Игротека «Планета игр» (ОТСМ - ТРИЗ - РТВ технология)
методическая разработка по теме

Еременко Елена Анатольевна

Игротека  «Планета игр» (ОТСМ - ТРИЗ - РТВ технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_-_pasport.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека «Планета игр»

(в дополнение к комплексу «Я познаю мир «Вселенная знаний»)

Воспитатели: Андреева С.А., Еременко Е.А. (ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга», г.Жигулевск, Ссамарская обл.)

Паспорт

Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуально – творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач

Задачи:

  • Развитие у детей фантазии
  • Развитие логики, системного мышления
  • Развитие речи
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений
  • Развитие умений и навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникативной компетентности
  • Организация самостоятельной познавательно – игровой активности ребенка
  • Формирование активной жизненно  позиции, инициативности и самостоятельности в выборе вида деятельности

Оснащение игротеки:

  • Традиционная считалка

«Астрономическая считалка» (А.Усачев)

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.

  • «Глобус» (для выбора зоны – области игры)

Описание: На глобусе находятся карманчики (всего 8 шт.). В каждом из них находится игра или задание: 6 из них -  в соответствии с основными блоками комплекса «Я познаю мир», два дополнительно:

  1. волшебники,
  2. анализаторы,
  3. вопросы,
  4. признаки,
  5. причинно – следственная связь,
  6. модели мышления
  7. подвижная игра
  8. «сюрпризный» - может использоваться по усмотрению воспитателя – для внесения в предметно – развивающую среду группы нового материала, игры, алгоритма;   игра по тематике недели, по познанию, развитию речи или математике, чтение художественной литературы, творческое задание – рисование или аппликация и т.д.

Ребенок, выбранный по считалке, раскручивает Глобус, стрелка укажет на 1 из кружочков определенного цвета, в кармашке такого же цвета будет находится карточка с указанием игры или задания.

Примечание: кармашки заполняются по выбору воспитателя или детей  в соответствии с необходимостью и по мере надобности. Игры и задания по ТРИЗ заменяются по мере освоения нового материала и в зависимости от различных условий (тематика недели, численность детей, активность в игре, повторяемость игр и др., то есть по мере необходимости (с целью сохранения баланса между хорошим усвоением материала, развитием умений и навыков детей, с одной стороны,   и поддержанием интереса к игре, активности и самостоятельности ребят)

  • Методический комплекс игр с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии внесен в предметно – развивающую среду группы (картотека с описанием по блокам - см. Приложение)

Алгоритм:

  • С помощью считалки выбирается ведущий (в случае подгрупповой или групповой игры)

«Астрономическая считалка» (А.Усачев)

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.

  • Выбранный ребенок раскручивает глобус. В соответствии с выпавшим  по стрелке цветом находит карманчик  с игрой.

Варианты применения игротеки:

  • Внесение в предметно – развивающую среду группы новой игры, алгоритма, материала;
  • Тренировка умений и навыков детей, закрепление материала;
  • Свободная игра в подгруппах;
  • Самостоятельная игра – индивидуально/в микрогруппах.

Примечание: на начальном этапе карточки с игрой – заданием на глобус вносятся воспитателем по мере освоения материала и алгоритмов; на более поздних этапах – ребенок сам выбирает игру из выпавшего сектора, пользуясь картотекой.

Приложение

Методический комплекс игр

с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии

Признаки:

  • «Домики с признаками»
  • «Наши помощники (органы чувств)» – игра на соответствие анализаторов и признаков
  • Игра «Логические таблицы» /(форма, цвет и др.)
  • «Смени цвет, форму, размер»
  • Пазлы (части)
  • «Внимание» (части)
  • «Любимые сказки» (части)
  • «Играем и изучаем цифры» (количество)
  • «Кто как устроен» (части, форма, цвет, форма)
  • «Геометрические фигуры» (форма)
  • «Что где растет? (место)
  • Игра  «Узнай по признаку»
  • Игра «Узнай по форме»
  • Игра на количество
  • «Чей домик» (место)
  • «Наведи порядок» (место)
  • «Волшебная коробочка» (рельеф, материал, форма и др.признаки, связанные с тактил.анализатором)
  • «Угадай-ка» (рельеф, материал, форма  и др.признаки, связанные с тактил.анализатором)
  • «Умные машины» (место)
  • Ботаническое лото «Зеленый друг» (место)
  • «4-й лишний» (форма, цвет, действий и др.) – папка и мален.конверт
  • «Мои первые часы» (время)
  • Игра «Расскажи, кто что делает? (признак действие и направление – справа, сверху и т.д. + вопросы – «какой..» и «что, где, когда»)
  • п/и «Светофорчик»  (цвет)
  • п/и «Найди свой цвет» (цвет)
  • «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
  • «Логические рядочки»
  • «Что умеют делать наши помощники» (на кольцах Луллия – игра с анализаторами и признаками)
  • «Расскажи обо мне» (игра с использованием МТ – с признаками и анализаторами)
  • «Найди пару» (с предметными картинками – пары со схожими или различными значениями признака  и схемы – символы признаков)
  • «Раз, ,два, три, признак к признаку беги» (п/и)
  • «Раз, ,два, три, форма/фигура  (…) ко мне  беги» (п/и)
  • «Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)
  • Игра – лото «Наш город – Жигулевск»

Анализаторы

  1. Обонятельный – «Нос» –
  • игра «Определи по запаху» (киндер – сюрпризы)

    2) Слуховой анализатор - «ухо» –

  • музыкальные инструменты (определить по звуку
  • «Молчанка»
  • «Слушаем тишину» - перечисляет каждый услышанный звук после паузы - тишины), «Я-я-я, покажи на меня…»
  • Игра «Ква-ква-ква…»

         3)Тактильный анализатор – «Рука» - 

  • Волшебная коробочка»
  • «Угадай-ка»
  • Пазлы
  • Мозаика,
  • Шнуровка
  1. Глаз  -
  • Трубочки наблюдения (выделение объекта или признака и наблюдение за ним)
  • Ребусы
  • Схемы – скороговорки
  • Игра «Смоделируй знак»
  • Кольцо наблюдения (выделение объекта и наблюдение за ним, изменения признаков – место, размер, направления и др.)
  • Книги (чтение)
  • Игра «Крокодил» (п/и)
  • Домино «Дорожные знаки» (+ признак количество – другая сторона)
  • Игра «Море волнуется» (п/и)
  1. Вкусовой анализатор –
  • игра «Опиши по вкусу» (ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают»)
  1. Игры с признаками и анализаторами:
  • Что умеют делать наши помощники (на кольцах Луллия – игра с анализаторами и признаками)
  • Расскажи обо мне (игра с использованием МТ – с признаками и анализаторами)
  • «Наши помощники (органы чувств)» – игра на соответствие анализаторов и признаков

Модели мышления:

  • Составление рифмовок – лимериков (домик для рифм,  признаки, картотека картинок - рифмовок)
  • Загадки – составление загадок (алгоритм, признаки, картотека картинок)
  • Составление рассказа по сюжетной картине  и пейзажу (алгоритм, сюжетные картины, подбор – методический материал – «зима»; пейзажи)
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин («паровозик»)
  • Числовая «да-нет-ка» (для групповой работы и индивидуальные)
  • Круги Луллия (картотека картинок по сериям - сюжетам)
  • Игра «Необычное сочетание»
  • Игра «Веселый счет»
  • Игра «Дорожные знаки»
  • Игра «Фантастическая история»
  • Игра «Собери растение»
  • Игра «Поиграй с животными»
  • Игра «Народы России»
  • Пространственная «да-нет-ка» - игра« Горячо – холодно»
  • Классификационная «да-нет-ка»  - круги – методики «Живая и неживая природа», «»Рукотворный мир и мир природы», мир природы – животные и растения, и т д».;
  • Ботаническое лото «Зеленый друг»
  • п/и «Земля, вода, воздух» или «Рыбы, птицы, звери»
  • «Где живут маленькие человечки» (ММЧ)
  • «Как это бывает» (ММЧ)
  • «Изменение агрегатного состояния воды» (ММЧ)
  • Картотека словесных игр по ТРИЗ (игровых упражнений по развитию мышления, воображения и речи  дошкольников)
  • Системный оператор – карты различного формата, с описанием и без; наборы карточек для игры 1) «Плот», 2) «Колобок»

Вопросы:

  • «Задаем вопросы» - составление вопроса по карточке – схеме (технологические карты, схемы вопросов, признаки, картинки)
  • гармошка – линейка  (ряд признаков)– «загадалка» - составление загадки – вопроса – «какой объект по форме, цвету…?». Ведущий отвечает на вопросы, остальные должны отгадать загаданное
  • игра «Я и мое поведение» («Я думаю, что…», «Что хорошего, что плохого…»)
  • «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - «Задай вопрос  по сюжетной картинке» («Что я знаю…»(думаю, что…), «Что хорошего, что плохого…?»)
  • игра «Расскажи – кто и что делает» или «Действие» - вопросы «Что/кто, где, когда?», «Какой…», признаки – количество, направление (справа, сверху…)
  • «Задай вопрос» (на кругах Луллия)

Причина – следствие

  • Карточки – схемы для составления математических задачек «Загадалки» (схемы, признаки, математические цифры и знаки)
  • «До – после»
  • Игра «Явления природы»
  • «Погодные явления»
  • Последовательность  событий по серии сюжетных картин
  • «Поезд времени» (игра с волшебником «Зеркало времени» - сюжетные картинки)
  • Игра «Причина – следствие»
  • Словестные игры на установление причинно-следственных связей(картотека игр)
  • Игра «Почему это произошло?»
  • Игра «Что может произойти, если…»
  • Игра «Продолжи предложения»
  • Игра «Найди связь»
  • Игра «Невероятные фантазии»
  • Игра «Понимание назначения» 
  • Игра «Состав предметов и явлений»
  • Игра «Почему это произошло?»

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ – ВОЛШЕБНИКИ (ПРИЕМЫ ТИПОВОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ)

  • «Оживление – окаменение» - п/и «Море волнуется»

                                               -  п/и «Светофорчик»

  • «Увеличение – уменьшение»  - п/и «Карлики – великаны»
  • Зеркало времени:
  • Книги – «Как появляется бабочка (лягушка)…» (4 шт.)
  • Игра «До и после»
  • «Поезд времени» - Картинки «До и после»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Было – стало»
  • «Поиграй с волшебником «Машина времени» - изменение объекта или явления  в различное время, разные эпохи, «прошлое –настоящее –будущее»
  • «Наоборот» – «плохо – хорошо»

                - антонимы (подбор пар объектов,  противоположных по значению –по определенному признаку)

  • «Объединение – дробление» (цель: развитие творческого воображения)
  • Игра «Внимание»
  • «Короткие истории»
  • Шнуровки
  • Пазлы «Любимые сказки»
  • Конструирование из счетных палочек
  • Геометрические узоры
  • Волшебник «Быстрых минут» и «Замедление времени» - п/и «Часики» (убыстрение или замедление движений по скорости стрелок)
  • «Волшебники времени» (на кругах Луллия)
  • «Узнай, какой волшебник почудил»
  • П/и «Поиграем с волшебниками»

Подвижные игры с элементами ТРИЗ

  • п/и «Светофорчик»  (цвет)
  • п/и «Найди свой цвет» (цвет)
  • п/и «Раз, ,два, три, признак к признаку беги»
  • п/и «Раз, ,два, три, форма/фигура  (…) ко мне  беги»
  • п/и «Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)
  • п/и «Крокодил»
  • п/и «Море волнуется»
  • п/и «Земля, вода, воздух» или «Рыбы, птицы, звери»
  • п/и «Поиграем с волшебниками»
  • п/и «Часики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....

Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

"Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии"

Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам  с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии Разработала: Еременко Е.А., воспитатель ГБОУ С...

"Развитие творческого воображения детей методами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии"

Методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии (системный оператор, кольца Луллия)....

Буклет «Игры с использованием ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технологии в музыкальном развитии дошкольников»

Игры и игровые упражнения для дошкольников на музыкальных занятиях...

Конспект игрового занятия по подготовке к ФЭМП в младшей группе с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии по теме: «Как цыплята маму искали».

Знакомство детей со схемой, обозначающей имя признака «Количество». Формирование общего представления о количестве «пустой - полный».....