инновационные технологии в практике образования».

Повышение квалификации:

Курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов - Институт экономики, управления и права, г. Казань.

1.

2.

3.

2015  год

Изучение специальной литературы:

Изучение  новинок   методической литературы на сайтах по проблеме.

Профессионально-педагогическая деятельность:

Выступление на родительских собраниях.

Разработка дидактических игр по методической теме.

Выявить развитие у воспитанников способностей к   творческой  деятельности через участие в  Республиканской олимпиаде среди дошкольников, турнир по шахматам.

Распространение и обобщение педагогического опыта:

Проведение открытого занятия на региональном семинаре учителей дефектологов.

Участие в городском конкурсе авторских дидактических игр и пособий «Методическая копилка».

Доработка и получение рецензии на дополнительную программу по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения «Цветик – семицветик».

Участие в работе  региональной инновационной площадки Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (ФГБОУ ВПО «НИСПРТ»).

Участие во Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство».

1.

2.

2016  год

Профессионально-педагогическая деятельность:

Изучение опыта педагогов, работающих по проблеме.

Консультации для педагогов и родителей.

Изготовление, приобретение нового демонстрационного материала для индивидуальных и фронтальных занятий.

Распространение и обобщение педагогического опыта:

Участие в конкурсе  профессионального мастерства «Лучший специалист сферы образования».

Участие в  региональном профессиональном конкурсе методических пособий.

Публикация в сборнике материалов регионального семинара-практикума для педагогов коррекционных ДОУ.

Участие во Всероссийской экспериментальной творческой группе педагогов клуба «Наука и творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровня воспитателя

            Внедрение нового ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и р...

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя

В данном материале содержится план работы воспитателя по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ " Старостуденецкий детский сад" Буинского МуниципальногоРрайона Республики Татарстан Хасановой Регины Радиковны

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ " Старостуденецкий детский сад" Буинского МуниципальногоРрайона Республики Татарстан  Хасан...

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ " Старостуденецкий детский сад" Буинского Муниципального Района Республики Татарстан Хайбулловой Фирдаус Фагимовны

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ " Старостуденецкий детский сад" Буинского Муниципального Района Республики Татарстан  Хайбу...

Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации

В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...