Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации
статья на тему
В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timofeeva_samooborazovanie_pedagogov.pptx | 213.66 КБ |
timofeeva_e.a._o_samoobrazovanii_pedagoga_dou.docx | 28.35 КБ |
pamyatka_dlya_pedagogov_po_samoobrazovaniyu.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Выявленные проблемы Неактуальность тематики. Некорректная формулировка темы. Не умение планировать работу в соответствии с целью и задачами. Не умение спланировать конечный результат.
Формы деятельности по самообразованию деятельность педагога в профессиональных сообществах; участие педагога в методической работе на уровне ДОО или муниципалитета; самообразование педагога, в т.ч. обучение на курсах повышения квалификации.
Вопросы самообразования Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы и актуальна ли она для конкретного педагога? Какие профессиональные задачи необходимо решить? Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач? Какие действия будут предприняты? Какие ожидаются результаты?
Формулирование методической темы
ПРИМЕРЫ методических тем педагогов нашего учреждения Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Приобщение детей к истокам русской народной культуры как условие формирования патриотических чувств дошкольников. Образовательный проект как форма организации взаимодействия родителей и детей в современном ДОУ. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников через игровую деятельность.
Форма ИПС Индивидуальный план по самообразованию Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска ФИО _______________________________________ На ___________________учебный год Тема:_______________________________________ Актуальность Цель Задачи (шаги по достижению цели) Литература Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы) Выводы по итогам работы
Значение ИПС повышение профессионального уровня педагога, а соответственно и повышение качества образования в целом составлении описания профессиональной деятельности педагога при подготовке документов в рамках аттестации культурные практики, включенные в ООП ДО, парциальные программы, методические рекомендации начало методической деятельности на уровне учреждения и на уровне города
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №1» г.Сосновоборска, Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск.
Индивидуальный план самообразования
как средство повышения профессиональной компетенции
педагога дошкольной организации
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, их консультативной поддержки.
Работа воспитателей и специалистов по методическим темам в учреждениях ведется давно и постоянно. Но анализируя планы работы педагогов по методическим темам, мы выявили ряд затруднений, которые выражаются в следующем:
- неактуальность тематики для конкретного педагога, некорректная формулировка темы,
- не умение логически, поэтапно спланировать свою работу в соответствии с целью и задачами, чтобы она была реально выполнима,
- не умение спланировать конечный результат работы.
Перед методической службой учреждения встала задача привести данную деятельность в соответствие с современными требованиями и сделать её понятной и необходимой для педагога и для ДОУ в целом.
В организационном контексте можно определить следующие формы деятельности по профессиональному развитию: деятельность педагога в профессиональных сообществах; участие педагога в методической работе на уровне ДОО или муниципалитета; самообразование педагога, которое предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, обучение на курсах повышения квалификации.
Самообразование – один из самых эффективных видов образования. Его смысл в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства, устанавливает оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений.
Индивидуальный план саморазвития педагога может быть построен на основе разных моделей. Причем сложность модели не гарантирует её эффективности. Главное, чтобы план или программа давали ответы на следующие вопросы:
Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы и актуальна ли она для конкретного педагога?
Какие профессиональные задачи необходимо решить?
Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
Какие действия будут предприняты?
Какие ожидаются результаты?
Наиболее важен, по нашему мнению, первый.
Актуальность выбираемой педагогом темы должна рассматриваться в контексте потребностей конкретной группы детей, а так же определяться потребностями самого педагога. У педагога со стажем и молодого педагога потребности в приобретении и развитии компетенций будут совершенно разные.
Педагог должен выбрать тему самостоятельно, и подготовить чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Это и есть актуальность. Но, как раз, это является наиболее существенной проблемой педагога.
Но, даже, определив свои проблемы и дефициты, педагог испытывает трудности при формулировании темы для самообразования. А этот этап важен, так как формулировка методической темы – это определение направления деятельности. Основными ошибкам можно считать бессодержательность формулировок и некорректное использование педагогических и психологических терминов.
С целью преодоления данной трудности методической службой были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по выбору тематики самообразования и алгоритм правильного формулирования методической темы.
Методическая тема, по нашему мнению, должна отражать цель педагогической деятельности и средства её достижения. Тогда спланировать деятельность по её изучению и достижению определенных результатов будет наименее затруднительно.
Формула темы выглядит следующим образом «цель+средства или средства+цель».
Логические части формулировки соединяются при помощи связок. В каждом случае они разные. Для первого варианта это «в», «через», «на основе», «в процессе». Для второго - «как средство», «как инструмент», «как форма»
Во время консультирования у педагогов возникли следующие вопросы: «где взять корректные формулировки целей?» и «что будет служить средствами?»
С целями немного проще, они определены во ФГОС ДО. Цели для самообразования можно извлечь и конкретизировать из целевых ориентиров (ФГОС ДО, п.4.6)
Средствами достижения целей в дошкольном образовании выступают виды детской деятельности, они так же определенные ФГОС ДО (п. 2.7). Помимо этого средствами являются педагогические технологии, методы и приемы, отдельные техники и т.п., а также культурные практики, разрабатываемые самими педагогами.
Примеры методических тем педагогов нашего учреждения:
- Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры как условие формирования патриотических чувств дошкольников.
- Образовательный проект как форма организации взаимодействия родителей и детей в современном ДОУ.
- Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников через игровую деятельность.
Итак, проблема определена, тема сформулирована. Дальше по законам деятельностного подхода возникает необходимость наметить пути, план, маршрут по реализации…
В учреждении мы разработали форму «Индивидуального плана самообразования»
Разделы данного плана включают все основные формы деятельности педагога по профессиональному развитию.
Примерное содержание и оформление индивидуального плана по самообразованию (ИПС):
Индивидуальный план по самообразованию
Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
ФИО _________________________________________
На ___________________учебный год
Тема:_____________________________________________________________
- Актуальность
- Цель
- Задачи (шаги по достижению цели)
- Литература
- Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы)
- Выводы по итогам работы (результаты мониторинга детского развития, планирование дальнейшей работы или завершение работы по данной тематике)
В памятку, которая разработана для педагогов нашего учреждения, помимо рекомендаций по формулированию темы и варианта оформления ИПС, включены рекомендации по выбору тем самообразования для педагогов разных категорий (от начинающих до воспитателей и специалистов со стажем) и варианты результатов работы над методической темой (конкретные продукты), определение которых тоже вызывает трудности у педагогов.
Данный вид планирования работы по самообразованию имеет, по нашему мнению, лаконичную структуру, не перегружен составляющими и информацией, понятен каждому педагогу, так как выстроен в соответствующей логике.
В заключении скажем о значении ИПС в рамках нашего учреждения.
- Использование Индивидуальных планов самообразования (ИПС) способствует повышению профессионального уровня педагога, а соответственно и повышению качества образования в целом.
- ИПС также является неоспоримым помощником при составлении описания профессиональной деятельности педагога в рамках аттестации. Мы используем материал самообразования в части региональных требований, где необходимо представить педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, и, также, в разделе, посвященном профессиональному развитию педагога.
При завершении работы над темой всегда присутствует результат, продукт. У педагога всё зафиксировано, так что, необходимо просто это использовать при подготовке документов к аттестации.
- Из тем самообразования педагогов нашего учреждения вышли многие культурные практики, включенные в ООП ДО. Некоторые темы, над которыми работали педагоги в рамках самообразования, получили дальнейшее развитие. На основе материала собранного педагогами стало возможным составление парциальных программ для реализации во всех группах ДОУ. Это парциальные программы: «Театр и дети», «Мастерская творчества». Работа педагога-психолога по теме «Сохранение психического здоровья мальчиков и девочек в условиях ДОУ» дала возможность составить методические рекомендации для воспитателей по реализации авторской программы «Мир мальчика и девочки».
- Педагоги имеют возможность начать проводить методическую работу на уровне учреждения и на уровне города, представляя опыт и результаты своей деятельности по самообразованию.
Таким образом, смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности педагога, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. / Белая К.Ю. - М.: Творческий центр, 2005.
- Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. № 2, 2007. с .37.
- Юркова С.Г. Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя. / Справочник старшего воспитателя. N 9, 2016. с .12.
e-mail: eltimofe@yandex.ru
телефон: 89135096456
Предварительный просмотр:
Рекомендации по выбору тематики самообразования.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
«Формула» методической темы.
ЦЕЛЬ+СРЕДСТВА или СРЕДСТВА+ЦЕЛЬ
Цель: извлечь и конкретизировать из целевых ориентиров (ФГОС ДО, п.4.6)
Средства: виды детской деятельности (ФГОС ДО, п.2.7), педагогические технологии, методы и приемы, отдельные техники и т.п.
Варианты результатов работы над методической темой (конкретные продукты):
- повышение качества образования (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
- разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
- разработка новых форм, методов и приемов обучения,
- доклады, выступления, рефераты, статьи,
- разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
- выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
- разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
- создание комплектов педагогических разработок,
- разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)
- разработка комплекта тематических родительских собраний или других мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
По материалам К.Ю. Белой,
канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.
Подготовила заместитель заведующего по УВР
Е.А Тимофеева
МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
«…Настоящее образование есть только самообразование и оно начинается с той минуты, когда человек распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих знаний …»
Д.И. Писарев
Индивидуальный план самообразования – средство повышения профессиональной компетенции педагога ДОО.
Памятка для педагогов.
Индивидуальный план по самообразованию
Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
ФИО _________________________________________
На ___________________учебный год
Тема:_____________________________________________________________
- Актуальность
- Цель
- Задачи (шаги по достижению цели)
- Литература
- Этапы работы, направления работы, сроки, форма подведения итога (оформляется в виде таблицы)
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег. | ||
II. Прогностический |
| Планирование деятельности с детьми, родителями, коллегами по теме. | ||
III. Практический |
| Осуществление запланированных мероприятий.(апробация методики и т.д.) | ||
IV. Обобщающий |
| Анализ проведённой работы. | ||
V. Внедренческий |
| Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города и т.д)* |
*Творческий отчёт в конце учебного года. Распространение опыта в СМИ.
- Выводы по итогам работы (результаты мониторинга детского развития, планирование дальнейшей работы или завершение работы по данной тематике)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период
Тема самообразования: «Изучение и реализация авторских УМК по обучению детей русскому языку».Цель: Повысить свой профессиональный уровень, разработать модель внедрения и реализации УМК, системат...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период
План работы по повышени. профессионального уровня на период 2014-2019 гг....
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 5 лет
Перспективный индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 5 лет с 2015 года по 2020 год....
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период с 2016 - 2020 годы
quot;Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохнов...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Правильное представление...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня Бургановой Миляуши Ибрагимовны воспитателя МБДОУ № 110 на 2013-2017 годы.
Тема:«Экология с элементами исследовательской деятельности и экспериментирования»...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны
Методическая тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения. Общественно-педагог...