Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации
статья на тему

Тимофеева Елена Анатольевна

В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель Елена Анатольевна Тимофеева ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОУ МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

Слайд 3

Выявленные проблемы Неактуальность тематики. Некорректная формулировка темы. Не умение планировать работу в соответствии с целью и задачами. Не умение спланировать конечный результат.

Слайд 4

Формы деятельности по самообразованию деятельность педагога в профессиональных сообществах; участие педагога в методической работе на уровне ДОО или муниципалитета; самообразование педагога, в т.ч. обучение на курсах повышения квалификации.

Слайд 5

Вопросы самообразования Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы и актуальна ли она для конкретного педагога? Какие профессиональные задачи необходимо решить? Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач? Какие действия будут предприняты? Какие ожидаются результаты?

Слайд 7

Формулирование методической темы

Слайд 8

ПРИМЕРЫ методических тем педагогов нашего учреждения Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры как условие формирования патриотических чувств дошкольников. Образовательный проект как форма организации взаимодействия родителей и детей в современном ДОУ. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников через игровую деятельность.

Слайд 9

Форма ИПС Индивидуальный план по самообразованию Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска ФИО _______________________________________ На ___________________учебный год Тема:_______________________________________ Актуальность Цель Задачи (шаги по достижению цели) Литература Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы) Выводы по итогам работы

Слайд 10

Значение ИПС повышение профессионального уровня педагога, а соответственно и повышение качества образования в целом составлении описания профессиональной деятельности педагога при подготовке документов в рамках аттестации культурные практики, включенные в ООП ДО, парциальные программы, методические рекомендации начало методической деятельности на уровне учреждения и на уровне города

Слайд 11

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №1» г.Сосновоборска, Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск.

Индивидуальный план самообразования

как средство повышения профессиональной компетенции

педагога дошкольной организации

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, их консультативной поддержки.

Работа воспитателей и специалистов по методическим темам в  учреждениях ведется давно и постоянно. Но анализируя планы работы педагогов по методическим темам, мы выявили ряд затруднений, которые выражаются в следующем:

  • неактуальность тематики для конкретного педагога, некорректная формулировка темы,
  • не умение логически, поэтапно спланировать свою работу в соответствии с целью и задачами, чтобы она была реально выполнима,
  • не умение спланировать конечный результат работы.

Перед методической службой учреждения встала задача привести данную деятельность в соответствие с современными требованиями и сделать её понятной и необходимой для педагога и для ДОУ в целом.

В организационном контексте можно определить следующие формы деятельности по профессиональному развитию: деятельность педагога в профессиональных сообществах; участие педагога в методической работе на уровне ДОО или муниципалитета; самообразование педагога, которое предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, обучение на курсах повышения квалификации.

Самообразование – один из самых эффективных видов образования. Его смысл в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства,  устанавливает оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений.

Индивидуальный план саморазвития педагога может быть построен на основе разных моделей. Причем сложность модели не гарантирует её эффективности. Главное, чтобы план или программа давали ответы на следующие вопросы:

Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы и актуальна ли она для конкретного педагога?

Какие профессиональные задачи необходимо решить?

Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?

Какие действия будут предприняты?

Какие ожидаются результаты?

Наиболее важен, по нашему мнению, первый.

Актуальность выбираемой педагогом темы должна рассматриваться в контексте потребностей конкретной группы детей, а так же определяться потребностями самого педагога. У педагога со стажем и молодого педагога потребности в приобретении и развитии компетенций будут совершенно разные.

Педагог должен выбрать тему самостоятельно, и подготовить чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Это и есть актуальность. Но, как раз,  это является наиболее существенной проблемой  педагога.

Но, даже, определив свои проблемы и дефициты,  педагог испытывает трудности при  формулировании темы для самообразования.  А этот этап важен, так как формулировка методической темы – это  определение направления деятельности. Основными ошибкам можно считать  бессодержательность формулировок и некорректное использование педагогических и психологических терминов.

С целью преодоления данной трудности методической службой были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по выбору тематики самообразования и  алгоритм  правильного формулирования методической темы.  

Методическая тема, по нашему мнению, должна отражать цель педагогической деятельности  и средства её достижения. Тогда спланировать деятельность по её изучению и достижению определенных результатов  будет наименее затруднительно.

Формула темы выглядит следующим образом «цель+средства или средства+цель».

Логические части формулировки соединяются при помощи связок. В каждом случае они разные. Для первого варианта это «в», «через», «на основе», «в процессе». Для второго - «как средство», «как инструмент», «как форма»

Во время консультирования у педагогов возникли следующие вопросы: «где взять корректные формулировки целей?» и «что будет служить средствами?»

С целями немного проще, они определены во ФГОС ДО. Цели для самообразования можно извлечь и конкретизировать из целевых ориентиров (ФГОС ДО, п.4.6)

Средствами достижения целей в дошкольном образовании выступают виды детской деятельности, они так же определенные ФГОС ДО (п. 2.7). Помимо этого средствами являются педагогические технологии, методы и приемы, отдельные техники и т.п., а также культурные практики, разрабатываемые самими педагогами.

Примеры методических тем педагогов нашего учреждения:

  • Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями.
  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры как условие формирования патриотических чувств дошкольников.
  • Образовательный проект как форма организации взаимодействия родителей и детей в современном ДОУ.
  • Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников через игровую деятельность.

Итак, проблема определена, тема сформулирована. Дальше по законам деятельностного подхода возникает необходимость наметить пути, план, маршрут по реализации…

В учреждении мы разработали форму «Индивидуального плана самообразования»

Разделы данного плана включают все основные формы деятельности  педагога по профессиональному развитию.

Примерное содержание и оформление индивидуального плана по самообразованию (ИПС):

Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя (специалиста)  МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

ФИО _________________________________________

На ___________________учебный год

Тема:_____________________________________________________________

  • Актуальность
  • Цель
  • Задачи (шаги по достижению цели)
  • Литература
  • Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы)
  • Выводы по итогам работы (результаты мониторинга детского развития, планирование дальнейшей работы или завершение работы по данной тематике)

В памятку, которая разработана для педагогов нашего учреждения, помимо рекомендаций по формулированию темы и варианта оформления ИПС, включены рекомендации по выбору тем самообразования для педагогов разных категорий (от начинающих до воспитателей и специалистов со стажем) и варианты результатов работы над методической темой (конкретные продукты), определение которых тоже вызывает трудности у педагогов.

Данный вид планирования работы по самообразованию  имеет, по нашему мнению, лаконичную структуру, не перегружен составляющими и информацией, понятен каждому педагогу, так как выстроен в соответствующей логике.

В заключении скажем о значении ИПС в рамках нашего учреждения.

  1. Использование Индивидуальных планов самообразования (ИПС) способствует повышению профессионального уровня педагога, а соответственно и повышению качества образования в целом.
  2. ИПС также является неоспоримым помощником при составлении описания профессиональной деятельности педагога в рамках аттестации. Мы используем  материал самообразования в части региональных требований, где необходимо представить  педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, и, также, в разделе, посвященном профессиональному  развитию педагога.

При завершении работы над темой всегда присутствует результат, продукт. У педагога всё зафиксировано, так что, необходимо просто это использовать при  подготовке документов к аттестации.

  1. Из тем самообразования педагогов нашего учреждения вышли многие культурные практики, включенные в ООП ДО. Некоторые темы, над которыми работали педагоги в рамках самообразования, получили дальнейшее развитие. На основе материала собранного педагогами стало возможным составление парциальных программ для реализации во всех группах ДОУ. Это парциальные программы: «Театр и дети», «Мастерская творчества». Работа педагога-психолога по теме «Сохранение психического здоровья мальчиков и девочек в условиях ДОУ» дала возможность составить методические рекомендации для воспитателей по реализации авторской программы «Мир мальчика и девочки».
  2. Педагоги имеют возможность начать проводить методическую работу на уровне учреждения и на уровне города, представляя опыт и результаты своей деятельности по самообразованию.

Таким образом, смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности педагога, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. / Белая К.Ю. - М.: Творческий центр, 2005.
  3. Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. № 2, 2007. с .37. 
  4. Юркова С.Г.  Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя. / Справочник старшего воспитателя. N 9, 2016. с .12. 

e-mail: eltimofe@yandex.ru

телефон: 89135096456



Предварительный просмотр:

Рекомендации по выбору тематики самообразования.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

 «Формула» методической темы.

ЦЕЛЬ+СРЕДСТВА или СРЕДСТВА+ЦЕЛЬ

Цель: извлечь и конкретизировать из целевых ориентиров (ФГОС ДО, п.4.6)

Средства: виды детской деятельности (ФГОС ДО, п.2.7),  педагогические технологии, методы и приемы, отдельные техники и т.п.

Варианты результатов работы над методической темой (конкретные продукты):

  • повышение качества образования (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
  • создание  комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • разработка комплекта тематических родительских собраний или других мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

По материалам  К.Ю. Белой, 
канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.

Подготовила заместитель заведующего по УВР

Е.А Тимофеева

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

«…Настоящее образование есть только самообразование и оно начинается с той минуты, когда человек распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих знаний …»

Д.И. Писарев

Индивидуальный план самообразования – средство повышения профессиональной компетенции педагога ДОО.

Памятка для педагогов.

Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя (специалиста)  МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

ФИО _________________________________________

На ___________________учебный год

Тема:_____________________________________________________________

  • Актуальность
  • Цель
  • Задачи (шаги по достижению цели)
  • Литература
  • Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы)

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Планирование деятельности с детьми, родителями, коллегами по теме.

III. Практический

  1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Формирование методического комплекса.
  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
  4. Корректировка работы.

Осуществление запланированных мероприятий.(апробация методики и т.д.)

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме.
  3. Представление материалов.

Анализ проведённой работы.

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение опыта.

Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города и т.д)*

*Творческий отчёт в конце учебного года. Распространение опыта в СМИ.

  • Выводы по итогам работы (результаты мониторинга детского развития, планирование дальнейшей работы или завершение работы по данной тематике)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период

Тема самообразования: «Изучение и реализация авторских УМК по обучению детей русскому языку».Цель: Повысить свой профессиональный уровень, разработать модель внедрения и реализации УМК,  системат...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период

План работы по повышени. профессионального уровня на период 2014-2019 гг....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 5 лет

Перспективный индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 5 лет с 2015 года по 2020 год....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период с 2016 - 2020 годы

quot;Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохнов...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Правильное представление...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны

Методическая тема:  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения.  Общественно-педагог...