ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ ТЕХНОЛОГИИ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи. Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ ТЕХНОЛОГИИ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
Сентябрь
Тема 1-й недели сентября: «Сад. Фрукты» (средняя группа)
1. Морфологический анализ (систематизация представлений о фруктах – работа в таблице).
2. Игры «На что похоже?», «Узнай по описанию» (работа с признаками цвета, величины, вкуса, формы).
3. Игры с волшебниками (работа с ощущениями, получаемыми разными анализаторами).
4. Составление сравнений, рифмовок о фруктах.
5. Игры «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Я поеду на Север».
6. Метод фокальных объектов (чудо-фрукты).
7. Игра «Заморские гости» (классификация фруктов по признаку места произрастания).
8. Решение творческой задачи: кК уберечь урожай вишен от птиц?
9. Моделирование содержания стихотворения Г. Сапгир «Садовник».
10. Игра «Что мне вкусно и невкусно».
11. Игра «Кто больше назовёт?».
12. Игра «Что было, что будет?».
Тема 2-й недели сентября: «Огород. Овощи» (средняя группа)
1. Кольца Луллия.
2. Морфологический анализ (систематизация представлений об овощах).
3. Игра «паровозик» (на примере бобовых: фасоль, горох, боб, соя).
4. Игра «Мои друзья» (группировка овощей на основе одного из признаков: вкусовые качества, форма, величина, цвета, способ приготовления и др.).
5. Системный анализ белорусской народной сказки «Пых».
6. Составление сравнение, загадок, рифмовок об овощах.
7. Системный оператор (понятие «огород»).
8. Игры: «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Загадалки», «Ценпочка», «Что сначала, что потом?».
9. Метод фокальных объектов (с выходом на продуктивную деятельность) – лепка или аппликация.
10. Решение творческой задачи: как посадить много овощей на маленьком огороде?
11. Моделирование содержания и заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Тема 3-й недели сентября: «Труд взрослых» (средняя группа)
1. Кольца Луллия (орудия труда, форма и спецодежда).
2. Морфологический анализ (систематизация представлений о специфике труда взрослых в осенний период).
3. Игры:»Чье дело?», «Необычный подарок» (обмен функциями, трудовыми орудиями), «Теремок» (поиск общих признаков у объектов. Содержание картинок должно соответствовать теме недели).
4. Составление загадок об орудиях труда.
5. Составление рифмовок о профессиях.
6. Составление сказки методом «Каталог».
7. Игра «Да-нет» (объектная, загадываются представители профессий и орудия труда).
8. Игра «Из прошлого в будущее».
9. Игра «Цепочка слов».
10. Игра «Что ты знаешь об объекте?».
Тема 4-й недели сентября: «Осень» (средняя группа)
1. Решение творческой задачи: как убрать большую лужу на площадке для прогулок?
2. Игры: «Ты мой кусочек», «Раньше-позже», «Дразнилка», «Хорошо-плохо», Поезд времени», «Что умеет делать?».
3. Рассматривание и составление рассказа по серии картинок «Как дети грибы собирали».
4. Составление загадок об осенних признаках.
5. Морфологический анализ «Как природа к зиме готовится» (работа в таблице).
6. Игры: «Опиши объект», «Угадай по описанию».
7. Рассматривание картины об осени, составление описательного рассказа на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
8. Игра «Лифт».
9. Игра «Кто больше назовет?».
10. Игра «Что без чего не может быть?».
Октябрь
Тема 1-й недели октября: «Деревья. Лес. Грибы» (средняя группа)
1. Игра «Да-нет» (объектная: деревья, грибы, лесные обитатели; линейная – с картинками или муляжами).
2. Морфологический анализ (систематизация представлений о грибах) с выходом на продуктивную деятельность (лепка «Необычные грибы»).
3. Кольца Луллия («Где растёт», «Чудо-гриб»).
4. Игры: «Хорошо-плохо», «Что такое? Кто такой?» (отгадывание по описанию).
5. Составление загадок о грибах и деревьях.
6. Игра «Складушки-ладушки», составление простейших рифмовок о грибах (боровик, мухомор, лисичка, поганка).
7. Составление сказки динамического характера на основе метода «Морфоанализа» (игры с «волшебными дорожками»).
8. Системный анализ сказки В. Сутеева «Под грибком».
Тема 2-й недели октября: «Семья» (средняя группа)
1. Системный оператор (составление «родословного дерева» по 4-5 поколения).
2. Игры с волшебником Времени (ускорение, замедление, перепутывание времени).
3. Игра «Паровозик времени» (возрастная линия человека от младенца до старика).
4. Игра «Да-нет» (объектная).
5. Игра «Весёлая семейка» (с картинками – группировка изображений объектов по заданному признаку).
6. Кольца Луллия.
7. Рассматривание сюжетной серии картин и составление рассказов «Дружная семья».
8. Игры: «Подарок маме», «Положи на место».
Тема 3-й недели октября: «Одежда» (средняя группа)
1. Системный оператор (на примере конкретных предметов одежды: платье, пальто).
2. Морфологический анализ (систематизация представлений об одежде).
3. Кольца Луллия («Мы – модельеры»).
4. Игры: «Всё в мире перепуталось», «Ты мой кусочек» (игры с волшебником Дели-Давай), «Теремок» (поиск общих свойств и признаков) «Раньше-позже» (закрепление последовательности процесса одевания).
5. Составление загадок о предметах одежды.
6. Рассматривание сюжетной серии картинок и составление по ним связного текста «Одеваем куклу на прогулку».
7. Составление лимериков в рамках темы.
8. Решение творческой задачи: погода осенью переменчива. Как одеться утром, чтобы днём не было холодно, если станет пасмурно, и чтобы не было жарко, если выглянет солнышко?
Тема 4-й недели октября: «Обувь» (средняя группа)
1. Системный оператор (на примере конкретного вида обуви: ботинки, туфли).
2. Эвроритм (тапочки).
3. Кольца Луллия («Придумываем новую обувь»).
4. Составление загадок об обуви.
5. Моделирование и заучивание стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться братца».
6. Игры: «Теремок», «Ищу друзей», «Угадай по описанию», «Сравни по материалу».
7. Игры с волшебниками (с выходом на продуктивную деятельность: создание коллажа «Чудо-дерево»).
8. Решение конструкторской задачи: малышам трудно бывает завязать шнурки и застегнуть молнию в сапожках. Придумайте такие сапожки (ботинки), в которых не будет шнурков и застёжек-молний.
Ноябрь
Тема 1-й недели ноября: «Знакомство с белорусским орнаментом» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Найди элемент», «Составь узор»).
2. Игры: «На что похоже?», «Части – целое», «Угадай по описанию».
3. Системный оператор (на примере вышитого ручника).
4. Игры на группировку и классификацию: «Ищу друзей», «Кому что», «Раз, два, три, ко мне… беги!».
5. Составление сравнений, загадок о предметах быта.
6. Решение проблемной ситуации (на поиск ресурсов): глиняную посуду украшают росписью. Но на пластилин краска не ложится. Как украсить посуду для кукол, вылепленную из пластилина?
7. Игры: «Ты мой кусочек», «Из чего это сделано?».
8. Игра «Кто внимательный?».
Тема 2-й недели ноября: «Знакомство с дымковской игрушкой» (средняя группа)
1. Морфологический анализ (систематизация основных признаков дымковской игрушки: элементы росписи, тематика, создание своих образов) с выходом на продуктивную деятельность выкладывание силуэтов дымковских игрушек, «роспись» по мотивам дымковской игрушки.
2. Кольца Луллия («Придумай игрушку»).
3. Составление загадок о дымковских игрушках (птичка, барышня, индюк).
4. Игры: «Часть – целое», «Ожившие предметы».
5. Эмпатия: «Если бы ты был игрушкой, как бы ты себя чувствовал, если бы тебя уронили? Если бы поставили в горячую печь? Если бы стали раскрашивать?...».
6. Составление текста сказочного содержания динамического плана по методу «Каталог».
7. Составление сравнений, лимериков об игрушках.
8. Игра «Загадалка».
Тема 3-й недели ноября: «Посуда. Труд повара» (средняя группа)
1. Системный оператор (на примере кухонной плиты).
2. Морфологический анализ (систематизация признаков посуды, придумывание новых предметов посуды, более функциональных и универсальных).
3. Кольца Луллия (описание объектов на основе признаков и их значений).
4. Составление загадок о предметах посуды.
5. Игры: «Всё в мире перепуталось», «Хорошо-плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Загадалка», «Угадай по описанию», «Часть-целое».
6. Наглядное моделирование продуктов питания (компот, чай, суп) (метод маленьких человечков).
Тема 4-й недели ноября: «Наше тело» (средняя группа)
1. Системный оператор (систематизация представлений об организме с акцентом на необходимость ведения здорового образа жизни).
2. Составление рифмовок о предметах гигиены (мыло, мочалка).
3. Игры с волшебниками (волшебник Размера, Дели-Давай, Всёмогу, Могутолько).
4. Эмпатия – рефлексия состояния отдельных органов нашего тела в проблемной ситуации: разбитая коленка, но во время сильного насморка и т.д.
5. Игры: «Что умеет делать?», «Путаница», «Живые картинки», «Зеркало времени», «Наоборот».
6. Рассматривание сюжетной серии картинок и составление по ним связного рассказа «Собираемся гулять».
7. Решение творческой задачи: маленькие дети быстро растут, и новые штанишки им становятся коротки. Что можно сделать?
Декабрь
Тема 1-й недели декабря: «Зима» (средняя группа)
1. Метод фокальных объектов («Портрет Зимушки»).
2. Игра «Загадалка» (загадывание состояния объектов в зимний период и зимних природных явлений через описание их признаков).
3. ММЧ (моделирование процессов замерзания воды и таяния льда; снежинки, сосульки, замерзание реки или озера).
4. Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».
5. Составление загадок о зиме.
6. Коллективное составление рифмовок о снежинке.
7. Моделирование и заучивание содержания стихотворения Я. Акима «Первый снег».
8. Игры с волшебниками (волшебник Дели – Давай, Размера, Всёмогу, Могутолько, Наоборот).
9. Игра «Да-нет» (линейная, плоскостная, объектная).
Тема 2-й недели декабря: «Птицы» (средняя группа)
1. Системный оператор (на примере снегиря, синицы. Основной акцент: изменение образа жизни с изменением надсистемы – наступлением зимы).
2. Кольца Луллия («Чей признак?», «Чем питается?»).
3. Игры: «Что умеет делать?», «Выбери самое главное» работа с признаками и их значениями).
4. Рассматривание сюжетной серии картинок и составление связного рассказа «Кормим птиц».
5. Моделирование и заучивание содержания стихотворения С. Шушкевича «Нашы сябры».
6. Составление сказки «Приключения Синички» (конфликтного типа).
7. Игры «Хорошо-плохо», «Наоборот».
8. Эмпатия - рефлексия физического состояния объектов живой природы в связи с проблемами зимнего существования (синичка голодна, воробышку холодно).
9. Составление загадок о зимующих птицах (снегирь, синица, голубь, воробей, клест).
10. Составление лимериков о зимующих птицах.
11. Решение изобретательской задачи: кормушка должна висеть высоко, чтобы кот не достал, и должна висеть невысоко, чтобы дети могли сами подсыпать корм.
Тема 3-й недели декабря: «Игрушки. Белорусские игрушки» (средняя группа)
1. Игра «Да-нет» (линейная и плоскостная – с картинками, плоскостная и объемная – с игрушками).
2. Системный оператор (составление сказки описательного характера на основе белорусской народной сказки «Одноглазое горе»).
3. Игры: «Подарки», «Купец» (на основе оперирования значениями признака).
4. Волшебник «Дробление-Объединение» с выходом на продуктивную деятельность (лепка по мотивам глиняной белорусской игрушки).
5. Моделирование и заучивание содержания белорусской потешки «Кукарэку, Певунок!».
6. Игры: «Ищу друзей», «Часть-целое».
7. Коллективное составление лимериков об игрушках.
8. Игра «Магазин игрушек» (упражнение в описании объектов по внешним признакам).
9. Игра «Из чего это сделано?».
10. Игра «Кто внимательный?».
11. Игра «Четвертый лишний».
Тема 4-й недели декабря: «Новый год» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Придумаем новые игрушки на елку» с выходом на практическую деятельность – конструирование.
2. Морфологический анализ (готовим подарки малышам) с выходом на практическую деятельность – конструирование.
3. Игры: «Опиши объект», «Загадалки».
4. Составление загадок о сказочных персонажах, атрибутах празднования Нового года.
5. Коллективное сочинение сказки о том, как Дед Мороз на елку спешил (метод фокальных объектов, «дорожка» времени, волшебники).
6. Игры: «Цепочка», «Я еду на Север».
7. Моделирование и заучивание содержания стихотворения К. Чуковского «Были бы у елочки ножки…».
8. Игра «Часть-целое».
9. Игра «Выбери признаки, которые есть у других объектов».
10. Решение творческой задачи: что надо сделать, чтобы никто не вырубил елочки в лесу без разрешения?
Январь
Тема 1-й недели января: «Каникулы» (средняя группа)
1. Игры с волшебниками.
2. Игры по системному мышлению, по формированию чувствительности к противоречию: «Наоборот», «Маятник», «Хорошо-плохо», «Объяснялки».
3. Игры на основе задачи «Да-нет» (линейные, плоскостные, объемные).
4. Составление загадок о самостоятельно выбранных детьми объектах.
5. Решение исследовательской задачи: почему при замерзании уровень воды в сосуде повышается? (на основе экспериментирования и наглядного моделирования).
6. Игра «Старая сказка на новый лад».
7. Игра «Перевертыши» (закрепление умения выделять в объектах положительные и отрицательные стороны).
8. Игра «Цветные льдинки» (знакомство с явлением диффузии).
9. Игра «Город смешанных человечков» (моделирование «маленькими человечками»).
Тема 2-й недели января: «Зима. Зимние развлечения» (средняя группа)
1. Игры: «Раньше-позже», «Живые картинки», «Теремок», «Я твой кусочек».
2. Моделирование и заучивание содержания стихотворения В. Брестова «Гололедица». Анализ противоречия, заложенного в стихотворении с помощью приема «Точка зрения».
3. Составление загадок (в рамках содержания темы).
4. Игры с волшебниками «Замри-Отомри», «Дели-Давай».
5. Составление рифмовок в рамках темы.
6. Решение творческой задачи (на поиск ресурсов): придумываем новые забавы на прогулке.
7. Метод фокальных объектов.
Тема 3-й недели января: «Домашние животные и их детеныши» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Кто, где живет»).
2. Игры: «Угадай, кто прячется в домике?», «Что забыл художник?».
3. Игры: «Давайте поменяемся», «Теремок», «Кем был, кем стал?».
4. Составление загадок, рифмовок о домашних животных и их детенышах.
5. Составление конфликтной сказки «Как кошка цыплят воспитывала».
6. Рассматривание картины и составление описательного рассказа о местонахождении объекта на картинке «живая картинка».
7. Моделирование содержания стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый».
Тема 4-й недели января: «Дикие животные и их детеныши» (средняя группа)
1. Морфологический анализ (систематизация представлений об особенностях зимовья животных).
2. Системный анализ русской народной сказки «Зимовье зверей».
3. Кольца Луллия («Чей домик», «Давайте поменяемся»).
4. Игры: «Кто это, если у него есть…?», «Ищу друзей», «Часть-целое».
5. Игра на классификацию «Все в мире перепуталось».
6. Составление загадок, лимериков.
7. Эмпатия – рефлексия состояния представителей дикой природы в ситуации возникновения проблемы («медведь шатун», «голодные волки», «птичке холодно» и т.д.).
Февраль
Тема 1-й недели февраля: «Обитатели живого уголка (рыбки, растения, птицы, животные)» (средняя группа)
1. Системный оператор (анализ проблемной ситуации: почему завял цветок?).
2. Игры: «Цепочка», «Опиши объект», «Давай поменяемся», «Угадай по описанию», «Найди друзей».
3. Эмпатия – рефлексия состояния обитателей уголка природы в ситуации возникновения проблемы: цветок забыли полить, теплолюбивое растение оказалось на солнце, рыбку не покормили, у попугайчика грязная поилка.
4. Составление сравнений, загадок.
5. Моделирование содержания и заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонёк».
6. Временная цепочка развития растений («Дорожка времени»).
7. Составление сказки о попугае методом «Каталог».
Тема 2-й недели февраля: «Транспорт» (средняя группа)
1. Системный оператор (прогнозирование развития системы «автомобиль»).
2. Кольца Луллия («Фантастические машины»).
3. Морфологический анализ (систематизация представлений о разных видах транспорта).
4. Игры: «Угадай по описанию», «Найди друзей», «Опиши объект».
5. Игры: «Что общее?», «Выбери самое главное».
6. Игры с волшебниками Всёмогу, Могутолько, Дели-Давай, Замри-Отомри, Наоборот.
7. Составление лимериков, загадок о видах транспорта.
Тема 3-й недели февраля: «Профессии взрослых, работающих на транспорте» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Что для кого?», «Чей инструмент?»).
2. Игры: «Опиши объект», «Мои друзья», «Чье дело», «Дразнилка», «Выбери самое главное», «Давай поменяемся».
3. Составление загадок о работниках транспорта.
4. Игра «Да-нет».
5. Игра «Хорошо-плохо».
6. Игра «Закончи сказку».
7. Решение творческой задачи: как водителю проехать по дороге, если путь преграждает большое дерево?
Тема 4-й недели февраля: «Кто работает в детском саду?» (средняя группа)
1. Игры: «Угадай по описанию», «Чье дело?», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Составь рифму».
2. Игры с волшебниками Всёмогу, Могутолько, волшебник Перепутывания Времени.
3. Составление загадок о детском садике.
4. Игра «Живые картинки».
5. Составление описательной сказки «Как Баба Яга в детский сад пришла».
6. Эмпатия.
7. Игры: «Цепочка слов», «Назови одним словом», «Наоборот».
Март
Тема 1-й недели марта: «Белорусское народное творчество, народный фольклор» (средняя группа)
1. Игры: «Часть-целое», «Теремок», «На что похоже», «Ищу друзей», «Чем был, чем стал?», «Дорисуй», «Всё в мире перепуталось», «Какую пользу приношу?», «Купец», «Найди ошибку», «Сравни по материалу».
2. Кольца Луллия («Из чего сделано?»).
3. Составление сравнений, загадок.
4. Составление лимериков (по мотивам белорусского фольклора).
5. Системный оператор (на примере конкретных предметоы).
6. Игра «Поменяй местами».
7. Игры: «Сказка переехала», «Путаница».
8. Игра «Мастерская поделок».
Тема 2-й недели марта: «Весна. 8 марта» (средняя группа)
1. Морфологический анализ (систематизация признаков и представлений о сезонных весенних изменениях).
2. Составление динамической сказки «Как звери весну встречают».
3. Игра «Цепочка».
4. Составление сравнений, загадок.
5. Игры: «Что умеет делать?», «Часть-целое», «Что сначала, что потом?», «Да-нет», «Наоборот», «Объяснялки».
6. Решение проблемной ситуации: на участке грязь и слякоть, как же нам теперь гулять?
7. Заучивание стихотворения по модели о празднике 8 Марта.
8. Эмпатия.
Тема 3-й недели марта: «Мебель» (средняя группа)
1. Игры: «Да-нет», «Теремок», «Цепочка».
2. Составление загадок, лимериков.
3. Игра «Паровозик» (последовательность производства).
4. Игра «Найди ошибку».
5. Игра «Хорошо-плохо».
6. Решение творческой задачи: как быть, если детей в садик пришло много и мебели не хватает?
7. Морфологический анализ (систематизация признаков объекта, преобразование объекта).
Тема 4-й недели марта: «Каникулы» (средняя группа)
1. Составление лимериков, загадок.
2. Системный анализ белорусской народной сказки «Как кот зверей напугал».
3. Игра-аналогия «У кого научился?».
4. Игра «Живые картинки».
5. Игры с волшебниками Я только слышу, Я ощущаю руками и др.
6. Эмпатия.
Апрель
Тема 1-й недели апреля: «Свойства и качества материалов» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Что из чего?»).
2. Игры: «Опиши объект», «Что умеет делать?», «Паровозик», «Невпопад», «Угадай, кто прячется в домике?», «Ищу друзей», «Часть-целое».
3. Морфологический анализ (систематизация объектов по признакам и их значениям).
4. Составление сравнений, загадок.
5. Решение творческой задачи на поиск ресурсов: у нас закончилась бумага, а рисовать хочется. На чём можно рисовать?
6. Рассматривание картинок, составление описательных рассказов на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Тема 2-й недели апреля: «Город. Улица. Светофор» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Знаки дорожного движения»).
2. Рассматривание сюжетной серии картинок «Как ребята улицу переходили».
3. Составление загадок, рифмовок.
4. Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».
5. Игра «Карусель».
6. Игра «Волшебный светофор».
7. Решение проблемной ситуации: если светофор сломался…
8. Коллективное составление морально-этической сказки «Однажды в гараже».
Тема 3-й недели апреля: «Весна в городе» (средняя группа)
1. Системный оператор (систематизация представлений об изменениях, связанных с наступлением весны в жизни людей).
2. Игры на классификацию по заданному признаку: «Что кому?», «Найди домик».
3. Решение проблемной ситуации: как уберечься от падающих с крыш сосулек.
4. Составление лимериков.
5. Игры: «Загадалки», «Объяснялки», «Наоборот», «один – хорошо, много – плохо».
6. Рассматривание картин, подбор антонимов об объектах.
Тема 4-й недели апреля: «Лес. Животные. Насекомые» (средняя группа)
1. Моделирование (временная цепочка развития растений).
2. Игры: «Что сначала, что потом?», «Опиши объект», «Угадай по описанию», «Выбери самое главное», «Давай поменяемся», «Паровозик».
3. Составление загадок, лимериков.
4. Кольца Луллия («Кто где живёт?»).
5. Игра «Часть-целое».
6. Решение исследовательской задачи (с помощью системного анализа): откуда в весеннем лесу появились насекомые?
7. Эмпатия.
8. Моделирование содержания стихотворения И. Токмаковой «Сосны».
Май
Тема 1-й недели мая: «Воздух» (средняя группа)
1. «Что такое воздух» (исследовательский проект на основе ММЧ).
2. Игры: «Необычный подарок», «Что умеет делать?», «Купец».
3. Составление загадок, рифмовок.
4. Составление сказки конфликтного типа «Как Ветерок друзей искал».
5. «Если хочешь быть здоров» (системный анализ факторов, влияющих на здоровый образ жизни. Значение свежего воздуха для состояния здоровья).
6. Решение исследовательской задачи: где живет воздух?
Тема 2-й недели мая: «Деревья, кусты весной» (средняя группа)
1. Кольца Луллия («Чья веточка», «Догадайся и найди»).
2. Игры: «Опиши объект», «Что сначала, что потом?». «Цепочка», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Необычный подарок».
3. Составление загадок о деревьях и кустах.
4. Игры: «Мои друзья», «Что умеет делать?», «Наоборот», «Паровозик».
5. Решение творческой задачи на основе прямой аналогии: как помочь молодому деревцу прижиться на новом месте?
6. Метод фокальных объектов.
Тема 3-й недели мая: «Птицы» (средняя группа)
1 Системный оператор (на примере ласточки).
2. Игры: «Живые картинки», «Угадай по описанию», «Давай поменяемся», «Где живёт?», «Ищу друзей», «Догадайся, чей голос».
3. Составление загадок, рифмовок о птицах.
4. Решение творческой задачи: что надо сделать ласточке, чтобы её птенцы не выпали из гнезда.
5. Игры «Да-нет» (пространственные и объектные).
6. Эмпатия, «Точка зрения».
7. Составление динамической сказки об аисте.
Тема 4-й недели мая: «Цветы садовые и полевые» (средняя группа)
1. Игры «Часть-целое». «Опиши объект», «Угадай по описанию», «Давай поменяемся», «Необычный подарок», «Карусель», «Найди загаданный цветок», «Что произойдёт?».
2. Составление сравнений, загадок о садовых и полевых цветах.
3. Составление лимерика о садовых и полевых цветах.
4. Эмпатия.
5. Метод фокальных объектов (называние признаков объектов и перенос их на объект «цветок» (по выбору детей).
6. Коллективное сочинение сказки о цветке методом «Каталог».
7. Морфологический анализ (путешествие цветка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для средней группы
Перспективный план...
Перспективный план в средней группе "К нам весна шагает"
комплексно - тематическое планирование...
Перспективный план в средней группе.Образовательная область "Художественное творчество" .
Перспективный план в средней группе....
Перспективный план для средней группы в соответствии с ФГТ
Материал, который необходим воспитателям....
Перспективный план работы средняя группа
Перспективный план работы средняя группа...
перспективный план для средней группы.
Перспективный план работы на год....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми средней группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Сравнение разных видов тканей»
Показать, что ткань может быть разного качества. Продолжать учить обследовать объект....