Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind._marsh._list.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МА ДОУ «Детский сад № 8 «Полянка»»
Индивидуальные образовательные маршруты детей
1 младшей группы .
Воспитатель: Филина С.А.
2018 –19учебный год
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Фамилия, имя ребенка: _______________________________
Возраст: __________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с соленым тестом «Осьминожки» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
2 неделя | Поручение :Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Наша Таня громко плачет» перед всей группой | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Март 1 неделя | Учиться собирать игрушки на прогулке | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко» | Дид. Игра на сенсорику «Чудесный мешочек» | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | Артикуляционная гимнастика «Лягушка» | Консультация «Правильная речь родителей и в семье , и вне дома» | |
3 неделя | Экскурсия по детскому саду | Рисование «Цветы» (тампонирование) | Дид. Игра «Игрушки» | Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья» |
4 неделя | Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку. | Дид. Игра «Професси», Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | Пластилинография «Ласковое солнышко» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст: __________________
Трудности: ребенок болезненно и медленно адаптируется к внешней среде детского сада.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года» | Самостоятельное знакомство с группой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 5, 6 | Дид. Игра «Иди ко мне». Пальчиковая игра «Кто в кулачке». | Упражнение «Давай познакомимся» | Консультация «Дружная семейка» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Г. Гендель, Сонаты для клавира | Самостоятельное знакомство с г руппой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 7, 8 | Подвижная игра «Мяч в кругу». Игра «У Ляли в гостях». | .Игра «Сороконожка». | Консультация «А вот и я!» |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Э. Григ, «Утро» | .Знакомство на прогулке со своим участком. Чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Игры «Ляля заболела», «Носик». | Подвижная игра «Парвоз» | . Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Самостоятельно подговиться ко сну. | Игры «Хоровод», «Выдувание мыльных пузырей». | Игра «Соберем игрушки». | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть». |
Февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке», чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Телефон». | Игры «Волшебные превращения», «Ходим — бегаем — танцуем». | Игра «Передай колокольчик». | Самодиагностика, «Какой вы родитель?» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Учимся мыть правильно руки после прогулки и перед едой. Сложить разбросанные игрушки по местам. | Игры «"Летящий" ребенок», «"Пропавший" малыш», «Пальчики». | Коммуникационная игра «Ласковое имя». | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...». |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 2 | Игры «Дождик», «Украсим Ляле бант». | Подвижная игра «Мы топаем ногами» | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Маленькая ночная сер. | Навести порядок в уголке для настольных игр | Игры «Кто как поет?», «Погремушка». | Игры «Ладошки», «Колыбельная». | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
Март 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Развивать навыки складывания игрушек перед обедом и сном | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко», игра «Вместе с Мишкой» | Занятие с петушком и собачкой («Как ходит и поет петушок?Как бегает и лает собачка?») | Домашнее задание: составить осеннюю композицию дома. |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Дид. игра«Кто в гости к нам пришел?» | Игра «Кукла Катя поет и пляшет». | Игра «Приходите в гости к нам» | |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Прививаем навыки одевания после сна. | Дид. Игра «Катание куклы на машине» | Дид.игра «Одеваем куклу Катю после сна», Беседа о играх и любимых игрушках. Дети показывают какие у них есть игрушки. | Домашнее задание «Приглашаем друзей- одногруппников в гости» |
4 неделя | Готовимся к занятию по лепке. Помогаем воспитателю разложить материалы на столы. | Дид. Игра «Укладывание куклы спать» | Рисование карандашами «Солнышко и дождик». Проигрывание эмоций счастья и радости Ритуал прощания | Итоговая карта адаптации. |
Предполагаемые результаты:
- Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
- Снижение заболеваемости детей во время адаптационного периода
- Повышение психического, физического уровня детей
- Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ (участие в делах группы)
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст:______________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Апрель 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на улице с приходом осени» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Бычок» перед всей группой | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
Май 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с пластилином «Осьминожки» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
2 неделя | Поручение: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАЖДОГО РЕБЕНКА ГРУППЫ
основное направление коррекционной работы...
Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3-4 года).
Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3-4 года)....
Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника второй группы младшего возраста (2-3 года)
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста, имеющего низкие показатели по областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развити...
Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы "Фантазеры" (3-4года)
Индивидуальные образовательные маршруты детей ...
Индивидуальный образовательный маршрут (первая младшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут (первая младшая группа)Фамилия,имя ребенка: Ева ХанВозраст: 2.9 годаГруппа: 1 младшая группаТрудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникаци...
Мониторинг индивидуального образовательного маршрута II младшая группа
Мониторинг индивидуального образовательного маршрута II младшая группа...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка группы младшего возраста с признаками одаренности в познавательном развитии
Календарно-тематическое планирование работы с одаренным ребенком в познавательном развитии...