Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы
план-конспект занятия на тему
Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshchrut_1.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г.
для воспитанника младшей группы
Направление работы (специалист) | Программы и технологии | Кол-во часов (занятий) периодичность | Форма проведения | Совместная /самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность Задачи: |
Педагогическая помощь (воспитатель) Михайлова В.В., Прокопьева Т.М. | Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика». Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова «Придумай слово». А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду». А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». | ежедневно | Индивидуальная образовательная деятельность | Через д/и , упражнения, рассматривание картин, чтение рассказов и сказок. |
Приложение №1
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника младшей группы на период
декабрь 2015г – февраль 2016г.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Артикуляционная гимнастика | * | * | |||
Дыхательная гимнастика | * | ||||
Пальчиковая гимнастика | * | * | |||
Мелкая моторика | * | * | |||
Лексическая сторона речи | * | ||||
Грамматический строй речи | * | ||||
Связная речь | * | * | |||
Худ литература | * | ||||
Режиссерская игра | * третья |
1 раздел.
Игры на развитие мелкой моторики.
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. Лепка по замыслу (из теста).
| 1. Крупный лего- конструктор. | 1.Пазлы 8 частей. |
2. Пазлы 8 частей. | 2. Сенсорный коврик. | 2. Мозаика. |
3. Нанизывание бус. | 3. Рисование красками. | 3. Шнуровка «Фрукты». |
4. Обведение трафаретов «Овощи». | 4. Нанизывание бусинок в виде фигурок животных. | 4. Лепка по замыслу (пластилин). |
5. Вырезывание квадратов ножницами. | 5. Мозаика (по образцу). | 5. Поделка из природного материала. «Лесовичок». |
6. Шнуровка «Транспорт». | 6. Вырезывание треугольников ножницами. | 6. Раскраски карандашами. |
7. Рисование мелками. | 7. Аппликация «Снеговик». | 7. Нанизывание пуговиц на шнурок. |
8. Мозаика. | 8. Лепка из теста «Пирамидка». | 8. Вырезывание ножницами прямоугольников |
2 раздел.
Пальчиковая гимнастика. Книга «Пальчиковая гимнастика». Авторы Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Цель. Стимулировать развитие обоих полушарий мозга. Активизировать и развивать речь, память, артистизм.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. «Зайчик», стр.61 | 1. «Кукла», стр. 65 | 1.«Хитрый ежик»,стр.75 |
2.«Часики», стр.62 | 2. «Строим дом», стр. 68 | 2. «Метели», стр. 77 |
3. «Котик», стр. 64 | 3. « Анюточки», стр. 70 | 3. «Каша», стр. 79 |
4.«Прогулка», стр. 66 | 4. «Семейка», стр. 71 | 4. «Совушка», стр. 35 |
3 раздел.
Дыхательная гимнастика.
Цель. Развивать речевое дыхание, формировать правильную речь ребёнка.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. «Веселый ветерок» | 1.«Пузырики». | 1.«Мышка и мишка» |
2. «Наши уточки с утра» | 2.«Насосик» | 2. «Ветерок» |
3.«Волшебная дудочка» | 3.«Говорилка» | 3.«Курочки» |
4. «Бабочка лети» | 4. «Самолёт» | 4. «Пчелка» |
4 раздел.
Артикуляционная гимнастика.
Цель. Выработка правильных, полноценных движений и определенных артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. «Часики» | 1.«Щенок» | 1.«Вкусное варенье» |
2. «Вкусное варенье | 2. «Устала собака» | 2. «Орешек» |
3. «Месим тесто» | 3. «Клювик» | 3. «Киска сердится» |
4. «Слоник пьёт» | 4. «Котенок лакает молоко» | 4. «Маятник» |
5 раздел.
Развитие грамматического строя речи.
Цель. Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, формировать восприятие, наглядно-образное мышление и внимание.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. «Кто что делает?». | 1. «Подскажи словечко». | 1. «Животные и их детёныши». |
2. «Чей голос?». | 2. «Кто может совершать эти действия?» | 2. «Что бывает круглым?» |
3. «Чудесный мешочек». | 3. «Из чего сделано?» | 3. «Обобщающие понятия». |
4. «Кто больше назовет». | 4. «Лови да бросай - цвета называй». | 4. «Назови ласково». |
6 раздел.
Коммуникативная деятельность.
Ознакомление с художественной литературой.
Цель: Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.
Декабрь | Январь | Февраль |
1. Чтение сказки «Колобок». | 1.Чтение сказки «Волк и семеро козлят». | 1. Чтение сказки «Маша и медведь». |
2. Разучивание стихотворения « Дед Мороз». | 2. Разучивание стихотворения А. Барто «Снег». | 2. Разучивание потешки «Как у нашего кота». |
3. Составление описательного рассказа об игрушке «Дед Мороз» . | 3.Составление описательного рассказа об игрушке, (о волке). | 3. Составление описательного рассказа об игрушке, (о котике). |
4. Рассматривание картины «Собака со щенятами». | 4. Рассматривание картины «Дети играют в кубики». | 4. Рассматривание картины « Медведица с медвежатами». |
7 раздел.
Режиссёрская игра.
Цель: Учить удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета. Формировать умение отмечать начало и конец сказки.
Декабрь | Январь | Февраль |
Сказка «Колобок» | Сказка «Волк и семеро козлят» | Сказка «Маша и медведь» |
8 раздел.
Работа с родителями.
Декабрь | Январь | Февраль |
«Возрастные нормы развития речи детей» | «Роль артикуляционной гимнастики в правильном звукопроизношении». | «Развитие мелкой моторики у детей». |
Приложение №2
Игры на развитие речевого дыхания.
- «Веселый ветерок».
Цель: Развивать речевое дыхание, учить регулировать его силу.
Материал: Снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.
Ход игры: На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.
- «Наши уточки с утра…».
Цель: Развивать речевое дыхание, учить регулировать его силу.
Материал: Уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.
Ход игры: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил. Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.
- «Волшебная дудочка».
Цель: Развивать речевое дыхание, учить регулировать его силу.
Материал. Свистульки, дудочки, гармошка.
Ход игры: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует.! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.«Бабочка, лети!»
- «Бабочка лети».
Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Ход игры: Взрослый говорит: «Посмотри, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотри, полетели. Попробуйте и ты подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает встать возле бабочки. Дуем на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз. Нужно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
- «Пузырики».Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 3 – 4 раза.
- «Насосик».Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
- «Говорилка».
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
- «Самолет».
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме
стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жужу–жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
«Мышка и мишка».
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
«Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
«Курочки».
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
«Пчелка.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Игры на развитие фонематического слуха, лексики, грамматики.
«Кто что делает?».
Цель. Пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формировать наглядно-образное мышление. Материал. Карточки с изображением людей различных профессий.
Ход игры. Показать карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер? и др. Не забывайте про карточки-опоры.
Закрепляем: играем на кухне. У нас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.)
Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь?
В магазине? — Что делает продавец?
«Чей голос?».
Цель. Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материал. Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«Чудесный мешочек».
Цель. Закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т. д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие. Материал. Мешочек, предметы по теме.
Ход игры: предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.
«Кто больше назовет».
Цель: Использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы. Материал: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: - что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...); - что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...); - что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...); - что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...); - что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...);
- что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...); - что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.
«Подскажи словечко».
Цель. Развивать мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: - Ворона каркает, а воробей? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: воробей чирикает. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? - Крот роет норки, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- Лягушка квакает, а лошадь?
- У коровы телёнок, а у овцы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: Учить понимать семантические отношения слов, активизация глагольного словаря детей, развивать воображение, память, ловкость.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Педагог: идёт -дети: человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?».
Цель. Учить понимать семантические отношения слов в разных частях речи в едином тематическом пространстве.
Ход игры. Мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.
«Лови да бросай – цвета называй».
Цель. Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закреплять названия основных цветов, развивать воображение.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог: - Дети: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки
«Животные и их детёныши» .
Цель. Закреплять в речи детей названии детёнышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, внимание, память.
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель. Расширять словарь детей за счёт прилагательных, развивать воображение, память, ловкость. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…
«Обобщающие понятия».
Цель. Расширять словарный запас за счёт употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Огурец, помидор- овощи. Яблоко, груши- фрукты.
«Назови ласково».
Цель. Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Приложение №3
Артикуляционная гимнастика.
1. «Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой (5-6 раз).
2. «Вкусное варенье» - улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу(5-6 раз).
3. «Месим тесто» - улыбнуться, пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)(5-6 раз).
4. «Слоник пьёт» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая(5-6 раз).
5. «Щенок» (Улыбка)
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
6. «Устала собака» (лопатка)
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
7. «Клювик» (иголочка)
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
8. «Котёнок лакает молоко»
Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
9. «Вкусное варенье» (Вкусный мёд)
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
10. «Орешек»
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 11. «Киска сердится»(мостик)
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
12. «Маятник»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.
Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Приложение №4
Консультации для родителей.
1. «Возрастные нормы развития речи детей»
От 2 до 6 лет
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
2года 6 месяцев | Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) |
3 года | Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа. |
3-4 года | Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. | Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. |
4-5 лет | Обладает словарным запасом около 3000 слов Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. |
6 лет | Обладает словарем около 4000 слов Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
2. «Роль артикуляционной гимнастики в правильном звукопроизношении».
Когда люди делают гимнастику для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.
Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки.
Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.
Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга.
Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.
Упражнения выполняются от простых к сложным.
Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.
Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.
Чтобы ребенку нравилось, что он делает – поиграйте с ним в игру, типа «сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает»,»как белочка улыбается» и т.д.
Если у ребенка не получается сразу упражнение – не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
3. «Развитие мелкой моторики у детей».
Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы .
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего видаВозраст ребенка: 6 летПол: мужскойПроблема: недостаточно развитый, ...
Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы «Облачко» (3-4 года)
Пояснительная запискаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенк...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г....
Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы
Индивидуальные образовательные маршруты детей 1 младшей группы....
Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы (3-4 года) 2021-2022 уч.год
Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы (3-4 года) 2021-2022 уч.год...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника старшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут длявоспитанника старшей группы: Ахадова Амирхона. Проблема: ребенок не говорит на русском языке.Цель: создание оптимальных условий для развития русской речи...
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы
На основании особенных способностей детей был составлен индивидуальный маршрут...