Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы
материал по теме

Михайлова Вера Всеволодовна

Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_serezha_k.docx68.59 КБ
Файл tablitsa_iom.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Индивидуальный образовательный маршрут Сергея К. -общее недоразвитие речи 2 уровня, стертая дизартрия, на срок с  01.12. 2015г. – 01. 02.2016г.                                                                               Цель: Раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Артикуляционная гимнастика

*

*

Дыхательная гимнастика

*

Пальчиковая гимнастика

*

*

Мелкая моторика

*

*

Лексическая сторона речи

*

Грамматический строй речи

*

Связная речь

*

*

Худ литература

*

Режиссерская игра

* третья

1 раздел.

Игры на развитие мелкой моторики.                                                           Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Декабрь

Январь

Февраль

1. Лепка (пластилин)

1. Крупный  лего -  

    конструктор          

1.Пазлы 8 частей

2. Пазлы 8 частей

2. Сенсорный коврик

2. Мозаика

3. Нанизывание бус

3. Рисование красками

3. Шнуровка «Фрукты»

4. Обведение  

   трафаретов «Овощи»

4. Нанизывание фигурок

4.Лепка (пластилин)

5. Вырезывание    

    Квадратов

    ножницами

5. Мозаика (по образцу)

5.Поделка из

    природного      

    материала

    «Лесовичок»

6. Шнуровка

   «Транспорт»

6.Вырезывание  

    треугольников

    ножницами

6.Раскраски

    карандашами

7. Рисование мелками

7.Аппликация  

    «Снеговик»

7.Нанизывание пуговок

   на шнурок.

8. Мозаика

8. Лепка из теста

    «Пирамидка»

8. Вырезывание  

    ножницами

    прямоугольников

2 раздел.

Пальчиковая гимнастика.                                                                                                                Цель: Стимулировать развитие обоих полушарий мозга. Активизировать и развивать речь, память, артистизм.

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Зайчик», стр.61

1. «Кукла», стр. 65

1.«Хитрый ежик»,стр.75

2.«Часики», стр.62

2. «Строим дом», стр. 68

2. «Метели», стр. 77

3. «Котик», стр. 64

3. « Анюточки», стр. 70

3. «Каша», стр. 79

4.«Прогулка», стр. 66

4. «Семейка»,  стр. 71

4. «Совушка», стр. 35

3 раздел.

Дыхательная гимнастика.                                                                                                Цель: Развивать  речевое дыхание, формировать правильную речь ребёнка.

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Веселый  ветерок»

1. «Пузырики».

1. «Мышка и мишка»

2. «Наши уточки с утра»

2. «Насосик»

2. «Ветерок»

3. «Волшебная дудочка»

3. «Говорилка»

3. «Курочки»

4. «Бабочка лети»

4. «Самолёт»

4. «Пчелка»

4 раздел.

Артикуляционная гимнастика.                                                                                                      Цель: Выработка правильных, полноценных движений и определенных артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные.

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Часики»

1. «Щенок»

1. «Вкусное варенье»

2. «Вкусное варенье»

2. «Устала собака»

2. «Орешек»

3. «Месим тесто»

3. «Клювик»

3. «Киска сердится»

4. «Слоник пьёт»

4. «Котенок лакает                

     молоко»

4. «Маятник»

5 раздел.

Развитие грамматического строя речи.                                                                             Цель: Развивать грамматический  строй  речи, обогащать словарный запас, формировать восприятие,  наглядно-образное мышление и внимание.

Декабрь

Январь

Февраль

1. Д/и. «Кто что  

    делает?»

1. Д/и. «Подскажи      

    словечко»                                                                                              

1. Д/и. «Животные и их

     детёныши»                                                                                                

2. Д/и. «Чей голос?»                                                                                                                            

2. Д/и. «Кто может

    совершать эти

    действия?»                                                                

2. Д/и.  «Что бывает

       круглым?»

3. Д/и. «Чудесный        

    мешочек»                                                                                                  

3. Д/и. «Из чего  

    сделано?»                                                                                              

3. Д/и. «Обобщающие

    понятия»                                                                                                                

4. Д/и. «Кто больше

    назовет»

4. Д/и. «Лови да бросай  

   -цвета называй».                                                                            

4. Д/и. «Назови  

    ласково»

6 раздел.

Коммуникативная деятельность.  

Ознакомление с художественной литературой.                                                                           Цель: Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.

Декабрь

Январь

Февраль

1. Чтение сказки

    «Колобок»

1. Чтение сказки «Волк

    и семеро козлят»

1. Чтение сказки

    «Маша и медведь»

2. Разучивание

    стихотворения    

   « Дед Мороз»                                                                                                  

2. Разучивание

    стихотворения

    А. Барто «Снег»

2. Разучивание потешки

    «Как у нашего кота»

3. Составление  

    описательного  

    рассказа об игрушке

    (Игрушка Дед    

     Мороз)

3.Составление  

    описательного  

    рассказа об игрушке.

    (Игрушка - волк)

3. Составление  

    описательного  

    рассказа об игрушке

    (Игрушка - котик)

4. Рассматривание

    картины «Собака со

    щенятами»

4. Рассматривание

    картины «Дети

    играют в кубики»

4. Рассматривание  

    картины « Медведица  

    с медвежатами»

7 раздел

Режиссёрская игра.                                                                                                                    Цель: Учить удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета. Формировать умение отмечать начало и конец сказки.

Декабрь

Январь

Февраль

  Сказка  «Колобок»                                                                                          

Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Маша и медведь»

8 раздел

Работа с родителями.

Декабрь

Январь

Февраль

«Возрастные нормы  

развития речи ребенка 3-4 лет»

«Роль артикуляционной

гимнастики в правильном

звукопроизношении».

«Развитие мелкой моторики  

рук ребенка».

Приложение №2

Игры на развитие речевого дыхания.

 «Веселый  ветерок».                                                                                                    Цель: Развивать речевое дыхание, учить  регулировать его силу.                                             Материал. Снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.                                                                                                                                                           Ход игры. На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.

 «Наши уточки с утра…».                                                                                                              Цель: Развивать речевое дыхание, учить  регулировать его силу.       Материал. Уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.Ход игры: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил. Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.

«Волшебная дудочка».                                                                                                    Цель: Развивать речевое дыхание, учить регулировать его силу.                                                                Материал. Свистульки, дудочки, гармошка.                                                                                              Ход игры: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует.! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.«Бабочка, лети!»

 «Бабочка лети».
Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Ход игры: Взрослый говорит: «Посмотри, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотри, полетели. Попробуйте и ты подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает встать  возле бабочки.  Дуем  на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз. Нужно следить, чтобы ребенок  стоял прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.        
«Пузырики».                                                                                                                               Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 3 – 4 раза.                                                                                                                                «Насосик».                                                                                                                                          Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.                                                                                                     «Говорилка».

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.                                      «Самолет».

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме

стиха:

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жужу-жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жужу–жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

«Мышка и мишка».

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

«Ветерок».

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

 «Курочки».

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

«Пчелка».

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Игры на развитие фонематического слуха, лексики, грамматики.

«Кто что делает?».

Цель: Пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формировать  наглядно-образное мышление.                                                                                   Материал. Карточки с изображением людей различных профессий.

Ход игры: Показать карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер? и др. Не забывайте про карточки-опоры.

Закрепляем: играем на кухне. У нас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.)

Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь?                                                                          В магазине? — Что делает продавец?

«Чей голос?»                                                                                                                                Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.                                                                                                                                            Материал. Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.                                                                                                                   Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.                                   Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?                                                                                                                            Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Чудесный мешочек».                                                                                                    Цель: Закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т. д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие. Материал. Мешочек, предметы по теме.                                                           Ход игры: предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

«Кто больше назовет».                                                                                                                Цель: Использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.                                                                                                                                                 Материал: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.                                                                                                                                                                       Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям,  изображенным на картинках.  Например:                                                                - что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);                                                                                                         - что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);                                                                                                                             - что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);                                                                                                             - что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);                                                                               - что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...);                                                                  - что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);                                                                                   - что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).                                            Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.

«Подскажи словечко».                                                                                                 Цель. Развивать мышление, быстроту реакции.                                                Ход игры: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:                                                                                                   - Ворона каркает, а воробей? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: воробей чирикает.                                                                                                                    Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик?                                                                                                                                                                                                                                                    - Петух кукарекает, а курица?                                                                                                        - Лягушка квакает, а лошадь?                                                                                              - У коровы телёнок, а у овцы?                                                                                                           - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто может совершать эти действия?»                                                                 Цель: Учить понимать семантические отношения слов, активизация глагольного словаря детей, развивать воображение, память, ловкость.                             Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.                                Педагог: идёт -дети: человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит- птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт- рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?».                                                                                                                                 Цель: Учить понимать семантические отношения слов в разных частях  речи в едином тематическом пространстве.                                                                                      Ход игры: Мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.

«Лови да бросай – цвета называй».                                                                            Цель: Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закреплять  названия основных цветов, развивать воображение.                                                           Ход игры: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог: - Дети: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря.  Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес.  Голубой - небо, лёд, незабудки Синий - колокольчик, море, небо.

«Животные и их детёныши»                                                                                                           Цель: Закреплять в речи детей названии детёнышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, внимание, память.                             Ход: Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.                       Группа 2. У медведя – медвежонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.                                                                                             Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»                                                                                                           Цель: Расширять словарь детей за счёт прилагательных, развивать воображение, память, ловкость.                                                                                                    Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…

 «Обобщающие понятия».                                                                                               Цель: Расширять  словарный  запас за счёт употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.                                                                                                                                                    Ход: Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.                         Огурец, помидор- овощи. Яблоко, груши- фрукты.

«Назови ласково».                                                                                                                             Цель: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.                                                                                                                                Ход игры: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Приложение №3

Артикуляционная гимнастика.                                                                                           1. «Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой  (5-6 раз).                                                                        2. «Вкусное варенье» - улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу(5-6 раз).                                                                        3.  «Месим тесто» - улыбнуться, пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)(5-6 раз).                                                                        
4.
«Слоник пьёт» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая(5-6 раз).                                                                        

5. «Щенок». (Улыбка).

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

6.  «Устала собака». (Лопатка).

 Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

 И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

7. «Клювик». (Иголочка).

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

8. «Котёнок лакает молоко».

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

9. «Вкусное варенье».  (Вкусный мёд).

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.    

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

10. «Орешек».

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.                                                                                                                                       11.«Киска сердится».

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

     Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

12. «Маятник».

 Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Приложение № 4.

  1.  «Возрастные нормы  развития речи ребёнка 3-4 лет».

    За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

    Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

    К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

   Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

    Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

     К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

    В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» - велосипед, «тевелизол» - телевизор,  «кафета» - конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

    Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

    Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.                                                                                                                                           Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.                                                                                                   

    Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек  ценен индивидуален.

2. «Роль артикуляционной гимнастики в правильном                звукопроизношении».

Когда люди  делают гимнастику для рук, ног – дело нам привычное и знакомое.  Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:                                                 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;                                                           - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.

Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки.

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.

Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга.

Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.

Упражнения выполняются от простых к сложным.

Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.

Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.

Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.

Чтобы ребенку нравилось, что он делает – поиграйте с ним в игру, типа «сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает»,»как белочка улыбается» и т.д.

Если у ребенка не получается сразу упражнение – не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

 

3.  «Развитие мелкой моторики рук ребенка».

Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи и мышления детей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т. д.) играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т. д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

11. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

13. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. При некотором количестве созданных поделок можно организовать дома выставку и пригласить ваших родных и друзей вашего ребенка.

14. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

14. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Результативность ИОМ.                                                                                                                                               С Сергеем проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». На данном этапе составляет об игрушке описательные рассказы. Сформировано понимание и употребляет в речи обобщающие понятия (одежда, игрушки, посуда), умеет сравнивать предметы (игрушки, картинки).  Понимает семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица... летит, рыба...плывет, суп...варят; мяч сделан из резины, карандаш... из дерева. Использует в речи пространственные предлоги (в, на, за, под). С желанием выполнял пальчиковую и дыхательную гимнастику.                                                                                     Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, развивать  стремление к самостоятельности, старательности. Преодолевать тревожность, неуверенность в своих способностях. Отмечается личностный рост ребенка.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут на период с  01. 12. 2015г. – 01. 02. 2016г.

К. Сергею, младшая группа.

Направление работы (специалист)

Программы и технологии

Кол-во часов (занятий) периодичность

Форма проведения

Совместная самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность задачи:

Примечание

Педагогическая помощь - воспитатель

Михайлова В.В.

1. Тимофеева Е.Ю.,    

    Чернова Е.И.                                        

   «Пальчиковая    

     гимнастика»

2. Н.В. Нищева

    «Веселая

   артикуляционная

    гимнастика»

3. О.С. Ушакова,                            

    А.Г. Арушанова                            

   «Придумай слово»

4. А.И. Сорокина          

   «Дидактическая                    

    игра в детском    

    саду»

5. А.К. Бондаренко

  «Дидактические                    

   игры в детском                              

   саду»

Ежеднев но

Индивидуальная

Через д/и , упражнения, рассматривание картин, чтение рассказов и сказок. Составление описательных рассказов об игрушке.

Разучивание стихотворенийДополнительный раздел «Режиссерская игра»

Речевое развитие

Познавательное  развитие

Психологическая помощь (педагог-психолог)

2 раза в неделю

Индивидуальная

Подгрупповая

Д/игры, коммуникативные игры

Коммуникация Социализация

Инструктор по физической культуре

2 раза в неделю

Индивидуальная, групповая

П/игры, динамические паузы с музыкальным сопровождением, речевые

Игры на развитие крупной и мелкой моторики.

Физическое развитие

Музыкальный руководитель

2 раза в неделю

Индивидуальная, групповая

Исполнение песен, попевок, музыкальные д/игры, упражнения на формирование  чувства ритма

Музыкальное развитие

Медицинское сопровождение (медицинская сестра)

По показаниям

Невролог, отоларинго лог, офтольмолог, хирург.

Контроль за прохождением специалистов

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы .

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника  МДОУ  Двуреченский детский сад  общеразвивающего видаВозраст ребенка: 6 летПол: мужскойПроблема:  недостаточно развитый, ...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г. ...

Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы «Облачко» (3-4 года)

Пояснительная запискаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенк...

Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы

Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы....

Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы (3-4 года) 2021-2022 уч.год

Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы (3-4 года) 2021-2022 уч.год...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника старшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут длявоспитанника старшей группы: Ахадова Амирхона. Проблема: ребенок не говорит на русском языке.Цель: создание оптимальных условий для развития русской речи...

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы

На основании особенных способностей детей был составлен индивидуальный маршрут...