Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по развитию речи детей 5-7 лет | 55.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад комбинированного вида «Берёзка», г. Белоярский»
Инновационный педагогический опыт
работы по развитию диалектического
мышления и связной речи детей
старшего дошкольного возраста
средствами ОТСМ – ТРИЗ - технологии
Воспитатель
первой квалификационной категории
Бурак Алла Михайловна
г. Белоярский
2013г.
Актуальность.
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Традиционно речь рассматривается как средство коммуникации, как средство отражения результатов мышления.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение детьми нормами речи.
Это важно также и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника. По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие с аграмматизмами;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий, бедный словарный запас.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Поэтому, роль речи в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Задачи, основные методы и содержание учебного курса «Развитие речи» определены ещё Е.И. Тихеевой, и на сегодняшний день почти не претерпели изменений. Хотя конкретная ситуация (факторы, влияющие на развитие речи ребёнка) изменились.
Потребность в новых подходах к методике развития речи дошкольников объясняется тем, что традиционные подходы не дают требуемого качества.
Таким образом, развитие связной речи детей является трудным процессом, требующим использования новых, более эффективных методов и приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.
Условия формирования опыта
Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
В исследованиях данного направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Детство» под редакцией Логиновой, Бабаевой и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы . Использовала методическую литературу: «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5 – 7 лет, Сидорчук Т.А. « К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста», изучала опыт работы коллег города Нягани ( Ю.В.Дакиева), городов Череповца и Трёхгорный(С.А.Петрова и Р.Г.Исламова). С целью активации самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развитие творческих способностей детей, создала соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, где сосредоточены алгоритмы и схемы(ТРИЗ), предметные картинки, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованный уголок, «Копилку мудрости » (пословицы и поговорки ), дидактические игры по речевому развитию.
Основная педагогическая идея
Основной идеей педагогического опыта является развитие диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ – технологии. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование).
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, интересных, занимательных для детей методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. И поэтому в помощь к традиционным методам и приёмам я стараюсь творчески применять и инновационные технологии. Одна из таких технологий – ОТСМ – ТРИЗ – РТВ. ТРИЗ - технология в педагогической деятельности рушит стереотипы так называемой «традиционки», она позволяет раскрыть возможности ребенка и делает работу педагога более профессиональной. Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют
педагогам наилучшим образом решать проблемы речевого развития. Я использую в своей работе по данной теме методы «эвроритм» или «Волшебные ступеньки» и «решение проблемных ситуаций». Они помогают детям при формировании умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование).
Теоретической основой опыта являются: положения о важной роли связной речи в развитии личности детей (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), общедидактические принципы о единстве обучения и воспитания (В.А.Сластёнин, Н.В.Кузьмина, В.В.Давыдов), современные тендерные исследования о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина, исследования направления о достижении наибольшей активности в овладении языком (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина).
Реализация основных концептуальных идей развития связной речи детей базируется на следующих принципах:
- Принцип активности заключается в том, что дети должны выступать в совместной учебной деятельности не как пассивные объекты, а как равноправные соучастники учебного процесса.
- Принцип креативности связан с тем, что активность воспитанников должна носить не репродуктивный, а продуктивный характер, то есть быть творческой активностью.
- Принцип коллективности требует организации учебного процесса как коллективного процесса, в котором дети выступают во взаимные отношения, ведущие к взаимному обогащению.
- Принцип проблемности заключается в том, что любой материал, предлагаемый для усвоения, должен даваться как способ решения той или иной коммуникативной, познавательной, социальной и др. задачи. Умственное воспитание при этом будет выступать как последовательность подобных задач.
- Принцип индивидуализации предлагает учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников, а также самостоятельное нахождение ребенком своего места в коллективной работе в соответствии со своими интересами и личностными особенностями.
- Принцип успешности предполагает создание для детей ситуации достижения, где успех служит вознаграждением, определенным стимулом, позволяющим преодолевать трудности в работе.
Новизна опыта
Разработанная модель использования метода «эвроритм» или «волшебные ступеньки» и метода «решения проблемных ситуаций» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, созданию различных видов творческих рассказов, освоению форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование).
В работе:
- показано, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста успешно достигается в условиях, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Это достигается с помощью методов «эвроритм» и «решение проблемных ситуаций».
- Традиционные подходы к развитию речи детей предполагают широкое использование узконаправленных игр и тренингов (дидактических игр по звуковой культуре речи, тренингов по формированию грамматически правильной речи и т.д.)
- Создание речевых продуктов творческого характера - удобный ресурс для организации комплексных (многоцелевых) тренингов: дети получают ценный для них результат (сказку, загадку, рассказ ), а потому есть мотив ;
- любой речевой продукт работает, как на формирование комплекса навыков активной речи, так и на формирование навыков сильного мышления.
- обоснована необходимость в развитии связной речи на этапах дошкольного развития, как основы для дальнейшего успешного обучения на начальных этапах в школе.
- определена роль педагога как инициатора и руководителя работы над развитием связной речи у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Предложено для практического применения:
- перспективно-тематический план (приложение 1) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ – технологии;
- алгоритм решения проблем(АРИЗ) и алгоритм составления описательного рассказа об объекте («Волшебные ступеньки»);(приложение 2 и 3)
- игры на подготовительном этапе(приложение 4);
- карточки приёмов решения проблемных задач
(приложение 5);
- план работы с родителями(приложение 6);
- методики исследования связной речи детей(приложение 7);
Длительность функционирования, история развития опыта.
Экспериментальное обучение проходило в детском саду «Берёзка» с сентября 2011 года по февраль 2013 года.
Адресная направленность:
Опыт может использоваться воспитателями старших и подготовительных групп как общеразвивающей направленности, так и для детей с общим недоразвитием речи.
Цели и задачи.
Данный подход направлен на развитие мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ -технологии и способствует решению основных задач:
Образовательные
- развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);
- практическое овладение детьми нормами речи.
Развивающие
- развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, творческого воображения;
Воспитательные
- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к родной речи, родному языку;
- воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними.
Технология опыта
В работе с детьми я использовала разработанный Г.С.Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач(АРИЗ)(приложение 2); опыт работы педагогов - М.А.Жмыровой, Р.Г.Исламовой (г.Трёхгорный), С.А.Петровой (г.Череповец), Дакиевой Ю.В. (г.Нягань).
В своей работе с детьми по решению проблемных ситуаций использую дидактическое пособие «Осьминог» с карточками приёмов решения противоречий(приложение 5)и картотеку проблемных ситуаций(Приложение1). При составлении описательных рассказов об объектах и явлениях природы с помощью метода «эвроритм» использую пособие «Волшебные ступеньки» и наборы картинок по лексическим темам. Для составления рассказа с использованием «эвроритма» берутся объекты только рукотворного мира.
Фундамент для дальнейшей творческой деятельности по алгоритмам закладывается в среднем возрасте. И поэтому, начиная с четырех лет включаются в работу с детьми игры(приложение 4) на развитие системного мышления. Объекты для игр берутся из классификационных групп: игрушки, мебель и др. В подготовительной группе берутся более сложные классификационные группы: электроприборы, оборудование для исследований и т. д. Работа по алгоритмам начинается с5 - 6 лет.
Образовательная деятельность с дошкольниками проводится 2 раза в неделю как факультатив в совместной деятельности воспитателя и детей (1 раз в неделю решение проблемных ситуаций и 1 раз в неделю составление рассказа об объекте по методу «эвроритм»).
Вся работа строится поэтапно. Подбираются игры к каждому этапу.
Подготовительные этапы к решению проблемных ситуаций с помощью АРИЗ;
На первом этапе предполагается развивать у детей чувствительность к противоречиям в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты живой и неживой природы, например:
“Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример: “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.(манада)
Игра «Маятник» Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
Игра «Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что другим?» Воспитатель показывает картинку (утюг) и просит детей сказать, почему утюг должен быть и горячим и холодным; кто или что требует этого? (горячим он должен быть для белья, холодным для руки)
Игра «Кто (что) это может быть? Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно и мокрым и сухим?» Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств, и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).
На третьем этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов:
- Что мы имеем?
- Что хотим?
- Что нам мешает?
Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать его.
Четвёртый этап – решение проблемной ситуации с помощью приёмов: во времени, наоборот, часть, в пространстве, на микроуровне, модель, агрегатное состояние, объединение.
Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, используя приёмы решения проблем, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации с помощью АРИЗ. Здесь воспитатель только наблюдает и направляет, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Детям предлагаются и экстремальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Алгоритм работы с проблемами
(авторы - Г.С.Альтшуллер, Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
Цель: учить детей решать проблемы, используя разные алгоритмы организации мыслительных действий: решение противоречия, решение проблемы по адаптированному АРИЗ.
Структурные компоненты.
- Рассматривается какая - то проблемная ситуация. Выделяются основные объекты в ней и устанавливаются причинно-следственные связи.
- Находятся объекты и их признаки, к которым предъявляются претензии и формулируется противоречие.
- Представляется идеальный конечный результат.
- Рассматриваются ресурсы, с помощью которых возможно решение противоречия.
- Производится оценка ресурсов с точки зрения затраченного времени и средств.
- Принятие решения проблемы.
- Формулируются способы разрешения противоречия.
- Определяются подзадачи или формулировка новых проблем.
- Рефлексия: осознание способов работы с проблемами.
- Установление главной причины появления проблемы.
- Продуктивная деятельность по итогам работы с проблемой.
Этапы работы по методу «эвроритм».
Основные игры и игровые упражнения для подготовки детей к работе по методу «эвроритм»:
1.Определение функции объекта. Работа над словарем (накопление глагольного словаря:: «Что умеет делать…?»; «Найди друзей»; «Четвертый лишний», «Кто (или что) умеет…?»; «Во что с этим можно играть?»
2. Выявление подсистемных связей, работа над словарем и грамматическим строем (напр, над употреблен. Род п ): «Я (кто-то), ты моя часть…»; «Часть чего это?»; «Что есть у…?», «Составь целое», «На что это похоже?»; «Собиралки», «Что без чего не может быть?», «Мастерская поделок»
3.Изменение частей и свойств объекта (согласование род п.; развитие связной речи): «Знакомство с волшебниками», «Я дарю тебе свою часть», «Аукцион», «Хорошо – плохо».
4.Наделение объекта новой функцией (работа с глагольным словарём, согласование глаголов и существительных): «Я дарю тебе свое дело», «Мы юные конструкторы».
5.Нахождение сходства между предметами: «Найди друзей», «Что лишнее», «Маятник» (хорошо-плохо).
6.Подбор аналогий( умение проанализировать развитие системы): «На что похоже», «Продолжи ряд», «Когда так может быть».
7.Определение линии развития объекта: «Паровозик»; «Раньше - позже»; «Что на что похоже?»; «Зеркало времени»; «Чем был - чем стал».
8.Игры на классификацию: «Все в мире перепуталось»; «Продолжи ряд»; «Я еду…»; «Цепочка».
9.Представляю ключевые моменты работы с «эвроритмом»:
Код для детей | Вопросы к детям |
«Дело» | Что это? Для чего этот предмет необходим человеку? Для чего он его создал (придумал)?(функция объекта) |
«Главные части» | Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? |
"Друзья" | Какие еще бывают объекты? Придумайте друзей объекта с помощью морфотаблицы, изменяя части по размеру, форме, цвету, и расскажите, что изменилось, и чем это хорошо или плохо. |
«Волшебник» | Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами |
"Неудачник" | Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный?(игрушечный, резиновый, деревянный и т.д.) |
«SOS» | Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте может помешать им пользоваться? |
«Один» | Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился (найти способы сохранения раритета – условия длительного хранения для того, чтобы сделать такие же)? |
«Помощник» | Что может выполнять то же дело?(объект другой, функция та же) |
«Дело не нужно» | Когда бывает так, что функция объекта не нужна? |
Рекомендации:
- детям «эвроритм» представляется в виде домика;
- при переходе с этажа на этаж используются физкультминутки, пальчиковые гимнастики, связанные с «кодом» этажа например, после рассказа о модификациях объекта (о его друзьях), дети вживаются в образы и моделируют их действия;
- для составления рассказа с использованием «эвроритма» берутся объекты только рукотворного мира.
- на первом занятии разбираются четыре ступеньки, следующие четыре на втором занятии, рассказ дети составляют дома, а родители записывают его в тетрадь. Но можно рассказать рассказ и сотрудникам детского сада.
Высоких результатов не достичь без установления тесного контакта с семьей. В осуществлении взаимодействия с родителями использую такие формы работы, как: - родительские лектории; сообщение на родительских собраниях; групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; практикумы; папки – передвижки;
Результативность опыта
Для подтверждения предполагаемых результатов было проведено обследование уровня развития связной речи каждого ребенка на начало и окончание проведения экспериментальной работы. Для осуществления мониторинга использована методика, разработанная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования в соответствии с требованиями программы «Детство» под редакцией Бабаевой. В ходе проведения мониторинга исследования проводились по направлению:
- Развитие всех компонентов устной речи детей.
Результаты мониторинга показали, что значительно повысился высокий и средний уровень развития связной речи. Дети намного охотнее вступают в речевую деятельность, высказывания стали более последовательными, логически связанными между собой, осмысленными, с меньшим количеством аграмматизмов, богаче стал словарный запас. Результаты моей работы по данной теме показали эффективность применения методов и приёмов ОТСМ – ТРИЗ - технологии в процессе развития связной речи ребёнка. «Тризовские» игры и упражнения способствуют движению мысли ребенка, развивают логику, обогащают словарный запас ребенка, а также формируют умение применять полученные знания в незнакомых ситуациях.
Это хороший показатель эффективности развития детей и подтверждение правильного направления выбранного пути работы.
Список литературы
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-7 лет. – М.: Просвещение, 1993
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет.- М.: Просвещение, 2006
- Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. – Ульяновск, 1999
- С.А.Петрова «Приёмы работы с «эвроритмом». Ульяновск, 2007
- СИДОРЧУК Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. - Ульяновск, 1996г.
- КРОХИНА И. Система подготовительных заданий в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Тезисы докладов Третья региональная научно-практическая конференция. – Челябинск, 2000г.
- АЛЬТШУЛЛЕР Г.С. Найти идею, - Новосибирск, 1986г.
- ГУТКОВИЧ И.Я, САМОЙЛОВА О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. - Ульяновск, 1999г.
- ЖМЫРЁВА М.А., СИДОРЧУК Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием. – Ульяновск, 2001г.
- ЖЕЛЕЗНОВА С.В., ФАЛЬКОВА Т.А. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. - Ульяновск. 2001г.
- Творческие задания «Золотого ключика» - авторы составители Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А., - Самара
13. Лепустина С. Н. Формирование системного и диалектического
мышления через «эвроритм».
Приложения
Приложение 1
Перспективно – тематический план работы по решению с детьми проблемных ситуаций и составлению рассказа методом «эвроритм»
Дата | Проблемная ситуация (творческая задача); объект рукотворного мира. | Цели и задачи |
Сентябрь 3 неделя | «Как мальчику достать собаку из колодца и самому туда не спускаться» | Учить детей выделять противоречие в смоделированной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: развивать коммуникативные навыки; культуру общения; |
Ледовый дворец («эвроритм») | Учить составлять рассказ об объекте; расширение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков; | |
Сентябрь 4 неделя | «Как слоненку стать розовым и не быть похожим на большого поросенка» | Учить детей выделять противоречие в проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; |
Корзинка («эвроритм») | Учить составлять рассказ об объекте; расширение словарного запаса; | |
Октябрь 1 неделя | «Как старой бабушке выкопать картошку и меньше повредить спину» | Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов и их окружения; |
Зоопарк(«эвроритм») | развивать коммуникативные навыки; культуру общения; расширять словарный запас; | |
Октябрь 2 неделя | «Как мальчику выйти из замка, и не отдавать злому колдуну золотое сердечко». | Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов; |
Детский сад («эвроритм») | Формировать умение составлять рассказ об объекте, развивать творческое мышление; | |
Октябрь 3 неделя | «Как сходить на день рожденье в новых туфлях, и не натереть ноги» | Учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему; |
Резиновые сапоги («эвроритм») | развивать коммуникативные навыки; культуру общения; расширять словарный запас; | |
Октябрь 4 неделя | «Как девушке искупаться в озере после полудня и не стать русалкой» | Учить детей выделять проблему; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему; вырабатывать умение формулировать новую проблему. |
Стул («эвроритм») | Формировать коммуникативные умения; активизировать словарный запас; | |
Ноябрь 1 неделя | «Как проехать в пустыне по шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать?» | Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов; |
Сумка («эвроритм») | Формировать умение составлять рассказ об объекте, развивать творческое мышление; | |
Ноябрь 2 неделя | «Как зебре полежать на пляже и остаться с полосками» | Учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака; |
Пылесос («эвроритм») | Формировать коммуникативные умения; активизировать словарный запас; | |
Ноябрь 3 неделя | «Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой» | Учить детей выделять проблему; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; |
Холодильник («эвроритм») | развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; | |
Ноябрь 4 неделя | «Как осветить комнату, не пользуясь огнем» | Учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ; |
Дом («эвроритм») | формировании умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах; | |
Декабрь 1 неделя | «Как Вини Пуху полакомиться медом и чтобы пчелы его не покусали» | Учить самостоятельно решать проблемные ситуации, формулировать противоречия;
|
Снегоуборочная машина («эвроритм») | создание различных видов творческих рассказов, освоение объяснительной формы речи; | |
Декабрь 2 неделя | «Как мальчикам забрать мяч у собаки и чтобы она их не укусила» | Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель); уточнить представления детей о собаке (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения); |
Валенки («эвроритм») | развивать доказательность речи. воспитывать желание вступать в диалог ; | |
Декабрь 3 неделя | «Как Мальвине, убегающей от Карабаса, собрать упавшие в траву бусы и чтобы Барабас ее не догнал» | Учить детей видеть конкретную задачу; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств; |
Ручка для письма («эвроритм») | развивать сообразительность, доказательность речи | |
Январь 3 неделя | «План воплощения мечты». | Продолжать учить детей различать проблему и трудности; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; |
Стиральная машинка («эвроритм») | формировать умение составлять описательные рассказы о предметах, объектах; обогащать словарный запас; | |
Февраль 1 неделя | «Как женщинам перевезти в лодке купленный товар и чтобы она не перевернулась» | Учить детей находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве и т.д. воспитывать умение работать в парах. |
Одежда (шуба или пальто) («эвроритм») | Формирование грамматического строя речи, умения составлять творческие рассказы; | |
Февраль 2 неделя | «Поможем девочке – умнице» | Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «Хорошо – плохо»; учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака; |
Игрушки (кукла) («эвроритм») | формировать коммуникативные качества, пополнение и активизация словаря; | |
Февраль 3 неделя | «Возникновение рукотворного мира» | Учить самостоятельно решать проблемные ситуации; формулировать противоречия; побуждать объяснять словами способы решения противоречий. |
Солдатская каска («эвроритм») | Обогащение словаря детей, формировать культуру диалога, развивать монологическую речь. | |
Февраль 4 неделя | «Помоги Маше» | Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий. с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель); уточнить представления детей о лошади (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания; развивать доказательность речи; |
| Платяной шкаф («эвроритм») | формировать коммуникативные качества, пополнение и активизация словаря; |
Март 1 неделя | « Как сделать так, чтобы слушать музыку как нравится и не мешать другим?» Светофор («эвроритм») | Учить детей узнавать предмет и задавать вопросы, используя пособие по именам признаков; учить детей находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие; помочь усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, часть, микроуровень, модель, воспитывать умение работать в коллективе; развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; |
Март 2 неделя | «Как гулять по зимнему лесу и не проваливаться?» | Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «Хорошо – плохо»; учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; учить находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств; |
Очки («эвроритм») | Развитие грамматического строя и произносительной стороны речи ; практическое овладение детьми нормами речи. | |
Март 3 неделя | «Как передвигаться по гололёду и оставаться здоровым?» | Учить детей задавать вопросы; продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; развивать сообразительность, доказательность речи упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств; |
Кастрюля («эвроритм») | воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к родной речи, родному языку; | |
Март 4 неделя | «Как детям выйти на прогулку и не сломать дверь» Часы («эвроритм») | Учить находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть); учить детей находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени; Развитие грамматического строя и произносительной стороны речи ; практическое овладение детьми нормами речи. |
Апрель 1 неделя | «Как детям в походе поесть горячую пищу без ложек и не обжечь руки» | Учить детей различать проблему и трудности; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем. |
Нож («эвроритм») | воспитывать умение работать в коллективе; развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; | |
Апрель 2 неделя | «Принятие точки зрения другого человека».
| Уточнить представление детей об основных средствах коммуникации (речь, мимика, жест, моделирование) и учить анализировать их с точки зрения другого человека. |
Микроскоп («эвроритм») | Развитие грамматического строя речи ; практическое овладение детьми нормами речи. | |
Апрель 3 неделя | «Большое космическое путешествие» | Учить детей различать проблему и трудности; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем. |
Книга («эвроритм») | Развивать коммуникативные навыки детей при работе над составлением рассказа об объекте. | |
Апрель 4 неделя | «Как не замочить ноги в луже?» | Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значений одного признака, и объяснять их наличие; учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий; |
Душ («эвроритм») | развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; навыков общения со сверстниками; | |
Май 1 неделя | «Как людям передвигаться в густом тумане и не сталкиваться друг с другом»
| Формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы решения противоречий; дать понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств. |
Фонарик («эвроритм») | воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними. | |
Май 2 неделя | «Как рыбаку ловить рыбу с помощью баклана?» | Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель); уточнить представления детей о птице баклан (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения); развивать доказательность речи; воспитывать желание решать общую задачу. |
Удочка («эвроритм») | воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними. | |
Май 3 неделя | «Как маме угостить бабушку пирожками и чтобы Красная Шапочка не пострадала» | Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств; |
Настольная лампа («эвроритм») | формировать навык сотруд - ничества друг с другом, практическое овладение детьми нормами речи. | |
Май 4 неделя | «Как бабушке поливать цветы в засушливое лето и чтобы вода из колодца не убывала» | Учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; формировать коммуникативные качества. |
Вентилятор («эвроритм») | воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.Цель: формирование представления об электричестве, зачем оно нужно и где можно встретить его в повседневной жизни. ...
- Мне нравится (1)