Перспективное планирование на старшую группу
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Планирование работы с детьми
№ | Тема занятия | Целевые ориентиры | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | Мы воспитанники – старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомним, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | |||||
2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказка «Заяц – хвастун» (в обр. О. Капицы) и присказкой « Начинаются наши сказки…» | |||||
3 | Пересказ сказки «Заяц – хвастун». | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | |||||
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков З - С. | Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговорками. | |||||
5 | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | |||||
6 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.). | |||||
7 | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | |||||
8 | Весёлые рассказы Н.Носова. | Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова. | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель». | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем. | |||||
2 | Учимся вежливости. | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения; о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | |||||
3 | Обучению рассказыванию: описание кукол. | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | |||||
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закрепить правильное произношение звуков с - ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | |||||
5 | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | |||||
6 | Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» ( обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | |||||
7 | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | |||||
8 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | |||||
НОЯБРЬ | |||||||
1 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | |||||
2 | Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | |||||
3 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | |||||
4 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фанематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | |||||
5 | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | |||||
6 | Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | |||||
7 | Чтение рассказа Б. Житкова «как я ловил человечков». | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «как я ловил человечков» | |||||
8 | Пересказ рассказа В. Бианки « Купание медвежат». | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | ||||||
2 | Дидактическое упражнения: «Хоккей», «Кафе». | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | |||||
3 | Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Глоцера и Г. Снегерева), учить пересказывать ее. | |||||
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с- ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. | |||||
5 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | |||||
6 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | |||||
7 | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце».Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | |||||
8 | Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственное отношение, подбирать рифмующиеся слова. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | Беседа на тему: «Я мечтал...» Дидактическая игра «Подбери рифму». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. |
2 | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
3 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
4 | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. |
5 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з —ж. |
6 | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок». | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). |
8 | Обучение рассказыванию. Диактическое упражнение «Что это?». | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | Беседа на тему «О друзьях и дружбе». | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. |
2 | Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
3 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обр. М. Булатова). |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч — щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. |
5 | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
6 | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. |
7 | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». | Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. |
8 | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки...». | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. |
МАРТ | ||
1 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
2 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. |
3 | Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...». | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. |
4 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. |
5 | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Е.Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). |
6 | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. |
7 • | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц — ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Бабах». | Учить детей дифференцировать звуки ц — ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Бабах» (пер. М. Боровицкой). |
8 | Чтение сказки «Сивка-бурка». | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова). |
АПРЕЛЬ | ||
1 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р. | Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. |
2 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. |
3 | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. |
4 | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...». | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...». |
5 | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову). | Продолжать учить детей пересказывать. |
6 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга». |
7 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Активизировать словарь детей. |
8 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». |
МАЙ | ||
1 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. |
2 | Обучение рассказыванию по картинкам. | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. |
3 | Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. |
4 | Лексические упражнения. | Проверить, насколько богат словарный запас детей. |
5 | Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол». | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист — Ясный сокол». |
6 | Звуковая культура речи (проверочное). | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. |
7 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. |
8 | Повторение пройденного материала. | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). |
Литература:В.В. Гербова
«Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по разделу "Сказки".
Перспективное планирование по ознакомлению со сказками в старшей группе....
Перспективное планирование в старшей группе по ППБ
Перспективное планирование по правилам пожарной безопасноти для старшей группы...
Перспективное планирование в старшей группе программе "Радуга" (старшая группа"
В планирование представлен пла работы по всем дисциплинам, с рояснительными записками: познание,ФЭМП, чтение художественной литературы, безопвсность, конструирование и ручной тру......
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Мебель"
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет...
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Зоопарк"
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Зоопарк" с учётом инновационной деятельности...
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Транспорт"
Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в старшей группе "Транспорт" с учётом инновационной деятельности....