Игротека «Планета игр» (ОТСМ - ТРИЗ - РТВ технология)
методическая разработка по теме
Игротека «Планета игр» (ОТСМ - ТРИЗ - РТВ технология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka_-_pasport.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротека «Планета игр»
(в дополнение к комплексу «Я познаю мир «Вселенная знаний»)
Воспитатели: Андреева С.А., Еременко Е.А. (ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга», г.Жигулевск, Ссамарская обл.)
Паспорт
Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуально – творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач
Задачи:
- Развитие у детей фантазии
- Развитие логики, системного мышления
- Развитие речи
- Формирование и развитие элементарных математических представлений
- Развитие умений и навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникативной компетентности
- Организация самостоятельной познавательно – игровой активности ребенка
- Формирование активной жизненно позиции, инициативности и самостоятельности в выборе вида деятельности
Оснащение игротеки:
- Традиционная считалка
«Астрономическая считалка» (А.Усачев)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
- «Глобус» (для выбора зоны – области игры)
Описание: На глобусе находятся карманчики (всего 8 шт.). В каждом из них находится игра или задание: 6 из них - в соответствии с основными блоками комплекса «Я познаю мир», два дополнительно:
- волшебники,
- анализаторы,
- вопросы,
- признаки,
- причинно – следственная связь,
- модели мышления
- подвижная игра
- «сюрпризный» - может использоваться по усмотрению воспитателя – для внесения в предметно – развивающую среду группы нового материала, игры, алгоритма; игра по тематике недели, по познанию, развитию речи или математике, чтение художественной литературы, творческое задание – рисование или аппликация и т.д.
Ребенок, выбранный по считалке, раскручивает Глобус, стрелка укажет на 1 из кружочков определенного цвета, в кармашке такого же цвета будет находится карточка с указанием игры или задания.
Примечание: кармашки заполняются по выбору воспитателя или детей в соответствии с необходимостью и по мере надобности. Игры и задания по ТРИЗ заменяются по мере освоения нового материала и в зависимости от различных условий (тематика недели, численность детей, активность в игре, повторяемость игр и др., то есть по мере необходимости (с целью сохранения баланса между хорошим усвоением материала, развитием умений и навыков детей, с одной стороны, и поддержанием интереса к игре, активности и самостоятельности ребят)
- Методический комплекс игр с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии внесен в предметно – развивающую среду группы (картотека с описанием по блокам - см. Приложение)
Алгоритм:
- С помощью считалки выбирается ведущий (в случае подгрупповой или групповой игры)
«Астрономическая считалка» (А.Усачев)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
- Выбранный ребенок раскручивает глобус. В соответствии с выпавшим по стрелке цветом находит карманчик с игрой.
Варианты применения игротеки:
- Внесение в предметно – развивающую среду группы новой игры, алгоритма, материала;
- Тренировка умений и навыков детей, закрепление материала;
- Свободная игра в подгруппах;
- Самостоятельная игра – индивидуально/в микрогруппах.
Примечание: на начальном этапе карточки с игрой – заданием на глобус вносятся воспитателем по мере освоения материала и алгоритмов; на более поздних этапах – ребенок сам выбирает игру из выпавшего сектора, пользуясь картотекой.
Приложение
Методический комплекс игр
с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии
Признаки:
- «Домики с признаками»
- «Наши помощники (органы чувств)» – игра на соответствие анализаторов и признаков
- Игра «Логические таблицы» /(форма, цвет и др.)
- «Смени цвет, форму, размер»
- Пазлы (части)
- «Внимание» (части)
- «Любимые сказки» (части)
- «Играем и изучаем цифры» (количество)
- «Кто как устроен» (части, форма, цвет, форма)
- «Геометрические фигуры» (форма)
- «Что где растет? (место)
- Игра «Узнай по признаку»
- Игра «Узнай по форме»
- Игра на количество
- «Чей домик» (место)
- «Наведи порядок» (место)
- «Волшебная коробочка» (рельеф, материал, форма и др.признаки, связанные с тактил.анализатором)
- «Угадай-ка» (рельеф, материал, форма и др.признаки, связанные с тактил.анализатором)
- «Умные машины» (место)
- Ботаническое лото «Зеленый друг» (место)
- «4-й лишний» (форма, цвет, действий и др.) – папка и мален.конверт
- «Мои первые часы» (время)
- Игра «Расскажи, кто что делает? (признак действие и направление – справа, сверху и т.д. + вопросы – «какой..» и «что, где, когда»)
- п/и «Светофорчик» (цвет)
- п/и «Найди свой цвет» (цвет)
- «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
- «Логические рядочки»
- «Что умеют делать наши помощники» (на кольцах Луллия – игра с анализаторами и признаками)
- «Расскажи обо мне» (игра с использованием МТ – с признаками и анализаторами)
- «Найди пару» (с предметными картинками – пары со схожими или различными значениями признака и схемы – символы признаков)
- «Раз, ,два, три, признак к признаку беги» (п/и)
- «Раз, ,два, три, форма/фигура (…) ко мне беги» (п/и)
- «Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)
- Игра – лото «Наш город – Жигулевск»
Анализаторы
- Обонятельный – «Нос» –
- игра «Определи по запаху» (киндер – сюрпризы)
2) Слуховой анализатор - «ухо» –
- музыкальные инструменты (определить по звуку
- «Молчанка»
- «Слушаем тишину» - перечисляет каждый услышанный звук после паузы - тишины), «Я-я-я, покажи на меня…»
- Игра «Ква-ква-ква…»
3)Тактильный анализатор – «Рука» -
- Волшебная коробочка»
- «Угадай-ка»
- Пазлы
- Мозаика,
- Шнуровка
- Глаз -
- Трубочки наблюдения (выделение объекта или признака и наблюдение за ним)
- Ребусы
- Схемы – скороговорки
- Игра «Смоделируй знак»
- Кольцо наблюдения (выделение объекта и наблюдение за ним, изменения признаков – место, размер, направления и др.)
- Книги (чтение)
- Игра «Крокодил» (п/и)
- Домино «Дорожные знаки» (+ признак количество – другая сторона)
- Игра «Море волнуется» (п/и)
- Вкусовой анализатор –
- игра «Опиши по вкусу» (ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают»)
- Игры с признаками и анализаторами:
- Что умеют делать наши помощники (на кольцах Луллия – игра с анализаторами и признаками)
- Расскажи обо мне (игра с использованием МТ – с признаками и анализаторами)
- «Наши помощники (органы чувств)» – игра на соответствие анализаторов и признаков
Модели мышления:
- Составление рифмовок – лимериков (домик для рифм, признаки, картотека картинок - рифмовок)
- Загадки – составление загадок (алгоритм, признаки, картотека картинок)
- Составление рассказа по сюжетной картине и пейзажу (алгоритм, сюжетные картины, подбор – методический материал – «зима»; пейзажи)
- Составление рассказа по серии сюжетных картин («паровозик»)
- Числовая «да-нет-ка» (для групповой работы и индивидуальные)
- Круги Луллия (картотека картинок по сериям - сюжетам)
- Игра «Необычное сочетание»
- Игра «Веселый счет»
- Игра «Дорожные знаки»
- Игра «Фантастическая история»
- Игра «Собери растение»
- Игра «Поиграй с животными»
- Игра «Народы России»
- Пространственная «да-нет-ка» - игра« Горячо – холодно»
- Классификационная «да-нет-ка» - круги – методики «Живая и неживая природа», «»Рукотворный мир и мир природы», мир природы – животные и растения, и т д».;
- Ботаническое лото «Зеленый друг»
- п/и «Земля, вода, воздух» или «Рыбы, птицы, звери»
- «Где живут маленькие человечки» (ММЧ)
- «Как это бывает» (ММЧ)
- «Изменение агрегатного состояния воды» (ММЧ)
- Картотека словесных игр по ТРИЗ (игровых упражнений по развитию мышления, воображения и речи дошкольников)
- Системный оператор – карты различного формата, с описанием и без; наборы карточек для игры 1) «Плот», 2) «Колобок»
Вопросы:
- «Задаем вопросы» - составление вопроса по карточке – схеме (технологические карты, схемы вопросов, признаки, картинки)
- гармошка – линейка (ряд признаков)– «загадалка» - составление загадки – вопроса – «какой объект по форме, цвету…?». Ведущий отвечает на вопросы, остальные должны отгадать загаданное
- игра «Я и мое поведение» («Я думаю, что…», «Что хорошего, что плохого…»)
- «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - «Задай вопрос по сюжетной картинке» («Что я знаю…»(думаю, что…), «Что хорошего, что плохого…?»)
- игра «Расскажи – кто и что делает» или «Действие» - вопросы «Что/кто, где, когда?», «Какой…», признаки – количество, направление (справа, сверху…)
- «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
Причина – следствие
- Карточки – схемы для составления математических задачек «Загадалки» (схемы, признаки, математические цифры и знаки)
- «До – после»
- Игра «Явления природы»
- «Погодные явления»
- Последовательность событий по серии сюжетных картин
- «Поезд времени» (игра с волшебником «Зеркало времени» - сюжетные картинки)
- Игра «Причина – следствие»
- Словестные игры на установление причинно-следственных связей(картотека игр)
- Игра «Почему это произошло?»
- Игра «Что может произойти, если…»
- Игра «Продолжи предложения»
- Игра «Найди связь»
- Игра «Невероятные фантазии»
- Игра «Понимание назначения»
- Игра «Состав предметов и явлений»
- Игра «Почему это произошло?»
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ – ВОЛШЕБНИКИ (ПРИЕМЫ ТИПОВОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ)
- «Оживление – окаменение» - п/и «Море волнуется»
- п/и «Светофорчик»
- «Увеличение – уменьшение» - п/и «Карлики – великаны»
- Зеркало времени:
- Книги – «Как появляется бабочка (лягушка)…» (4 шт.)
- Игра «До и после»
- «Поезд времени» - Картинки «До и после»
- «Что сначала, что потом»
- «Было – стало»
- «Поиграй с волшебником «Машина времени» - изменение объекта или явления в различное время, разные эпохи, «прошлое –настоящее –будущее»
- «Наоборот» – «плохо – хорошо»
- антонимы (подбор пар объектов, противоположных по значению –по определенному признаку)
- «Объединение – дробление» (цель: развитие творческого воображения)
- Игра «Внимание»
- «Короткие истории»
- Шнуровки
- Пазлы «Любимые сказки»
- Конструирование из счетных палочек
- Геометрические узоры
- Волшебник «Быстрых минут» и «Замедление времени» - п/и «Часики» (убыстрение или замедление движений по скорости стрелок)
- «Волшебники времени» (на кругах Луллия)
- «Узнай, какой волшебник почудил»
- П/и «Поиграем с волшебниками»
Подвижные игры с элементами ТРИЗ
- п/и «Светофорчик» (цвет)
- п/и «Найди свой цвет» (цвет)
- п/и «Раз, ,два, три, признак к признаку беги»
- п/и «Раз, ,два, три, форма/фигура (…) ко мне беги»
- п/и «Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)
- п/и «Крокодил»
- п/и «Море волнуется»
- п/и «Земля, вода, воздух» или «Рыбы, птицы, звери»
- п/и «Поиграем с волшебниками»
- п/и «Часики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....
Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине
Согласно ФГОС ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...
"Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии"
Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии Разработала: Еременко Е.А., воспитатель ГБОУ С...
"Развитие творческого воображения детей методами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии"
Методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии (системный оператор, кольца Луллия)....
Буклет «Игры с использованием ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технологии в музыкальном развитии дошкольников»
Игры и игровые упражнения для дошкольников на музыкальных занятиях...
Конспект игрового занятия по подготовке к ФЭМП в младшей группе с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии по теме: «Как цыплята маму искали».
Знакомство детей со схемой, обозначающей имя признака «Количество». Формирование общего представления о количестве «пустой - полный».....